Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество сталкивается с рядом социально-психологических проблем, связанных с развитием личности на различных этапах жизни. Одной из таких проблем являются возрастные кризисы, которые могут оказать значительное влияние на психологическое благополучие индивида. Изучение содержания и особенностей возрастных кризисов представляет собой актуальную задачу с точки зрения понимания и преодоления сложностей, с которыми сталкиваются люди на разных этапах своей жизни.
Тема возрастных кризисов привлекает внимание многих исследователей в области психологии и социологии. В работах таких авторов, как Эрик Эриксон, Джеймс Маркс и Элисон Гидденс, освещаются различные аспекты возрастных кризисов. Выбор данной темы обусловлен необходимостью дальнейшего изучения этого важного аспекта психологии развития.
Объектом исследования являются возрастные кризисы, а предметом исследования - их содержание и особенности проявления на различных этапах жизни.
Целью данной работы является изучение содержания возрастных кризисов и их влияния на психологическое развитие личности.
В рамках данного исследования ставятся следующие задачи:
1.Проанализировать теоретические подходы к пониманию возрастных кризисов.
2.Изучить особенности проявления возрастных кризисов на различных этапах жизни.
3.Определить факторы, влияющие на развитие возрастных кризисов.
4.Исследовать возможные стратегии преодоления возрастных кризисов.
5.Провести анализ практических аспектов работы с людьми, переживающими возрастные кризисы.
На основе выполнения данных задач будут сделаны выводы, способствующие более глубокому пониманию и эффективной работы с возрастными кризисами.
1 Возрастные кризисы в развитии личности
1.1 Введение в тему возрастных кризисов
Возрастные кризисы представляют собой периоды психологического напряжения и нестабильности, которые возникают на определенных этапах жизни индивида. Эти кризисы обусловлены конфликтами между новыми требованиями среды и собственными возможностями, а также между собственными желаниями и обязанностями. Характеризуются переоценкой ценностей, поисковой активностью и стремлением к самоопределению.
В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.
Л.С. Выготский понимает развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л. С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития.
Положения Л. С. Выготского применяются для понимания закономерностей развития взрослых. Кризисы взрослых имеют ряд особенностей по сравнению с кризисами у детей: они не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.[ Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2020. - 349 с.
] Е.Т.Соколова рассматривает специфику кризиса, вызванного тяжелым соматическим заболеванием. Изменение социальной ситуации при этом заключается в разрушении имевшегося ранее образа будущего, в «изменении перспективы человеческой жизни в целом».[ Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: Юрайт МГППУ, 2019. - 460 с. ]
В отличие от Л. С. Выготского и его последователей А. Н. Леонтьев разводит понятия «критический период» и «кризис». Если критический период — неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то кризисов может не быть при адекватном управлении извне процессом развития.[ Там же]
Однако в отечественной и зарубежной психологии в последнее время наметилась тенденция признания нормативности, т.е. необходимости кризисов, хотя и идут дискуссии по поводу их механизмов, привязанности к конкретным возрастам и событиям.
В зарубежной психологии наиболее распространена эпигенетическая концепция Э. Эриксона. По его мнению, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, кризис, по Э.Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Он не является деструктивным. Наоборот, Э. Эриксон употребляет понятие «кризис» в контексте представлений о развитии, чтобы выделить «не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, и вследствие этого онтогенетический источник хорошей или плохой приспособляемости».[ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 184 с.
]
Большое внимание роли кризисов уделяет Д.Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один—два компонента являются центральными (обычно 6—8 лет). Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете, т.е. понимает, что одни моменты своей жизни он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. У него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, он начинает строить новую жизнь на реальной основе.[
]
По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и стабильности. Но трудность представляют именно периоды изменений, так как с их приходом человек часто старается не видеть, как изменилась его жизненная ситуация, хотя может чувствовать себя несчастным или даже проявлять соответствующие психосоматические симптомы. И лишь когда человек не только не откажется думать о своих чувствах, но и станет выяснять, как эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, станет возможным принятие решения о том, что оставить и с чем расстаться для продолжения дальнейшего развития.
Понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работе психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления — Р. Асаджиоли, С. Гроффа, А. Маслоу, К. Юнга. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека. По мнению С. Гроффа, состояние кризиса может быть трудным и пугающим, но обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом, является путем к более полной жизни. «Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных проблем».[
] Отказ от духовного пути и соответствующего ему кризисного развития на индивидуальном уровне приводит к обедненному, несчастливому, не удовлетворяющему человека образу жизни, растущему числу эмоциональных и психосоматических проблем. В коллективном масштабе это может оказаться существенным фактором глобального кризиса, угрожающего выживанию человечества и всей жизни на планете.
Представитель психосинтеза Э. Йоманс выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания. Он обращает особое внимание на отношение людей к первому этапу кризиса — периоду разрушения. В это время происходит ломка видения мира, познания самих себя и отношения к окружающим. Люди, по мнению Э. Йоманс, не проявляют к этому периоду должного внимания и уважения к тем, кто находится на этом этапе. Однако никакое подлинное созидание невозможно без разрушения старого, без символической смерти прошлого опыта. Подтверждением этого могут служить обряды перехода из одной возрастной категории в другую (от детства или юношества к зрелости, например). Обряды перехода, как правило, включают несколько таинств и одно из них — таинство смерти и нового рождения. Символика смерти раньше воспринималась как высшее посвящение, как начало нового духовного существования (М. Элиаде). В отличие от древних культур наша культура построена на отрицании смерти. Но когда происходит ломка, отмирание некоторых естественных способов видения мира, познания самих себя и отношения к окружающему — это порой весьма схоже со смертью. Возможно, отрицание смерти культурой в целом приводит к тому, что недооцениваются и периоды разрушений. Э. Йоманс говорит: «Нам необходимо понять, что маленькие смерти — необходимы, являются неотъемлемой частью жизни и неотделимы он нее».[ Сорокумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2019. - 208 с: ил. - (Серия «Краткий курс»)
]
Не менее важен и так называемый промежуточный период, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы. Это период, когда пришло время заняться переоценкой ценностей и постановкой вопросов, которые не имеют сегодня решения. Это трудная задача для тех, кто привык всегда находить готовые ответы и управлять событиями.
Период созидания, по мнению Э. Йоманс, тоже имеет свои подводные камни. Человека могут подстерегать две крайности: с одной стороны, стремление обеспечить полную гарантию своих действий, что приводит к пассивности, инертности, с другой — желание добиться всего поскорее и слишком поспешно.
1.2 Теории возрастных кризисов
Существует несколько теорий, объясняющих природу и характер возрастных кризисов. Одной из наиболее известных является теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности, в которой каждая стадия характеризуется своим уникальным кризисом. Другие теории включают в себя концепцию кризисов Джеймса Марка и теорию среднего возраста.
Теория Эрика Эриксона
Эрик Эриксон, известный американский психоаналитик и разработчик теории развития личности, предложил концепцию восьми стадий развития, каждая из которых характеризуется определенным кризисом или конфликтом. Эти стадии охватывают всю жизнь человека, начиная с раннего детства и заканчивая пожилым возрастом. Рассмотрим описание каждой стадии:
1. Доверие против недоверия (рождение - 1,5 года)
В этой стадии главным кризисом является доверие против недоверия. Ребенок, который получает достаточно заботы и внимания от родителей, развивает чувство доверия к миру и себе. Однако если родители недостаточно отзывчивы, ребенок может стать подозрительным и недоверчивым.[ Белова, Г. С. Психологическая особенность возрастных кризисов / Г. С. Белова // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 2. – С. 104-110.]
2. Автономия против стыда и сомнения (1,5 - 3 года)
На этой стадии основным кризисом является борьба за независимость и самостоятельность. Ребенок начинает исследовать мир и развивать навыки самообслуживания. Если родители поощряют его и поддерживают в этом, то ребенок развивает чувство автономии. В противном случае, он может испытывать стыд и сомнение в своих способностях.
3. Инициатива против вины (3 - 6 лет)
На этой стадии дети начинают проявлять инициативу в играх и деятельности. Кризис заключается в балансе между желанием инициировать новые действия и чувством вины за свои поступки. Родители должны поощрять инициативу, но при этом помогать ребенку понимать границы и последствия своих действий.
4. Труд против меньшинства (6 - 12 лет)
На этой стадии дети начинают развивать умения и стараются достигать успеха в учебе и других видов деятельности. Кризис заключается в балансе между стремлением к достижению и чувством недостаточности. Поддержка со стороны родителей и учителей играет важную роль в формировании чувства компетентности.
5. Идентичность против ролевой рассеянности (12 - 18 лет)
В период подросткового возраста основным кризисом является поиск собственной идентичности и места в обществе. Подростки сталкиваются с вопросами о своих ценностях, убеждениях и будущем. Если им удается найти свою идентичность, то они могут стать уверенными в себе. В противном случае, они могут испытывать ролевую рассеянность и неопределенность.
6. Интимность против изоляции (18 - 40 лет)
В этой стадии молодые взрослые ищут близкие отношения и установление интимных связей. Кризис заключается в балансе между желанием близости и страхом отклонения и одиночества.
7. Творчество против застоя (40 - 65 лет)
На этой стадии люди стремятся к осуществлению своих творческих потенциалов и воплощению себя в новых проектах и идеях. Кризис заключается в балансе между желанием развития и реализации своих идей и страхом перед неудачей или застоем.
8. Целостность против отчаяния (65+ лет)
В пожилом возрасте люди оценивают свою жизнь в целом и сталкиваются с вопросами о смысле их существования. Кризис заключается в балансе между чувством удовлетворенности и достигнутой целостности и чувством разочарования и отчаяния.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова, Г. С. Психологическая особенность возрастных кризисов / Г. С. Белова // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 2. – С. 104-110.
2.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2019. – 446 с.
3. Васильев, С. Н. Подростковые кризисы: анализ состояний и возможности помощи / С. Н. Васильев // Вопросы психологии. – 2010. - № 4. – С. 32-39.
4.Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо и др. - М., 2020.
5.Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2022 - 1008 с.
6. Герасимова, Е. П. Особенности детско-родительских отношений в период подросткового кризиса / Е. П. Герасимова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2007. – Т. 2. – С. 58-64.
7. Зимницкая, А. А. Возрастные и психофизиологические особенности подрастающего поколения / А. А. Зимницкая // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 15-22.
8. Иглова, О. И. Психологические аспекты возрастных кризисов / О. И. Иглова // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 1. – С. 65-72.
9. Колпакова, Л. П. Возрастные кризисы детей и подростков / Л. П. Колпакова // Вопросы психологии. – 2013. - № 1. – С. 54-61.
10.Косякова О. О. Возрастные кризисы. Ростов н/Д: Феникс, 2018 - 224 с.
11.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2018 - 940 с. (Серия "Мастера психологии").
12.Краснова, О.В., Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: учеб.пособие для слушателей проф. переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях социальной сферы». - М.: ДСЗН,2010. - 200 с.
13. Малютина, Е. В. Современные представления о возрастных кризисах / Е. В. Малютина // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 2. – С. 57-62.
14. Никифоров, В. Л. Кризисы развития личности / В. Л. Никифоров // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 6. – С. 86-92.
15.Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. - М., 2021. - 310с.
16. Осипова, Е. Н. Адаптационные возможности детей в условиях возрастных кризисов / Е. Н. Осипова, О. В. Васильева // Современная психология. – 2011. - № 3. – С. 75-82.
17. Поташов, П. И. Возрастные кризисы и психологическое биоэкологическое сопровождение развития личности / П. И. Поташов // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33, № 5. – С. 86-92.
18. Ротенберг, В. А. Психологическая кризиология: новые подходы и перспективы / В. А. Ротенберг //Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 5. – С. 87-93.
19. Смирнов, А. А. Детско-родительские отношения как фактор успешного преодоления возрастных кризисов / А. А. Смирнов // Вопросы психологии. – 2006. - № 5. – С. 24-31.
20.Сорокумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2019. - 208 с: ил. - (Серия «Краткий курс»)
21. Трофимов, А. В. Возрастные кризисы в современном обществе / А. В. Трофимов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 4. – С. 87-92.
22.Чистякова, А.В. Адаптационные ресурсы самообеспечения бедных семей в системе социальной защиты современной России / А.В. Чистякова. – М., 2014. – 24 с.
23.Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2020. - 349 с.
24.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 2021. - 328 с.
25.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Перевод с английского. - М.: Флинта, 2020. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.