Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понимание значимости общественного мнения в отношении любых предприятий, идей или групп является отправной точкой в деятельности специалиста в области PR. При необходимости завладеть мнением общественности невозможно переоценить методы пропаганды. Но стоит учесть, что в сознании основательно укоренилась практика использования данного понятия во времена Второй мировой войны, что вызывает, связанные с ним, негативные ассоциации. Актуальность обзорно-аналитической работы связана с важностью пропаганды в современной жизни и заключается в необходимости объяснения ее истинного положительного значения, функций и механизмов в деятельности PR-специалиста, используя практические примеры в работе Эдварда Бернейса "Пропаганда".
Рассматриваемые аспекты позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в непонимании истинной практической значимости пропаганды в современном обществе, а значит ее неумелом использовании специалистами в области PR.
Наибольший вклад в исследование феномена пропаганды в ее теоретическом и прикладном значении внесли: американский политолог Гарольд Лассуэлл, американский писатель и журналист Уолтер Липпман, американский философ Джон Дьюи, а также рассматриваемый нами автор Эдвард Бернейс и др.
Произведение "Пропаганда" Эдварда Бернейса является одним из наиболее значимых и влиятельных текстов в истории литературы. Оно было написано в период между двумя мировыми войнами, когда политическая ситуация в мире была напряженной, а пропаганда стала неотъемлемой частью политической борьбы.
Актуальность исследования заключается в его значимости для современного общества, где манипуляции сознанием и информационные войны становятся все более распространенными. В своей книге Бернейс исследует техники и методы пропаганды, раскрывая их влияние на массы и способы манипуляции человеческими мыслями и эмоциями. Анализ данного произведения помогает разобраться в современных средствах массовой информации, понять, каким образом нас воздействуют и как сохранить свою критическую мысль и независимость в мире, где пропаганда становится все более утонченной и неуловимой.
В работе объектом исследования является само произведение - роман «Пропаганда» Эдварда Бернейса, опубликованный в 1920 году.
Предметом исследования является анализ содержания и структуры произведения, а также выявление основных идей и тем, которые автор хотел передать читателю.
Целью данной работы является выявление отличительных признаков современной пропаганды в лице ее функций и механизмов в различных сферах жизни общества, описанных в работе Э. Бернейса "Пропаганда".
Задачами обзорно-аналитической работы в связи с указанной целью являются:
-рассмотреть понятие и содержание пропагандистской деятельности;
-описать функции и принципы пропагандистской деятельности;
-изучить исторический контекст создания произведения Э.Бернейса "Пропаганда";
-выявить отличительные черты и функции "новой пропаганды" по Бернейсу;
-проанализировать механизмы пропаганды по Бернейсу.
Для достижения главной цели научной работы использованы методы анализа литературы, сравнения, обобщения, метод классификации, а также исторический метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав. заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты пропаганды
1.1 Понятие и содержание пропагандистской деятельности
Одним из наиболее эффективных способов целенаправленного формирования общественного мнения, в понимании Эдварда Бернейса, является пропаганда (лат. propagande — распространять). Это систематическое целенаправленное распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, с целью идейного воздействия на массовое сознание и общественное мнение. Эффективность пропаганды оценивается мерой изменения сознания и поведения людей.
По Э. Бернейсу, пропаганда — «это последовательная, достаточно продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к предприятию, идее или группе» [1]. Суть пропаганды — целенаправленное создание нужных событий и образов или нужной картины мира для того, чтобы повлиять на сознание миллионов людей. Цель пропаганды — заставить людей мыслить и действовать определенным образом, подчиняясь воли небольшой группы людей, например, правящему классу или руководителям фирмы, рекламирующим свою продукцию. Таким образом, формируется необходимое общественное мнение, одобряющее политику правительства, предлагаемый товар или образ врага.
В пропаганде широко используются различные наработки в области психологии толпы и группы. Суть вопроса состоит в том, что человек в толпе (группе) в значительной мере теряет свою индивидуальность и подчиняется групповым импульсам и эмоциям. Э. Бернейс считает, что даже тогда, когда человек находится наедине с собой, его сознание сохраняет шаблоны, впечатанные влиянием группы. Поэтому, когда приходится принимать решение, индивид либо следует примеру лидера, которому доверяет, либо пользуется усвоенными в группе наработками (образами, шаблонами и др.)[2].
Кроме того, внедряемые через средства массовой коммуникации образы, как правило, разрабатываются специалистами с учетом уже усвоенных той или иной социальной общностью стереотипов. Поэтому эти образы ложатся на подготовленную почву и, по мере необходимости, видоизменяются, достраиваются и усиливаются. При этом внедряемые в массовое сознание образы должны отвечать критериям простоты, доступности, публичности, эмоциональности.
Одним из важнейших принципов пропаганды, предложенным Э. Бернейсом, является синхронизированное (комплексное) воздействие на массы: «Следует задействовать любой предмет, на который можно поместить надпись или картинку, любой аппарат, издающий разборчивые звуки. ...Новости распространяются через печатное слово: книги, журналы, письма, плакаты, проспекты, баннеры и газеты; через изображения: фотографии и кино; посредством слуха: лекции, речи, оркестровая музыка, радио, рекламные песни»1. При этом процесс воздействия на сознание людей не должен прекращаться никогда. Важно также выбирать нужное время для вброса актуальной информации.
Другими важнейшими принципами пропаганды являются доступность, краткость и очевидная положительность восприятия предлагаемой пропагандистами информации для потенциального субъекта мнения. Рассмотрим эти принципы подробнее:
1) Доступность. Выше уже говорилось, что словесные образы должны быть стандартизированы и упрощены для того, чтобы быть максимально доступны для восприятия самой широкой аудиторией. Если различные сегменты аудитории имеют значительные социально-психологические различия, то для каждого сегмента пропаганда предлагает свой особый адаптированный код доступности, учитывающий усвоенные субъектом мнения стереотипы.
2) Краткость — это концентрированное выражение национальной идеологии, программной цели социального движения или описание рекламируемого товара. Например, в ходе подготовки и осуществления социалистической революции (1917) основной лозунг большевиков состоял из следующих слов: «Земля — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам». Геббельсовская пропаганда всю национальную идеологию фашистской Германии также сумела выразить в одном предложении: «Одна страна, один народ, один вождь».
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бернейс Э. Пропаганда. - М.: Hippo Publishing, 2010 -176 с.
3. Бредихин А.Л., Удальцов А.А. Пропаганда как средство осуществления идеологической функции государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 3 (87). – С. 12-19
5. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М.: Глобол, 2021. – 278 с.
6. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе: Учеб. пособие для вузов. - М.: Крокус, 1987. – 186 с.
7. Ефременко Д.В., Богомолов И.К. Анатомия пропаганды или “война идей по поводу идей” - М.: Наука, 2021. – 392 с.
8. Иванов В.Н. Социология пропаганды: некоторые аспекты содержания // Социологические исследования. - 2023. - № 3. – С. 55-59
9.Дорцева Е.В. Феномены пропаганды и контрпропаганды в системе социологического знания. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2024 - №30(1) - С.222-260.
10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Наука, 2000. – 178 с.
11. Карепова С.Г. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. - 2020. - № 4. – С. 67-69
12. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне - М.: Глобол, 2021.- 222 с.
13.Осипова Н.Г., Елишев С.О. Революции и государственные перевороты. Теория, ис-тория и практика. - М.: Наука, 2023. – 276 с.
14.Патрахина, Т. Н. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (84). — С. 305-308.
15. Рустамов Р.Р., Тураева С.Х. Виды пропаганды, ее цели и задачи // Международный журнал “Вестник науки”. - 2020. - № 11 (32). - С. 58-63.
16.Соловьев А.В. Информационная война, понятие, содержание, перспективы // Пространство и время. - 2020. - № 2. – С. 88-95
17. Тонгузаева Е.Н. Государственная пропаганда как элемент реализации информационной политики // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека: материалы VIII Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников. - Саратов, 2021. – С. 71-81
18. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. - М.: Просвещение, 2020. – 364 с.
19. Эллюль Ж. Феномен пропаганды. - СПб.: Питер, 2023. – 157 с.