Фрагмент для ознакомления
2
Работу над сценарием абсолютно каждого театрализованного представления следует начинать с определения темы и идеи. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопросы: «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?». Соответственно, тема и идея составляют идейно-тематический план замысла театрализованного представления.
Тема – это проблема, поставленная автором в произведении и освещенная им на определенном жизненном материале, круг жизненных явлений, отображенных в представлении . Тема всегда конкретна, в ней должна быть заложена конфликтная сущность, действенная линия борьбы и суть сюжета произведения. Чтобы определить тему, нужно ответить на вопрос «О чем?», например, «О чем данное представление? Какую важную проблему автор выносит на обсуждение общества?»
В свою очередь, идея – это главная мысль произведения, то, что хочет сказать автор, предложить по решению данной проблемы . В отличие от темы, идея более абстракта и бывает следующих видов :
идея-вопрос: проблема выносится на обсуждение общества;
идея-ошибка: ошибочный вывод режиссера, сделанный им на основе рассмотренного материала;
идея-ответ – верное и глубокое освещение поставленной проблемы, её анализ и сформированные выводы.
На основе темы и идеи формируется сверхзадача представления. Сверхзадача – это цель (хотение) совершаемых действий, поступков, то, ради чего режиссер хочет внедрить свою идею в сознание людей, к чему стремится . В сверхзадаче выражается идейная активность создателя представления, то, что делает его страстным в борьбе за утверждение идеалов и истины, дорогих для него. Чтобы определить сверхзадачу, надо задать вопросы «Во имя чего? Ради чего я совершаю, предпринимаю действия, поступки?».
Идейно-тематический замысел в театрализованном представлении является ключевым аспектом, определяющим его содержание, форму и направленность. Тема, идея и сверхзадача, которые передаются через театральное представление, могут быть разнообразными. Они отражаются в выборе сюжета, концепции, символики и интерпретации каждого элемента спектакля. Целью идейно-тематического замысла является создание цельного и гармоничного произведения искусства, способного вызывать эмоции, раскрывать проблематику и задумываться над важными вопросами.
Для разработки идейно-тематического замысла необходимо провести глубокий анализ сюжета и исследовать ключевые идеи, которые хочется передать зрителям. Важно учитывать актуальность выбранной темы и ее возможную ценность для аудитории. Режиссер и сценарист должны уметь представить эти идеи в уникальной форме, которая будет отличаться от других театрализованных представлений и оставит след в сердцах зрителей.
Одновременно с идейно-тематическим замыслом необходимо разрабатывать эстетическую концепцию представления. Сочетание музыки, хореографии, световых эффектов и костюмов должно служить визуализации и подчеркнуть основные идеи и темы, заложенные в представлении. Тем самым, создается полное и гармоничное театрализованное представление, в котором каждый элемент согласован и вписывается в общий идейный контекст.
Идейно-тематический замысел также может иметь практическую цель, которая зависит от поставленных задач и ожидаемого воздействия на зрителей. Он может быть направлен на раскрытие социальной проблемы, повышение осведомленности о культурной или исторической теме, призыв к активному общественному участию или поднятие вопросов о значимости человеческих ценностей.
Все эти аспекты помогают сделать идейно-тематический замысел важным элементом театрализованного представления. Он выступает не только как источник вдохновения для актеров и режиссера, но и как возможность создать соединение между сценой и зрителями, позволить им задуматься о проблемах и вопросах, которые беспокоят наше общество.
Для того, чтобы идейно-тематический замысел был реализован, в первую очередь требуется создать сценарный план. Сценарный план – это структурно-драматургическая основа, набросок композиционного построения сценария с определенным автором идейно-тематическим замыслом и характеристикой аудитории . Сценарный план является общим видением будущего представления, его основных эпизодов, номеров внутри эпизода и характера их чередования. Графически сценарный план представляет собой следующую конструкцию :
1. Название театрализованного представления.
2. Форма театрализованного представления.
3. Характеристика аудитории.
4. Место и время проведения.
5. Композиционное построение сценария:
экспозиция (краткое описание);
завязка: эпизод 1. (название эпизода, отражающее его тему, название номеров);
основное действие (состоит, как правило, из 3-4 эпизодов)
кульминация;
финал.
Сценарный план является своего рода абстрактным отражением структуры театрального представления, в котором явно проявляется концептуальное мышление автора . Последующие этапы творческого процесса направлены на обеспечение непрерывного развития драматургического сюжета. Следует отметить, что в ходе дальнейшей работы над сценарием неизбежно возникают существенные коррективы, связанные прежде всего с литературным оформлением материала.
Следующий этап – написание литературного сценария. Литературный сценарий – это подробное литературное развитие идеи и темы, содержащее полный текст, описание места и времени действия, сценографию, музыкальное и световое оформление, сюжет хореографических и пластических композиций, а также другие художественные средства выразительности. На этом этапе определяется общая структура и динамика драматургического действия, ритм и темп театрального представления.
Перед началом работы над сценарием, необходимо провести исследование и подробное изучение предлагаемой или собственно созданной темы. Важно изучить исторические факты, контекст событий, особенности персонажей и их связи, чтобы сцена могла ожить на бумаге и вызвать реакцию у зрителей.
Следующим шагом является определение главных событий и поворотных моментов произведения. Это помогает структурировать сценарий и создать эффектное развитие сюжета. Хорошая история должна переносить зрителя через разные эмоциональные состояния, оставлять след в его сердце и уме. Важно не только создание конфликта, но и его развитие, достижение кульминации и разрешение.
Особое внимание следует уделить созданию ярких и запоминающихся персонажей. Сценарий должен предоставить возможность актерам проявить свой талант и выразить эмоциональные качества персонажей. Каждый персонаж должен быть четко различимым, с уникальными чертами характера и мотивацией, чтобы зрители смогли сочувствовать и сопереживать с ними.
При работе над сценарным планом и сценарием театрализованного представления, необходимо учесть возможность использования различных театральных приемов. Режиссер, актеры и зрители должны быть вовлечены в производство, поэтому план должен предусматривать возможность внесения изменений и интерактивности, создания впечатляющих сцен и моментов экстремального напряжения.
Наконец, важно не забывать о деталях. Место действия, декорации, костюмы, свет, звук – все эти элементы создают сцену и помогают передать настроение и особенности событий. Хороший сценарный план должен предусматривать все необходимые детали и согласовывать их с конечным результатом, чтобы каждый элемент вписывался в общую концепцию спектакля.
Указанные выше особенности формируются в монтажный лист. Монтажный лист – это как режиссерская партитура, только технического содержания для театрализованного представления . В нем подробно описаны все элементы каждого эпизода и номера внутри эпизода, а также способы, которыми эти элементы реализуются. Монтажный лист является окончательным проявлением всех этапов работы над сценарием. Без тщательной подготовки невозможно создать четкий и, что самое главное, выполнимый монтажный лист.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Андронова, Г.С. Иносказательные выразительные средства режиссуры в структуре театрализованного представления // Праздничная культура России: инструментарий театрализации: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Орёл, 18-19 марта 2021 года. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. – С. 17-22.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
4. Вершковский, Э.В. Режиссура театрализованных представлений. – СПб.: Нестор-История, 2017. – 88 с.
5. Генкин, Д.М. Массовые праздники: учебное пособие для институтов культуры / Д.М. Генкин. – Москва: Просвещение, 1975. – 140 с.
6. Дворкина, С.С. Особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14-15 октября 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 340-343.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков; Московский государственный университет культуры и искусств. – Москва: Издательский дом МГУКИ, 2007. – 479 с.
8. Зубова, М.В. Специфика драматургии массового праздничного действа // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14-15 октября 2021 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 358-361.
9. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для вузов / А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская; под научной редакцией А.В. Каменца. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 158 с.
10. Короткова, И.А. Миф, фольклор, литературная сказка: солярные образы и мотивы. Монография / И.А. Короткова. – Москва; Пенза: Академия естествознания, 2011. – 27 с.
11. Кузнецова, А.Ю. Драматургия массового праздника // Молодой ученый. – 2015. – № 21 (101). – С. 71-75.
12. Куксов, А.Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 148 с.
13. Майборода, М.В. Специфика сценарно-режиссерской драматургии массового праздника и ее понятийный аппарат // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 3 (35). – С. 106-110.
14. Макарова, Е.А. Теория и практика культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / Е.А. Макарова, С.Б. Мойсейчук, И.Л. Смаргович. – Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2021. – 223 с.
15. Мордасов, А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: учебное пособие / А.А. Мордасов. – 6-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань: Издательство «Планета музыки», 2023. – 128 с.
16. Овсянников, С.А. Зрелищность и выразительность театрализованного представления / С.А. Овсянников. – Санкт-Петербург: [б. и.], 2003. – 376 с.
17. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие / авт.-сост. Рылеева А.С. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2016. – 226 с.
18. Особенности режиссуры народного праздника и драматургии и режиссура праздничного обрядового театрализованного действа. Методические рекомендации. – Белгород: Организационно-методический центр МБУК «КДЦ» Грайворонского городского округа, 2016. – 16 с.
19. Плотников, А.В. Специфика метода театрализации в праздничной культуре // Современные театрализованные формы праздничной культуры: идеи, практика, осмысление: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Улан-Удэ, 07-08 октября 2021 года / Восточно-Сибирский государственный институт культуры. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. – С. 75-81.
20. Рейн, Н.А. Трансформация функций праздника в современной российской культуре // ХIV Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 17-18 марта 2011 г., Екатеринбург. – Ч. 1. – Екатеринбург: УрГУ, 2011. – С. 418-422.
21. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности / И.Л. Смаргович; Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2013. – 173 с.
22. Черкасова, Г.В. Теория и методика культурно-досуговой деятельности. Учебно-методическое пособие / Г.В. Черкасова. – Краснодар: ГБОУ СПО «Краснодарский краевой колледж культуры», 2021. – 89 с.
23. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 2014. – 341 с.
Интернет-источники
1. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговой деятельности. Режиссура театрализованных представлений и праздников // Академия подготовки главных специалистов. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/kultura/iskusstvo/lekcyy_modul_6_vopros_5.pdf [дата обращения: 09.04.2024].