Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как показывает мировой опыт, механизмы налогового стимулирования являются эффективными рычагами экономического воздействия на различные отрасли экономики. Налоговые льготы для предпринимательства выражаются, прежде всего, через возможность применения специальных налоговых режимов. Разнообразие налоговых режимов позволяет налогоплательщикам выбрать наиболее подходящий вариант для своего вида деятельности.
В экономической литературе изучаются различные аспекты государственного регулирования малого и среднего бизнеса: механизм регулирования, средства и методы регулирования, влияние МСП на региональное развитие и т.д. Экономисты отмечают, что эффективность государственного регулирования проявляется в уровне развития экономических, политических, социальных, административных и культурно-духовных процессов, а также в безопасности и благополучии граждан. При этом вопросы количественного анализа последствий применения специальных налоговых режимов мало изучены.
Актуальность темы специальных налоговых режимов для предпринимателей малого и среднего бизнеса в России обусловлена необходимостью создания благоприятной налоговой среды для развития предпринимательства. Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике страны, способствуя росту ВВП, снижению уровня безработицы и обеспечению населения рабочими местами. Однако, для успешного функционирования и развития бизнеса необходимо учитывать особенности налогообложения.
Целью данного исследования является изучение эффективности использования специальных налоговых режимов для предпринимателей малого и среднего бизнеса в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы специальных налоговых режимов, их сущность и значение как инструмента налоговой политики государства.
2. Проанализировать применение специальных налоговых режимов в предпринимательстве с целью стимулирования предпринимательской деятельности.
3. Оценить эффективность использования специальных налоговых режимов для предпринимателей малого и среднего бизнеса и выявить возможные проблемы и перспективы развития.
Объектом исследования являются специальные налоговые режимы, применяемые в России для поддержки малого и среднего бизнеса. Предметом исследования является анализ эффективности использования данных налоговых режимов с точки зрения стимулирования развития предпринимательства.
Для достижения поставленных целей и задач будут использованы методы анализа научной литературы, сравнительного анализа данных, статистических методов и экспертных оценок.
1. Теоретические основы специальных налоговых режимов
1.1. Сущность специальных налоговых режимов
Специальные налоговые режимы – специальные налоговые системы, предусмотренные Налоговым кодексом (п. 7 ст. 12 НК РФ).
Сегодня в России действуют пять специальных режимов: УСН, патент, единый сельскохозяйственный налог, налог на профессиональный доход и «автоматизированное упрощение».
Упрощенная налоговая система (УСН)
Упрощенная система налогообложения, или упрощенная система налогообложения, является самой распространенной и древнейшей системой налогообложения. При его использовании вам не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Основанием для расчета налога могут быть:
«Доход» – ставка равна 6% от стоимости денежных средств, поступивших в кассу или текущий счет;
«Доходы минус расходы» – ставка 15% на разницу между доходами и расходами, полученными (выплаченными) и документально подтвержденными. Если ваши расходы превышают ваши доходы, вы должны платить минимальную налоговую ставку в размере 1% от вашего годового дохода, а убытки текущего периода переносятся на последующие годы, уменьшая вашу налоговую базу за эти годы.
Применять упрощенную систему налогообложения могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:
- не более 130 сотрудников,
- доход не более 200 миллионов рублей,
- остаточная стоимость основных средств не превышает 150 миллионов рублей,
- доля других организаций в уставном капитале организаций составляет не более 25%,
- у компании нет филиалов.
Если условия нарушены, например, у плательщика имеется более 130 сотрудников, он лишается права применять УСН. Налоги также будут пересчитаны с начала квартала, в котором было допущено превышение.
Страховые взносы из Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования рассчитываются в общем порядке. Кроме того, если плательщик зарегистрирован в Реестре малых и средних предприятий, он взимает взносы по сниженным ставкам при выплате работнику сверх минимальной заработной платы - 15% вместо 30%.
Индивидуальные предприниматели по «упрощенной» системе также должны платить страховые взносы в пенсионный фонд. Они фиксированы и меняются каждый год.
Страховые взносы учитываются в зависимости от того, как рассчитывается налог:
При выборе метода «доходы минус расходы» они включаются в расходы.
при выборе базы «доходы» они вычитаются из суммы налога, который необходимо уплатить. Налог можно снизить вдвое, не более. Если индивидуальный предприниматель не нанимает работников, он уменьшает свой налог по УСН фиксированными взносами для себя без этого ограничения.
Сроки уплаты налога
Декларация подается один раз в год: предприятиями – до 25 марта, индивидуальными предпринимателями – до 25 апреля. Авансовые платежи при упрощенной системе налогообложения должны уплачиваться ежеквартально до 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Компании уплачивают налог по итогам года до 28 марта, индивидуальные предприниматели – до 28 апреля следующего отчетного года.
Автоматизированная упрощенная налоговая система (АСНС)
В 2022 году в России введен новый специальный режим – упрощенная система налогообложения (УСН). Пока он действует в порядке эксперимента в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях (федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N17-ФЗ).
Основное преимущество – освобождение от уплаты страховых взносов и отсутствие отчетности. Автоматизированная «упрощенка», как и УСН, предусматривает два объекта налогообложения:
«Доход» – ставка 8%;
«Доходы минус расходы» – ставка 20%.
Подробнее об АУСН читайте в нашей статье:
Новые налоговые правила для малого бизнеса с 2022 года
Патентная налоговая система (ПНС) или патент
ПСН могут использовать только индивидуальные предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности. К ним относятся, например, перевозки грузов, аренда недвижимости, разработка компьютерных программ и розничная торговля.
Всего в Налоговом кодексе РФ перечислено 63 вида деятельности (п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Но региональные власти могут самостоятельно дополнить этот список.
Не все виды деятельности можно перевести на патент, только отдельные виды. В остальном можно использовать как основную систему налогообложения (ОСНО), так и упрощенную систему налогообложения.
Чтобы использовать ПСН, вам необходимо:
численность сотрудников не превышала 15 человек,
доход не превышал 60 миллионов рублей в год,
товары не подлежали обязательной маркировке.
Кроме того, сумма налога, также называемая стоимостью патента, не зависит от фактически полученного дохода. На его размер влияет только вид деятельности, которым занимается предприниматель, и соответствующее количество физических показателей, например, количество сотрудников, транспортных средств и площадь торговой точки.
Стоимость патента рассчитывается в размере 6% от потенциального дохода по конкретному виду деятельности – это определяется властями конкретного субъекта. На сайте налоговой есть калькулятор, позволяющий рассчитать патент для каждого региона.
Страховые взносы по патенту
Патент заменяет уплату предпринимателем подоходного налога и налога на имущество. Но ответственность за уплату страховых взносов за себя и своих сотрудников остается за индивидуальным предпринимателем. Эта сумма уменьшается на размер патента. Предприниматель также должен платить подоходный налог с сотрудников.
Для оформления патента необходимо подать заявление в налоговую инспекцию по месту жительства или месту деятельности. Это необходимо сделать не позднее, чем за десять дней до начала деятельности.
Патент выдается на срок от одного месяца до одного года. Для каждого вида деятельности он свой.
Сроки уплаты налога
Если патент выдан на срок менее шести месяцев, его необходимо оплатить до истечения срока действия. При выдаче на срок более шести месяцев оплата производится в следующем порядке: 1/3 часть — не позднее 90 календарных дней с момента начала и 2/3 часть — до окончания срока действия патента.
Налог на профессиональный доход (НДФЛ) или самостоятельная деятельность
НПД — это особый режим для физических лиц, когда им не требуется регистрировать свою предпринимательскую деятельность в налоговых органах. Им также могут воспользоваться индивидуальные предприниматели.
Конкретного перечня видов деятельности, считающихся самозанятостью, не существует. Но существует перечень ограничений, при которых НПД применять нельзя. Например, торгуйте только товарами собственного производства. Перепродажа не получится.
Сколько и как платить налог самозанятому работнику, зависит от того, от кого он получил доход:
если вы физическое лицо, ставка налога составит 4%,
если вы компания или индивидуальный предприниматель - 6%
Расчет и оплата – через приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог».
Основным правилом применения НПД является то, что доход самозанятого лица не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год и он должен работать без наемных работников.
Вы можете быть индивидуальным предпринимателем и самозанятым одновременно. Но есть ограничения. Поэтому предприниматели не могут совмещать самозанятость с другими налоговыми режимами, например, с ОСНО. (п. 7 части 2 статьи 4 Закона № 422-ФЗ).
Единый сельскохозяйственный налог (USAT)
Единый сельскохозяйственный налог – это особый режим, использовать который имеют право только сельхозпроизводители. Подходит как индивидуальным предпринимателям, так и компаниям. При этом доля выручки от основной деятельности должна составлять не менее 70%.
Единый сельскохозяйственный налог может применяться при выполнении предпринимателем или организацией хотя бы одного из условий, перечисленных в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ. Они должны заниматься производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Единый сельскохозяйственный налог не может применяться к бюджетным организациям и тем, кто производит подакцизную продукцию и организует азартные игры.
Ставка единого сельскохозяйственного налога составляет 6%. Но региональные власти могут его снизить.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года N 146-ФЗ // Информационный портал Консультант Плюс [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 20.05.2020).
2. Бочков П.В. Проблемы налогового стимулирования и применения налоговых льгот для юридических лиц // Экономика и предпринимательство. – 2020. – URL: https://science.urfu.ru/ru/publications/проблемы-налогового-стимулирования-и-применения-налоговых-льгот (дата обращения: 17.11.2022). – Текст: электронный.
3. Бюджет не выиграет от отмены ЕНВД, считает бизнес-омбудсмен Титов // РИА Новости [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://ria.ru/20190903/1558209746.html (дата обращения 21.05.2020).
4. Глобальные изменения по УСН в 2020 году // Упрощенка [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.26-2.ru/art/355204-globalnye-izmeneniya-po-usn-2020 (дата обращения 19.05.2020).
5. Дзобелова В.Б. Патентная система налогообложения: преимущества и недостатки // Подольский научный вестник. – 2020. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42626521_81587960.pdf (дата обращения: 18.11.2022). – Текст: электронный.
6. ЕНВД оживил экономику РФ и помог росту малого и среднего бизнеса – эксперт // ИА REGNUM [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https: //regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/3019339.html (дата обращения 21.05.2020).
7. ЕСХН в 2020 году // Главбух [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https: //www.glavbukh.ru/art/96051-eshn-v-2020-godu-izmeneniya-otnositelno-nds (дата обращения 20.05.2020).
8. Ионина С.Н., Кононович Е.Е. Проблемы применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ: материалы Х Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов (г. Барна-ул, 18 апреля 2017 г.) / гл. ред. И.А. Панарин; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. – Барнаул: Азбука, 2017. – С. 83, 84. 7. Баранова Л.Г., Федорова В.С. Специальные налоговые режимы – спасательный круг для малого биз-неса? // Бюллетень результатов научных исследований. – 2021. – № 3. – С. 115–125.
9. Коновалов В.Н. Влияние специальных налоговых режимов на развитие малого предпринимательства в регионе // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 5-1 (63). – С. 214–218. – DOI 10.24411/2411-0450-2020-10409.
10. Курочкина Н.В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике // Международный бухгалтерский учет. 2013. №43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-i-suschnost-spetsialnyh-nalogovyh-rezhimov-v-sovremennoy-ekonomike-1 (дата обращения: 06.04.2024).
11. Макаров О., Фейнберг А. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой // РБК [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff (дата обращения 17.05.2020).
12. Мокина Л. С., Сумкина О. В. Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике // Креативная экономика [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32474523 (дата обращения 19.05.2020).
13. Налоги в Швеции для физических и юридических лиц // UraFinance [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.urafinance.com/blog/nalogooblozhenie/nalogi-v-shvecii/ (дата обращения 19.05.2020).
14. О ЕНВД и говорить нечего // Коммерсант [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4074995 (дата обращения 22.05.2020).
15. Ордынская М. Е., Силина Т. А. Европейский опыт налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства // Вестник АГУ. – Майкоп. Выпуск [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-opyt-nalogovogo-stimulirovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/viewer (дата обращения 16.05.2020).
16. Патент в 2020 году для ИП // 1С-Старт [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/patent-v-2020-godu-dlya-ip-kakiye-izmeneniya (дата обращения 19.05.2020).
17. Плоская и прогрессивная шкала налогообложения. Мировой опыт // РИА Новости [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.ria.ru/20131108/975541579.html (дата обращения 19.05.2020).
18. Руденко Л.Г. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2019. – № 1. – С. 64–71. 3. Старкова О.Я. Специальные налоговые режимы в налоговых доходах бюджета // Финансовая экономика. – 2018. – № 9. – С. 151–154.
19. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр, и доп. // Под ред. Маркиной Е. В., Абрамовой М. А., Гончаренко Л. И. – М.: Юрайт, 2020, 486 c.
20. Falak A. Tax Incentives for Businesses in Singapore // ASEAN Briefing. From Dezan Shira & Associates [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.aseanbriefing.com/news/tax-incentives-businesses-singapore/ (дата обращения 18.05.2020).
21. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? // International Monetary Fund Workong Papers [электронный ресурс] –