Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Монополия представляет собой такого рода структуру, при которой компании делают попытки установления полного контроля над собственной сферой деятельности, избавления от конкурентов и диктата условий для потребителей. Из указанной формулировки можно сделать вывод, что при такого рода структуре практически представляется невозможным развитие сферы малого и среднего предпринимательства.
В условиях современной экономической среды порою без принятия мер твердого и последовательного характера против проявлений монополизма невозможно бывает надеяться на определенную успешность экономических реформ и успешность развития самой рыночной экономики в стране. Страна должна выступать в качестве той силы, которая, с одной стороны, - блокатор возможных отрицательных последствий существования компаний сферы крупного бизнеса, а с иной стороны, направляет их развитие поступательного характера в русло образования конкурентных преимуществ государства (либо его региона), их сохранение и возможность реализации. Монополизация рынка вызывает ограничение свободной торговли и ценообразование. Субъектами экономики может осуществляться ценовая политика вне зависимости от спроса, потому что они знают, что у потребителей особый выбор отсутствует. Для предотвращения подобного рода отрицательных явлений государством осуществляется антимонопольная политика, которая является комплексом мер, вызванных предупреждать и пресекать монополизацию рынка и проявление недобросовестной конкуренции.
Степень разработанности проблемы антимонопольной политики. Современное состояние степени изученности темы курсовой работы может быть названо довольно глубоким. Система взглядов на рассматриваемую проблему может встречаться в работах экономистов, являющихся теоретиками и практиками: А. Никифорова, К.Ю. Тотьева, Е.В. Поповской, Н.М. Розановой, Л.В. Цепиной и пр. К примеру, учеными Е.В. Поповской, Н.М. Розановой и Л.В. Цепиной была осуществлена оценка степени монополизации отечественной экономики, В.Н. Ворожейкиным и Ф.Ф. Рыбаковым – оценка антимонопольного законодательства в стране и регионах и др.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности антимонопольной политики РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и последствия монополий для экономики страны;
- представить сущность и значение антимонопольной политики государства;
- провести характеристику существования монополий в РФ;
- оценить состояние антимонопольной политики в РФ;
- определить перспективы антимонопольной политики в РФ.
Предмет курсового исследования – состояние антимонопольной политики в РФ.
Объект исследования – антимонопольная политика.
В курсовой работе были использованы статистические методы сводки группировки, графические и табличные способы представления результатов курсового исследования.
В качестве теоретической и методической основы курсового исследования выступили положения, которые представлены в научных трудах российских и иностранных ученых, которые посвящены изучению проблем монополизированности экономики. Курсовая работа базируется на нормативно-законодательных актах РФ.
1 Теоретические аспекты государственной антимонопольной политики
1.1 Понятие и последствия монополий для экономики страны
выступает в качестве важнейшего фактора процветания рыночных отношений. Как на уровне региона, так и государства конкурентные отношения эффективным образом влияют на развитие рыночных механизмов, а вместе с тем образуют условия для роста экономики. Как раз с конкуренцией самым тесным образом связано развитие уровня конкурентоспособность современной организации в отрасли. В условиях современных рыночных отношений особого рода акцент нужно ставить на конкурентные преимущества организации, потому что как раз именно данный товар будет более предпочтительным для заказчика или покупателя по причине оптимальности сочетания потребительских характеристик.
Конкуренция (если смотреть на перевод с латинского, то concurrere дословно значит «сталкиваться; соперничать») представляет собой соревнование за ресурс, имеющий ограниченный характер, вражду с целью получения определенной выгоды [10, с.264]. Конкуренция выступает в качестве исходной категории, которая характеризует суть рыночных отношений.
Для анализа понятия конкуренции рассмотрим мнения некоторых российских ученых.
Конкуренция - взаимные действия людей, которые основаны на конфликте интересов и необходимости их самостоятельного отстаивания» [12, с.138].
Данного рода действия направлены на то, чтобы достичь определенного рода превосходства над соперниками в доступе к некоторым нужным им благам и ресурсам, а вместе с тем на обеспечение относительно лучших условий их функционирования и развития.
Леонов Н.С. так говорит о конкуренции: это «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке субъектами с целью обеспечения лучших возможностей сбыта собственной продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, как и монополия, образуют диалектическое единство, на постоянной основе противостоят друг другу на рынке» [11, с.46].
Таким образом, на основе мнений некоторых ученых можно дать авторское определение: конкуренция является определенным видом соперничества субъектов экономики за право пользования определенного рода ресурсами, занятия определенной рыночной ниши с целью усиления своих рыночных позиций и улучшения результатов функционирования и развития.
Рыночный спектр услуг и товаров является довольно широким. Это ведет к тому, что субъект экономики на рынке очень часто сталкивается с соперничеством иного рода рыночных представителей. Как правило, организации, являющиеся соперниками, выпускают и реализуют подобные услуги\товары.
Проявление соперничества видно в виде повышения реализации товаров в больших количествах и несколько лучшего качественного уровня, чем у конкурентов.
К примеру, определение более низкого уровня цен, чем у конкурента, может выступать как следствие лучшей организации процесса производства, интенсивности и успешности рекламной компании, поиска продавцов и покупателей более активного характера и т.д.
Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночных отношений.
Конкуренцию ведут продавцы и покупатели между собой для того, чтобы добиться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Та цена, которая установилась в ходе ведения данной конкурентной борьбы, выполняет функцию по регулированию спроса и предложения.
В ходе соперничества на рынке происходит заключение сделок и изменение доли участия на рынке.
Конкуренцию разделяют по типам – на совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция представляет собой такой тип ситуации на рынке, когда присутствует довольно большое число мелких компаний, ими выпускается однородный продукт, у них нет возможности оказывать влияние на рынок.
Соответственно при несовершенной конкуренции все совершенно иначе, особенно в части контроля над рынком.
Она представляет собой состязание между 2-мя и более компаниями за источники ресурсов, самые выгодные сбытовые условия для получения прибыли, при этом либо производители, либо потребители оказывают влияние на цены.
К несовершенной конкуренции относят наиболее известные ее виды: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
В условиях современных рыночных отношений на реальных рынках условия совершенной конкуренции обычно не соблюдают, по причине чего рынков таких нет.
Производители оказывают определенного рода воздействие на изменение объема выпуска продукции, на уровень рыночных цен, на количество выпуска продукции, ими проводятся переговоры, в которых осуществляется сговор с целью контроля определенной рыночной ситуации.
Потому большое число рынков сегодня могут быть отнесены к типу несовершенной конкуренции – они представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Типы рынков несовершенной конкуренции [9, с.69]
По данным табл. 1 можно отметить, что у рынков несовершенной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/.
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 №381-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/.
4. Аналитическая карта магистральных сетей связи в России. Vision. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/sites/default/files2019/vision-files/mapmagistr2020-2.pdf.
5. Аудит-ит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru.
6. Артемьев И.Ю. Антимонопольное регулирование в России: практика и перспективы решения наукоемких задач в цифровой экономике // Информационное право. – 2021. - №1. – С.4-7.
7. Годовые отчеты ПАО «Ростелеком», 2013-2022 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.company.rt.ru/ir/disclosure/annual_reports/.
8. Гончаров В.А. Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы // Инновации и инвестиции. – 2023. - №8. – С.316-318.
9. Гукасов Д.С. Теоретические аспекты реализации антимонопольной политики в системе государственного менеджмента // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2023. - №4. – С.68-82.
10. Копылова А.А. Рыночная конкуренция. Методы конкурентной борьбы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.264-266.
11. Леонов Н.С. Антимонопольная политика Европейского союза // Тенденции развития науки и образования. – 2022. - №81-5. – С.45-47.
12. Лепешев П.В., Пурис А.В. Принцип оценки эффективности антимонопольной политики государства // Трибуна ученого. – 2023. - №1. – С.138-141
13. Маховикова Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для магистров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322с.
14. Мысаченко В.И., Власов М.С. Предприятия в условиях рынка несовершенной конкуренции // Вестник Национального института бизнеса. – 2023. - №1. – С.101-107.
15. Обзор российского рынка мобильной связи и мобильного Интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/48736/.
16. Панасенко Н.И. Антимонопольное регулирование картелей на торгах // Студенческий вестник. – 2021. - №12-2. – С.40-43.
17. Пасько М.Н. Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии ПАО «Ростелеком» // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. - №10. – С.258-268.
18. Петросян А.Д., Гарбузова Т.Г., Хапсаева Р.Б., Кайтова М.А. Сущность антимонопольной политики в России и ее основные меры // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т.9. - №12. – С.50-56.
19. Прокофьев А.А. Современные естественные монополии в российской экономике // Студенческий. – 2023. - №19-1. – С.41-43.
20. Реестр субъектов естественных монополий / Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html.
21. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 345 с.
22. Тараносва Н.А., Филонова И.В. Развитие антимонопольной политики // Студенческий. - 2023. - №42-8. – С.12-15.
23. Тишина Ю. «Ростелеком» подключился к социальным объектам / Коммерсантъ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4033221.
24. ТМТ Консалтинг. Российский рынок телекоммуникаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ict.moscow/research/rossiiskii-rynok-telekommunikatsii-predvaritelnye-itogi-2022-goda/.
25. Шамрина И.В., Савина А.М. Антимонопольная политика как инструмент государственного регулирования экономики // Инновационная экономика и право. – 2023. - №3. – С.106-114.