Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Деофшоризация Российской экономики является одной из важнейших задач, стоящих перед государством в современных условиях. Этот процесс предполагает уменьшение использования офшорных территорий для перевода капитала и бизнес-операций, а также стимулирование внутренних инвестиций и развития национальной экономики. Несмотря на ряд принятых мер и изменений в законодательстве, проблема деофшоризации остается актуальной и требует дальнейших усилий.
Актуальность темы исследования. С учетом глобальных трендов по борьбе с налоговыми уклонениями и финансовыми махинациями, деофшоризация становится неотъемлемой частью экономической политики многих стран. В России эта проблема особенно острой стала после ряда скандальных случаев использования офшоров для сокрытия капитала и уклонения от уплаты налогов. Поэтому изучение и анализ факторов, препятствующих деофшоризации российской экономики, имеет большое значение для обеспечения экономической стабильности и развития страны.
Целью данного исследования является выявление основных проблем и препятствий на пути деофшоризации Российской экономики.
Объектом исследования является процесс деофшоризации российской экономики в целом, а предметом – факторы, усложняющие этот процесс, включая налоговое регулирование, правоприменение, инвестиционный климат и другие аспекты.
Задачи исследования:
- определить офшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы;
- выявить основные компоненты среды и инвестиционные возможности офшорного бизнеса;
- обозначить причины и последствия "бегства" капитала;
- определить проблемы и методы "деофшоризации" экономики.
Для достижения поставленных целей исследования были применены различные научные методы, такие как сравнение, анализ информации и статистические методы. Кроме того, был использован контент-анализ материалов периодических изданий. Эти методы позволили провести всесторонний анализ проблемы деофшоризации российской экономики и выявить ключевые факторы, затрудняющие этот процесс.
1 Экономическая сущность и особенности развития офшорного бизнеса
1.1 Офшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы
История развития налогового планирования достаточно стара, однако научные исследования проблем налоговой оптимизации как элемента минимизации налогов появились в западной литературе в 70-80-х годах XX века. В зарубежных исследованиях налоговая оптимизация часто определяется как частный случай избегания налогов. Под избеганием налогов понимается использование недостатков налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки .
В современных условиях для любой организации система налогового планирования является одним из основных элементов, входящих в процесс финансового планирования. Стремление коммерческой организации снижения налогового бремени в рамках действующего законодательства и оптимизации налоговых обязательств с использованием допустимых законом возможностей является естественным. В рамках функционирования организации через налоговое планирование осуществляется и контроль уплаты налогов, причем грамотное планирование позволяет делать выбор между различными вариантами деятельности и размещения активов. Таким образом налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ее процессе на всех уровнях и этапах. Сокращение общем суммы налоговых платежей в рамках закона - цель всех этапов управленческой деятельности.
В нашей стране исследования в области налоговой оптимизации связаны с переходом к рыночным отношениям. Однако, несмотря на принятие Налогового кодекса и его совершенствование, российское налоговое законодательство до сих пор не содержит понятия "налоговое планирование" и не закрепляет права налогоплательщика на налоговое планирование. Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан выполнять одну из основных своих обязанностей - обязанность по уплате налогов. Но, как было отмечено ранее, налогоплательщик стремится по возможности уменьшить сумму налоговых платежей. Эти действия могут осуществляться как в рамках закона, так и вне его, что расценивается как уклонение от уплаты налогов.
Под налоговой оптимизацией в настоящее время понимают комплекс мероприятий, направленных на уменьшение или отсрочку налоговых платежей в соответствии с нормами российского законодательства. Основная граница налогового планирования -соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование. На основании вышеизложенного, можно выделить незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налогового бремени или, иначе, правомерное уменьшение налогов.
В общем виде под налоговой оптимизацией можно рассматривать деятельность налогоплательщика, направленную на уменьшение налоговых платежей, причем в отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговая оптимизация основана на легальных возможностях налогового законодательства.
Несмотря на то, что в последние годы во всех странах наметилась тенденция борьбы с офшорным бизнесом, до сих пор значительную роль играют схемы снижения налогов как в нашей стране, так и во многих других.
В настоящее время офшор (от англ. offshore - "вне берега", "вне границ") - один из самых известных и эффективных методов планирования, основой которого являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам .
Причинами, по которым предприниматели используют офшорные компании для ведения бизнеса, являются:
• оптимизация налогов;
• конфиденциальность коммерческой и финансовой информации;
• неразглашение информации о владельцах и учредителях (управление может осуществляться оп Генеральной доверенности);
• надежная защита активов предприятия;
• гибкость и лояльность законодательства офшорных зон;
• возможность избежать судебных исков и др.
Одной из самых популярных причин создания компаний такого типа является выход на новые торговые рынки. С помощью офшоров собственник получает ряд преимуществ, которые делают его товар или услугу более конкурентоспособными, за счет снижения расходов на налоги. Приобретая через такую компанию товар в одной стране, владелец реализует его в другой, и при этом доход от продаж скапливается в офшоре, который освобожден от налогов этих стран.
Очевидно, что применение налогоплательщиками офшорных зон при налоговом планировании приводит к существенному снижению налоговых доходов в бюджет. При этом во всех странах существуют компании, помогающие с регистрацией организаций в офшорных зонах. В условиях экономического кризиса общемировая борьба с офшорным бизнесом в первую очередь связана с кризисным выпадением бюджетных доходов многих стран и именно это заставляет страны объединиться и призвать на помощь международные организации. Так инициативы стран "Большой семерки", а также международных структур таких, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Рабочая группа по финансовому действию (ФАТФ), направленные против процесса отмывания "грязных" денег, т.е. денег, полученных преступным путем и вредоносной налоговой конкуренцией, серьезно сказались на привлекательности регистрации компаний в офшорных зонах.
Впервые определение вредоносной налоговой конкуренции было введено ОЭСР в 1988 году и в специальном отчете были перечислены около 40 стран, расположенные в основном в Карибском бассейне, а также Кипр, Мальта и т.д. в отчете ОЭСР назывались критерии, что подразумевается под вредоносной налоговой конкуренцией. Основными стали офшорный режим, режим конфиденциальности и отсутствие обмена информацией с другими странами, отсутствие подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения и требования ведения бухгалтерской и налоговой отчетности .
Офшорные юрисдикции подразделяют по двум основным критериям (по требованиям к отчётности и налоговому режиму и по возможности идентификации реальных владельцев) на три группы:
• Первая — это те зоны, которые не требуют отчётности. Они обладают высокой степенью конфиденциальности реальных владельцев. Свыше 1/3 всех существующих офшоров зарегистрировано в странах этой группы. Для регистрации компании в данной зоне, необходимо чтобы коммерческая деятельность в юрисдикции отсутствовала. В офшорные юрисдикции первой группы входят: Панама, Британские Виргинские острова, (BVI - British Virgin Islands), Багамы. В стоимость создания обычно входит минимальный сервис. Он необходим для поддержания секретарских бюро. Чтобы открыть офшоры много времени не нужно. В среднем, эта процедура занимает две недели.
• Вторая — это зоны, в которых деятельность компаний подлежит строгому контролю. Но в этих зонах имеются значительные налоговые льготы. Более высокие требования, предъявляемые к офшорам, повышает уровень лояльности в бизнесе, а это, в свою очередь, позволяет находить более серьёзных партнёров, так как транснациональные компании и банки неохотно идут на сделки с организациями, которые зарегистрированными в офшорных зонах первого типа.
В офшорные юрисдикции второй группы входят: Гибралтар, Ирландия, Сейшелы. Несмотря на то, нужно ли сдавать отчётность в конкретной стране или нет, информация о фирмах и предпринимателях подлежит обязательно регистрации.
• Третья — это, по сути, вовсе не офшорные зоны. В этих странах иностранные компании имеют возможность со значительными налоговыми льготами заниматься коммерческой деятельностью. Зачастую, чтобы обозначить фирмы, которые зарегистрированы в этих странах, употребляется понятие "оншор". В офшорные юрисдикции третьей группы входят: США, Англия, Кипр. Прозрачность обеспечивается тем, что налоговые законы открыто и последовательно применяются среди налогоплательщиков, расположенных на той же территории, и что имеется необходимая налоговым органам информация для определения корректности расчета налоговых обязательств.