Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия - уникальное государство с многочисленными особенностями, которое требует эффективного управления из различных центров власти. Федерализм и федеративное устройство государств занимают важное место в политической науке как в России, так и за ее пределами. Это подтверждается наличием специализированных научных центров, изданий и проведением конференций по данной тематике.
Федерализм стремится к созданию государственной системы, которая обеспечивает единство в многообразии. Федерация является наиболее подходящей формой государственного устройства для страны с разнообразными регионами по различным параметрам. В 1918 году введено Федеральное устройство России, заменив Российскую империю унитарной системой. В соответствии с Конституцией 1993 г. РФ является равноправным субъектом: республиками, краями, областями, городами федерального значений, автономными областями и автономными округами. Это означает, что каждый из этих субъектов имеет определенные права и компетенции, а также собственные органы управления и законодательство, соблюдение которых гарантируется федеральным уровнем власти. Россия является самым обширным и одним из самых многонациональных федеративных государств, с большим числом разнообразных субъектов федерации.
Тема исследования «Особенности российского федерализма» является актуальной, поскольку федерализм является основополагающим принципом организации государственной власти в Российской Федерации. Изучение особенностей российского федерализма позволяет понять принципы распределения власти между центром и регионами, а также выявить особенности функционирования федеративной системы в стране.
Цель данной работы: изучение особенностей российского федерализма с целью выявления его основных принципов, проблем и перспектив развития.
Задачи:
- рассмотреть историю развития Российского федерализма;
- обозначить современный Российский федерализм;
- проанализировать конституционные принципы федерализма в решениях Конституционного Суда Российской Федерации;
- определить перспективы развития российского федерализма.
Объект исследования: федеративная система в Российской Федерации.
Предмет исследования: особенности организации и функционирования федеративной системы в России.
В отечественной юридической литературе работы таких авторов, как Р.Г. Абдулатипов, С.А. Автономов, С.С. Алексеев, Н.Н. Арзамаскин, А.Н. Аринин, В.К. Бабаев, М.В. Баглай и других, посвящены исследованию федерализма, становлению и развитию федеративных отношений в России. Эти ученые в своих трудах анализируют конституционные и правовые аспекты федерализма, рассматривают роль и функции федеральных и региональных органов власти, изучают вопросы деления компетенций между уровнями власти, а также обсуждают проблемы межнациональных отношений и экономические аспекты федерализма в России. Их работы являются важным вкладом в изучение и понимание особенностей федеративной системы в России и помогают расширить научное представление о федерализме как политической системе.
Методологическую основу исследования составили: сравнительный метод, метод правового анализа, системный метод, статистический метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. Теоретические аспекты особенностей российского федерализма
1.1 История развития российского федерализма
Российский федерализм имеет свои особенности, отличающие его от федерализма в других странах. Россия была провозглашена федерацией в историческом контексте, а не создана путем объединения независимых государств. В течение своей истории Россия существовала как унитарное государство. После Октябрьской революции в 1917 году она продолжала существовать как унитарное государство до января 1918 года .
Федеративное устройство России было закреплено в Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским Съездом Советов в 1918 году. Федерация состояла из автономных областных союзов, что означало формирование России как федеративного государства с автономными образованиями.
В начале формирования Федеративная система СССР была довольно формальной, так как Верховный совет СССР остался однопалатным вплоть до 1989 г., что обычно характерно унитарным государствам. Компетенция национальных государственных и административных единиц определена по принципу остаточного характера, а это означало, что их компетенция преимущественно находилась в районах муниципальных образований.
Таким образом, федерализм в России имел свои особенности и развивался в контексте исторических событий и политических решений.
С начала и до конца существования Советского Союза территория РСФСР неоднократно изменялась, сокращаясь примерно на треть. В период с 1918 по 1922 годы существовали различные формы автономий, такие как автономные республики, трудовые коммуны и автономные области. В последующие годы (с 1923 по 1937 год) появились новые формы автономий, включая национальные округа.
Конституция СССР от 1937 года установила федеративные формы в 17 автономных республиках, в 6 автономных округах и в национальных округах республик. В 1978 году число автономных округов и автономных округов сократилось. После того, как СССР распался, произошел конфликт в законодательстве между республиками и СССР, который привел к параду Суверенитета. В результате какие-то автономные районы и АССР стали республиками, а какие-то автономные районы стали областями. К примеру, Чукотская автономная округа стала отдельной республикой, а Чувашская АССР была разделена на две Республики - Чеченскую, Ингушетскую.
В 1992 году в регионах России были заключены федеральные договоренности, которые определили разделение властей федеральных и региональных властей. В 1993 году принятием Конституции РФ все регионы России, в том числе республики, регионы, регионы автономных округов, города Москвы, Санкт-Петербурга, стали равными субъектами.
Конституция РФ 1993 года определяет основы конституционного и правового строя субъектов РФ, предусматривает изменение состава РФ. Соответственно, прошли референдумы о объединении разных регионов, а также прошли референдумы. Например, референдум по созданию Пермского края состоялся в 2003 году, объединив Пермскую область и Коми Пермский автономный округ. Кроме того, в разные годы проводились референдумы о присоединении и объединении других регионов.
В настоящее время в Российской Федерации 83 субъекта. Республики имеют особый конституционно-правовой статус, поскольку являются государствами в составе Российской Федерации. У них есть своя конституция, законодательство, гражданство, государственный язык и органы власти. Каждая республика имеет уникальные особенности и характеристики, отличающие их друг от друга.
Территория, область и город федерального назначения - административные единицы РФ с уставами, законодательством и правомочиями. Они определяются Конституцией Российской Федерации и принятыми соответствующими органами законодательной власти.
Регионы России входят в состав Алтайского края, Камчатского края, Хабаровского края, Краснодарского края, Красноярского края, Пермского края, Приморского края, Ставропольского края, Забайкальского края. Каждая из них обладает своими особенностями и характером, отражающим уникальные черты и возможности региона.
В Российской Федерации несколько регионов, в том числе Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Челябинская, Иркутская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Москва, Мурманская, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Орел, Пенза, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Сахалин, Самара, Саратов, Смоленск, Свердловск, Тамбов, Томск, Тверь, Тула, Тюмень, Ульяновск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж и Ярославль. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и особенности, отражающие уникальные особенности и потенциал региона.
Эти административно-территориальные единицы имеют свои особенности и уникальные черты в организации своей деятельности и взаимодействии с федеральными органами власти. Каждый край или область обладает своим собственным законодательством и правительством, что позволяет им решать местные вопросы и принимать решения в соответствии с потребностями и особенностями своего региона.
Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.
Сейчас в России не существует юридической границы между территорией и регионом. К федеральным городам относятся Санкт-Петербург и Москва. Автономные учреждения, например, автономная область или автономный округ, представляют собой национальные государственные учреждения с уставами, законодательством, полномочиями. Единственным автономным округом в России является еврейская автономная округа. К автономным округам относятся Ненецкий автономный округ (Нарьян-Мар), Ханты-Мансийский автономный округ (Ханты-Мансийск), Чукотский автономный округ (Анадырь) и Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард). Отношения между автономными округами, входящими в состав территории или области, могут регулироваться федеральными законами и соглашениями между соответствующими субъектами.
1.2 Современный Российский федерализм
Современный российский федерализм отражает государственное единство и объединяет многонациональное многообразие страны вокруг русского народа. Русский народ играет центральную роль как ядро и основная сила федеративного государства. Эта особенность российского федерализма проявляется как в его структуре, так и в отношениях между субъектами.
Вторая важная особенность современного российского федерализма заключается в сочетании территориальных и национальных принципов. Ранее, до заключения Федеративного договора 1992 года и принятия Конституции РФ 1993 года , субъектами РФ считались только национальные государства (автономные республики) и национальные образования (автономные области и округа). В настоящее время субъектами РФ являются также территориальные единицы, такие как края, города федерального значения, в которых преобладает русское население. Это важно, поскольку русский народ не имеет своей собственной республики внутри РФ.
Современный российский федерализм является относительно молодым и находится в процессе становления, тесно связанным с дальнейшей
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 6.10.2022 г., ст. 0001202210060013
2. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // "Советская Россия" от 14.6.1990 г. (, Вед. РСФСР, 1990, № 2, ст.22)
3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., N 31, ст. 3823
4. Федеративный договор от 31.03.1992 "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" (вместе с "Протоколом к Федеративному договору") // Газета "Советская Башкирия" N 193 (23421), 04.10.95
5. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 27.05.2014 N 136-ФЗ (последняя редакция) // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 22 ст. 2770
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г., N 40, ст. 3822
7. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г., N 52, ст. 4916
8. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 15.01.2024) "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 52 ст. 7477
9. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 26.06.2023) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., N 20, ст. 2112
10. "Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (Подписан в г. Москве 18.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник N 14 от 07.04.2014, статья № 1570
Акты судебных органов
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 16. – Ст. 1601.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 3. – Ст. 336.
3. Постановление Конституционного Суда российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «О проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 4. – Ст. 409.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2004 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона Псковской области “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера” в связи с запросом Администрации Псковской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 21. – Ст. 2094.
Учебники, монографии, брошюры
1. Долгих, Ф. И. Теория государства и права: учебник / Ф. И. Долгих. — 3-е изд. — Москва: Университет «Синергия», 2023. — 464 с.
2. Теория права и государства: учебно-методическое пособие / под редакцией А. А. Малиновского. — Москва: Проспект, 2024.
3. Теория государства и права: учебник / А. В. Малько, Д. А. Липинский, А. А. Мусаткина, В. А. Затонский. — Москва: Проспект, 2023. — 270 с.
4. Федоров, М. В. Теория государства и права: учебное пособие / М. В. Федоров. — Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2023. — 202 с.