Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА БЕСЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Анализ понятия метод беседы как средство формирования моральной оценки у младших школьников 6
1.2. Особенности формирования моральной оценки у младших школьников на уроках литературного чтения посредством метода беседы 10
Выводы по первой главе 15
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА БЕСЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Организационно-педагогические условия формирования моральной оценки у младших школьников на уроках литературного чтения посредством метода беседы 16
2.2. Методические рекомендации по формированию моральной оценки у младших школьников на уроках литературного чтения посредством метода беседы 24
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Социальный прогресс – это всегда создание условий для всестороннего развития каждой личности. На современном этапе развития общества стоит важная задача этического нравственного воспитания школьников и формирования у них моральной оценки. Эта работа всегда была актуальной в практике всей образовательной среды.
Нравственное и моральное воспитание и развитие нравственных личностных качеств у младшего школьника призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, навыки соответствующего поведения, этические представления и др. Моральная оценка – это одобрение или осуждения действия, которое совершает человек, с точки зрения морали. Чтобы обладать моральной оценкой, у субъекта должно присутствовать нравственное и моральное воспитание, которое позволяет выносить оценочные суждения чего-либо, или, кого-либо.
С позиции морали человек может оценивать поведение других людей в обществе, давать оценку поступкам литературным героям и др. Такие люди, как правило, в состоянии адекватно оценить и свои собственные действия. Эти процессы взаимосвязаны с такими категориями как совесть, моральная оценка, или самооценка. Проблемы морали изучает наука – этика. Этика является наукой, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе. Она изучает нравы и обычаи, ценности и традиции народа.
Методика работы с литературными произведениями на уроках в начальной школе является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников. Круг чтения в начальной школе охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят стихотворные произведения, проза, басни, былины и др. Младшие школьники всегда лучше воспринимают произведения, которые несут в своем содержании яркий и эмоциональный образ.
Происходит это от того, что внешнее строение, рифма и общий ритм произведения способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие.
Это повышает интерес ученика к изучению литературных текстов. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров. В самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Это позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды, оценки и способствует развитию у школьников образного мышления.
Нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование у них моральных представлений связано с развитием их эмоциональной сферы. Не так сложно передать младшему школьнику знания об этической норме поведения и требовать при этом выполнение школьником моральных правил. Гораздо сложнее выработать у субъекта определенное отношение к моральной норме и желание следовать в правильном направлении. Знаний лишь этических и нравственных норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно и по собственному желанию, поступал нравственно. Вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ученика особенно актуален в истории современной педагогики.
Цель работы: анализ и выявление возможностей и условий использования метода беседы на уроках литературного чтения как средства формирования моральной оценки у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования моральной оценки у младших школьников.
Предмет исследования: метод беседы на уроках литературного чтения как средства формирования моральной оценки у младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия метод беседы как средство формирования моральной оценки у младших школьников.
2. Изучить особенности формирования моральной оценки у младших школьников на уроках литературного чтения посредством метода беседы.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования моральной оценки у младших школьников на уроках литературного чтения посредством метода беседы.
4. Предложить методические рекомендации по формированию моральной оценки у младших школьников на уроках литературного чтения посредством метода беседы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА БЕСЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ понятия метод беседы как средство формирования моральной оценки у младших школьников
Определение темы и подбор материала для этической беседы при формировании ценностного отношения к жизни у младших школьников осуществляется с учётом определённых технологических особенностей. Под этической беседой понимают форму разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества в различных вопросах. Это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между педагогом и дошкольниками.
Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения детей по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Беседа – это не рассказ, и не инструктаж. Целью этической беседы, независимо от содержания темы, является воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений и оценок.
Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой. Она тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой, трудом взрослых и др. Беседы бывают вводные и обобщающие (итоговые) [7].
Становление личности в концепции Э. Эриксона понимают, как смену возрастных этапов, на каждом из которых происходит преобразование внутреннего мира человека. При этом могут радикально изменяться его отношение к внешнему миру и окружающим его людям. В результате этого процесса субъект приобретает новые личностные качества, которое может сохраниться у него в течение всей жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский - М., 2011. – 330 с.
2. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание школьников / З.М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 07.04.2024).
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2017. - No 2. - С. 15-18.
4. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения былины в школе / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 07.04.2024).
5. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2013. - 480 с.
6. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - школьником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
7. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская: Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
8. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников [Текст]/ Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29.
9. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
10. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО: Методическое пособие [Текст]/ О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с.
11. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын [Текст] / - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С. 40-43.
12. Кохендерфер, Ю.В. Технологии формирования коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
13. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие школьников [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2013. - 156 с.
14. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 07.04.2024).
15. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений былинного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 07.04.2024).
16. Мельничук, В.В. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной и основной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyh.kiev.ua/ (дата обращения: 07.04.2024).
17. Нестюричева, Н.М. Урок-проект: составление паспорта басни/былины // Филолог. 2013. № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_25_532 (дата обращения: 07.04.2024).
18. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] / Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
19. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения [текст] / Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
20. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст] / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
21. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2010. - No 3. - С. 16-21.
22. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание школьников [Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - No 4. - С.14-16.
23. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2015. - С.95.
24. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания школьников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2016. – No 6. - С.21-25.
25. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 - с. 24-29.