Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы: Необходимость развития читательской компетенции младших школьников регламентирована требованиями ФГОС НОО. Красота и культура звучащей речи есть один из важнейших показателей интеллектуального и нравственного развития субъекта.
Важным компонентом речи и чтения является беглость чтения и интонационная выразительность. Эта тема всегда привлекала внимание учителей-практиков, поскольку речевые задачи в литературном образовании подразумевают сформированные умения и навыки беглого и выразительного чтения школьников.
Под беглым чтением понимают правильное и без ошибок выразительное чтение с соответствующей скоростью и соблюдением знаков препинания. Это определяется возрастом ученика. Беглое чтение предусматривает определение звуков, складыванием слогов, учёта слов и предложений с пониманием всего прочитанного текста. Это предусмотрено требованием ФГОС НОО.
Необходимость развития читательской компетенции младших школьников в целом также регламентирована требованиями ФГОС НОО. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Те навыки, которые ученик приобретает в школе, будут всегда служить ему языковой основой, которая сформирует беглость и выразительность его чтения.
Этим вопросом занимались исследователи А.И. Пешковский, А.А. Шахматов и др. Исследователи Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова и др., рассматривали беглое чтение как один из видов учебной деятельности школьников. Это, в свою очередь, позволило говорить о необходимости формирования у школьника умения и навыка воспроизводить литературные тексты правильно, осмысленно и эмоционально.
В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматриваются материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание, беглость чтения и др., но недостаточно представлены техники и методики по формированию беглого и выразительного чтения.
Проблемы развития читательской компетенции у младших школьников рассматривали исследователи Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы до конца ещё не изучены и не представлены. В связи с чем, можно выделить противоречие между необходимостью развития у младших школьников навыков беглого чтения и недостаточностью методических разработок по данной теме.
Существуют нормативы скорости чтения для учеников младшей школы. В первом классе в начале учебного года ребёнок должен читать 20–25 слов в минуту, в конце — 30–40. Во втором классе эти цифры составляют, в начале учебного года 45–50 слов в минуту, в конце -от 60 слов в минуту и больше. Для 3 класса норма составляет в начале года 60–70 слов в минуту, в конце учебного года, от от 75 слов и больше. В четвертом классе, в начале учебного года ребёнок должен читать 75–80 слов в минуту, а в конце учебного года 95–100 слов в минуту. Эти нормативы являются усреднёнными.
При этом, у каждого ребёнка присутствует свой темп развития. Практика показывает, что как в начале учебного года, так и в конце учебного года средние цифры детей, которые не укладываются в данные нормативы составляет до 10 процентов.
На основе вышесказанного можно выделить проблему, какие методы и приемы будут способствовать формированию навыков беглого чтения на уроках литературного чтения в процессе работы над произведениями.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у младших школьников читательские компетенции и навыки беглого чтения. Анализируя учебники по литературному чтению, мы не нашли заданий на формирование беглости чтения.
Цель работы: изучить теоретические и прикладные аспекты методики по формированию навыков беглого чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
Объект исследования: формирование навыка беглого чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические приемы по формированию навыков беглого чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
Задачи:
1. Рассмотреть беглость чтения как компонент навыка чтения.
2. Изучить особенности формирования навыков беглого чтения у младших школьников.
3. Изучить методические приемы по формированию навыков беглого чтения у младших школьников у на уроках литературного чтения.
4. Описать опыт учителей по формированию навыков беглого чтения у младших школьников у на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы процесса формирования навыков беглого чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Беглость чтения как компонент навыка чтения
Под навыком чтения младшего школьника понимают определенный набор умений и навыков. Это в первую очередь умение понимать то, о чем говорится в тексте, правильно проговаривать слова, читать выразительно, обращая внимание на знаки препинания и содержание, при этом не забывая и о темпе чтения. Навык чтения состоит из компонентов:
-осознанность (понимание);
-правильность;
-выразительность;
-темп (скорость) чтения;
-способ чтения.
Навык чтения – это комплекс умений и навыков субъекта. Это понимание смысла текста и правильное прочтение слов. Также важно ориентироваться на знаки препинания, не забывая и о темпе чтения.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения (восприятие, произнесение и осмысление читаемого) разорваны и требуют от ребенка больших усилий.
Младший школьник должен увидеть гласную букву, соотнести ее с предыдущей согласной, озвучить каждый слог, узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на аналитическом этапе формирования навыка чтения. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте.
Синтетический этап предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами, интонирует читаемое. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе [8].
На этапе автоматизации техника чтения уже доведена до автоматизма и не осознается учащимся. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Учителя практики отмечают, что читательские навыки современных школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Это происходит от снижения интереса современных школьников к чтению. Проблема постепенно перерастает в серьёзную культурную проблему.
Беглость чтения не должна быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения: правильности, сознательности и выразительности. Нормы беглости указаны в программах чтения по годам обучения, но обычно это в среднем 120-130 слов в минуту на конец обучения в начальной школе.
При формировании беглости чтения имеют место два направления:
1) использование тренировочных упражнений, способствующих совершенствованию зрительного восприятия, развитию артикуляционного аппарата, регуляции дыхания;
2) применение принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой, В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Под беглостью чтения понимают наличие у читающего техники чтения, умение распознавать значение слов, понимать прочитанное используя при этом имеющиеся знание и опыт. Школьник при этом умеет читать без напряжения и направляет своё внимание на понимание содержания текста. Чтобы младшие школьники успешно справлялись с овладением навыка беглого чтения, им необходимо знать и понимать, что такое форма чтения. Владения навыком перехода от одной формы чтения к другой будет способствовать не просто беглому чтению, а беглому смысловому и выразительному чтению, писала Т.Г. Фирсова [21].
Под беглым чтением понимают комплексную деятельность ученика, которая проявляется одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения, и присутствует как воплощение и передача личного истолкования прочитанного, за определённую единицу времени [21].
Беглость зависит от поля чтения. Поле чтения (угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд схватывает за один прием. Скорость чтения зависит также от возрастных возможностей учащихся, темперамента ребенка. Беглость чтения напрямую зависит и от того, на каком этапе формирования находится навык чтения вообще.
Беглость чтения формируется эффективнее при соблюдении следующих методических условий:
1. Упражнения в чтении должны быть систематическими.
2. Отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов.
3. Необходимо вести систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибочного чтения, тормозящего беглость чтения.
4. В классе должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней:
- чтение шепотом;
- беззвучное артикулирование читаемого;
- «тихое чтение» (в плане внутренней речи);
- чтение про себя.
Беглое чтение есть один из наиболее значимых навыков формирования полноценного чтения и понимания прочитанного текста. Беглость
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Володина, Е.Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е.Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 06.04.2024).
4. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 88 с.
5. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1983. –144 с.
7. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 06.04.2024).
8. Джаджиева, О.Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. Джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2014. — № 1. — С. 22–25.
9. Капская, А.И. Выразительное чтение [Текст] / А.И. Капская. – М.: Высшая школа, 1986. – 168 с.
10. Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М.: Дело, 2011. – 144 с.
11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
12. Литературное выразительное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
13. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
15. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
16. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
17. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
18. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]: пос. для учителя / М.А. Рыбникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1963. – 315 с.
19. Сафиуллина, Г.К. Сборник текстов для проверки выразительного чтения в начальных классах [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-tekstov-dlya-proverki-osoznannogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3405479.html (дата обращения 06.04.2024).
20. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2019. – 112 с.
21. Фирсова, Т.Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
22. Формирование навыка выразительного чтения. Сборник приемов и техник [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html (дата обращения 06.04.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.
25. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи [Текст] / Е.В. Язовицкий. – 2-е изд. – М.: Изд-во Просвещение, 2010. – 304 с.