Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское налоговое законодательство постоянно совершенствуется и изменяется, что приводит к противоречиям и неоднозначному толкованию правовых норм. Налогоплательщики часто стремятся оптимизировать налогообложение, что может привести к конфликту интересов. В таких условиях налоговые споры становятся обычным явлением, требуя четких процедур их разрешения.
Отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками зачастую основаны на неравенстве и подчинении. Однако важно помнить, что интересы налоговых органов, государства и налогоплательщиков должны поддерживать друг друга. Противостояние этих интересов чаще всего является следствием недостаточно развитого правового механизма их взаимоотношений. Поэтому налоговая система нуждается в эффективном механизме разрешения налоговых споров и установления баланса между интересами государственного и частного секторов.
В целях совершенствования административных процедур рассмотрения налоговых споров в системе налоговых органов решено создать специальные подразделения, отвечающие за проведение внутренних расследований [16, с. 2].
Создание подразделений налоговых проверок в налоговых органах также является частью государственной стратегии, направленной на снижение количества споров с участием государственных органов, число которых, по статистике, растет с каждым годом. Повышение уровня административной оценки налоговых споров способствует укреплению законности в сфере налогов и сборов, что предполагает сокращение ресурсов налогоплательщиков на судебную систему. Предварительные процедуры являются основополагающим механизмом обеспечения принципов законности в действиях налоговых органов. Федеральная налоговая служба и ее региональные структуры выходят на качественно новый уровень в своей правоприменительной работе, тем самым усиливая свою ответственность за соблюдение законодательства в сфере налоговых отношений. В этом смысле процесс внесудебного разрешения налоговых споров становится особенно актуальным.
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере юридического управления ФНС России по Ленинскому району г. Пензы.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- обозначить теоретические основы досудебной процедуры урегулирования налоговых споров;
- дать оценку деятельности правового отдела на примере ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы;
- определить способы совершенствования механизма досудебного урегулирования налоговых споров.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения налоговых споров.
Предметом исследования является законодательство, касающееся налогов и сборов, научно-практические концепции, а также правоприменительная практика по вопросам разрешения налоговых споров на стадии расследования на примере Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили федеральное и региональное законодательство, публикации в официальной периодической печати и практика налоговых органов в сфере предварительного разрешения налоговых споров.
В процессе работы использовались общенаучные методы познания и анализа, методы системного, сравнительного и экономического анализа. В качестве инструментов исследования использовались сравнительный метод, метод экспертных оценок и статистические методы.
1 Теоретические основы досудебной процедуры урегулирования налоговых споров
1.1 Понятие и виды налоговых споров
Сегодня понятие «налоговые споры» широко используется как в юридической литературе, так и в судебной практике (см. п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Это объясняется тем, что данный вид споров является наиболее распространенным среди других возникающих из публично-правовых отношений дел, рассматриваемых арбитражными судами, и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению [8].
В данном контексте, а также с учетом отсутствия определения понятия «налоговый спор» в действующем законодательстве Российской Федерации, становится очевидной необходимость более детального изучения данного понятия, что, несомненно, способствует правильному его применению. соответствующих норм материального и процессуального права.
В научных работах, посвященных проблеме налоговых споров, предлагаются различные определения этого понятия. Так, по мнению Д.А. Шинкарюка, налоговый спор – это возникающее на основании определенных юридических фактов разногласие между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (лицом) о законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последний [8].
Н.Л. Бартунаева определяет налоговый спор как конфликт между налоговым органом и налогоплательщиком, не разрешенный в административном порядке, относительно объема налоговых прав и обязанностей за период, заявленный по видам налогообложения, применения налогового законодательства, а также оценки фактических обстоятельств. обстоятельства, которые подлежат разрешению в порядке, установленном процессуальным законом.
О.В. Борисова предлагает свое определение налогового спора как юридического спора, разрешаемого уполномоченным государственным органом между государством и налогоплательщиками по вопросам налогового права, факта или налоговой процедуры.
Налоговый спор — это разногласие между государством и налогоплательщиками или другими участниками налоговых отношений относительно применения норм налогового права. Этот конфликт интересов требует разрешения уполномоченным юрисдикционным органом или путем согласия сторон. Ключевым элементом в определении налогового спора является разногласие по вопросам исчисления и уплаты налогов, прав и обязанностей сторон, а также условий их выполнения, которое требует правовой оценки предполагаемых прав и проверки законности действий со стороны власти. В российском законодательстве этот подход также находит отражение в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации [17].
В международном праве широко признается определение понятия "спор", сформулированное в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу Греции против Великобритании в связи с палестинской концессией Макроматиса в 1924 году. Согласно этому определению, спор представляет собой разногласие по вопросу факта или нормы права, конфликт юридических взглядов или интересов между сторонами.
Концепция "разногласия" имеет широкое распространение в отечественной правовой доктрине. Согласно А.Б. Зеленцову, правовой спор может быть определен как разногласие между субъектами правовых отношений относительно их прав и обязанностей в связи с предполагаемым нарушением или оспариванием прав.
Ранее ученый Д.М. Чечот указывал на разногласия, возникающие между гражданином или организацией относительно применения нормы материального права, как суть административно-правового спора в широком смысле.
Таким образом, разногласие, выраженное в форме юридических требований и возражений, считается существенным элементом любого правового спора. Стороны, предмет и основание также являются неотъемлемыми элементами содержания правового спора.
Аналогичным образом определяется характеристика налогового спора. Особенности содержания налоговых споров определяются спецификой правовых отношений, включая установление, введение и взимание налогов, а также процесс налогового контроля и обжалования актов налоговых органов.
Исходя из смысла статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации, субъектами налоговых правоотношений признаются:
1. Юридические и физические лица, которые в соответствии с НК РФ признаются налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2. Юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3. Налоговые органы;
4. Таможенные органы.
Указанные участники налоговых правоотношений выступают инициаторами и участниками налоговых споров, которые могут возникать только между частными субъектами данных правоотношений (налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами) с одной стороны и публичными субъектами налоговых правоотношений (налоговыми и таможенными органами) с другой стороны.
Кроме того, лица, имеющие право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов, могут выступать в качестве публичной стороны налоговых споров, связанных с оспариванием нормативных правовых актов.
Налоговые споры, как частный вид публично-правовых или административных споров, обычно касаются прав и обязанностей участников публичных отношений в области налогообложения и сборов. В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане, организации и другие лица могут обжаловать ненормативные акты и действия органов и должностных лиц, если считают, что их права и законные интересы нарушены. Контрольные органы также имеют право обратиться в арбитражный суд с требованиями о взыскании платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, налогоплательщиками и налоговыми агентами прав, предоставленных им статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В налоговой сфере возникают различные споры и претензии со стороны налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов. Они могут касаться соблюдения обязательств, установленных законодательством о налогах и сборах, а также соответствия актов налоговой администрации нормативным правовым актам высшей юридической силы.
Право каждого лица на обжалование актов налоговых органов и нормативных правовых актов в установленном законом порядке является важным механизмом защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Возможность оспаривания нормативных правовых актов в сфере налогообложения в арбитражном суде дает дополнительную гарантию соблюдения законности и защиты прав субъектов налогообложения.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения подробно регламентирован законодательством, что обеспечивает прозрачность и справедливость в процессе разрешения налоговых споров.