Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является создание образовательных программ, которые могут реализовать права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями, главной целью которых является последующая социальная адаптация и интеграция таких детей в общество.
Согласно ФГОС начального общего образования (далее - НОО) и основного общего образования (далее - ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), необходимо таким образом строить образовательную деятельность, чтобы при этом учитывались их индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности. Данный стандарт направлен на овладение всеми обучающимися такими результатами изучения иностранного языка, как формирование позитивного и уважительного отношения к ценностям других культур, выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.
Более того, во ФГОС ООО и среднего общего образования отмечается, что у выпускников должен быть сформирован устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительному отношению к ним, а также должны быть сформированы умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Кроме того, должны быть сформированы дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, оптимизм и выраженная личностная позиция в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства в том числе с образцами зарубежной литературы разных жанров.
Именно по всем вышеперечисленным параметрам наличие дисфункции слуха у ребёнка создаёт значительные трудности реализации современных образовательных задач. В связи с этим появляется необходимость применения комплексного подхода при организации и определении содержания работы с такими детьми, поскольку она должна включать не только организационно-педагогические, но и психолого-педагогические решения в различных условиях реализации образовательного процесса.
Цель: рассмотреть особенности обучения учащихся с нарушением слуха иностранному языку
Объект – обучение учащихся с нарушениями слуха
Предмет – методика обучения учащихся с нарушениями слуха иностранному языку
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить место и роль иностранного языка в системе инклюзивного образования;
• Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха;
• Определить особенности организации учебного процесса по иностранному языку для детей с нарушениями слуха;
• Проанализировать приемы обучения детей с нарушениями слуха иностранному языку.
Теоретические основы исследования. Проблемам обучения словесной речи при нарушениях слуха посвящены многочисленные исследования и работы. В отечественной сурдопедагогике огромную роль в создании современных научных подходов к решению этих проблем сыграли исследования Л.С. Выготского. В дальнейшем его теоретические идеи в научно-теоретическом плане были развиты учениками его школы и последователями: Р.М. Боскис, А.Р. Лурия, Ф.Ф. Рау, С.А. Зыковым и др. Большой вклад в дальнейшее теоретическое обоснование, становление, а также развитие современной системы обучения глухих и слабослышащих был внесен такими учеными, как: Т.С. Зыкова, Л.М. Быкова, К.В. Комаров, Л.П. Носкова, К.Г. Коровин и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в учебных или исследовательских целях.
Методы исследования: анализ литературных источников (теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения детей с нарушениями слуха иностранному языку
1.1. Иностранный язык в системе инклюзивного образования
Великий педагог А. Дистервег писал о том, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Ученый подчеркивает, что всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Коррекционная педагогика ставит задачи, которые необходимо решать не только в специальных образовательных учреждениях, но и в современной общеобразовательной школе. Подготовка учеников к жизни в социуме, развитие у них творческого мышления, умения применить полученные знания на практике, способность взаимодействовать с людьми, а также формирование компетенций, определяющих качество содержания образования – это основные задачи современной школы (Подольская 2018).
Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что основное назначение обучения иностранному языку в системе образовательного процесса заключается в формировании коммуникативной компетенции, что подразумевает формирование и развитие способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в любой ситуации. В процессе изучения иностранного языка, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивают свои коммуникативные качества. Так же занятия иностранным языком дают возможность обучающимся овладевать средствами восприятия информации и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Важно найти и правильно выбрать новые формы обучения, которые будут способствовать эффективному развитию детей с ОВЗ (Кунгурова 2017 : 164).
На сегодняшний день к педагогу выдвигается ряд требований, которые оправданы целями и задачами современного инклюзивного образования в области обучения иностранным языкам. От учителя иностранного языка ждут творческого поиска и внедрения в практику эффективных методик и образовательных технологий. Высоких результатов в процессе обучения детей с отклонениями в развитии иностранному языку можно достичь, применяя современные технологии.
Выстраивая процесс обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо помнить о том, что учебный материал нужно подбирать дифференцированно, учитывая психофизические и умственные особенности детей. В соответствии с предметным аспектом, материал должен соответствовать знаниям из различных областей обучения. С учетом данных требований, в системе инклюзивного образования содержание обучения иностранным языкам состоит из следующего:
- основных единиц методической организации материала (слова, типовые фразы, текст) и основных упражнений;
- дополнительных единиц методической организации материала (слова, типовые фразы, текст) и дополнительных упражнений, разработанных как для детей с ОВЗ, так и для обычных детей;
- педагогического процесса.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья существует своя программа обучения, которая направлена не на уменьшение тематических разделов, а сокращение объема изучаемого лексического, грамматического и синтаксического материала. Это объясняется тем, что для детей с ОВЗ материал представляет собой малую практическую значимость и непосильную сложность. За счет освободившегося времени на занятиях иностранным языком для детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования детально отрабатывается материал по чтению, выполняются упражнения по развитию устной речи.
Обучение детей с ОВЗ иностранному языку несет огромный воспитательный потенциал. Процесс обучения иностранному языку строится в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В этой связи, приоритеты в процессе обучения нацелены на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов или способностей обучающихся, которые даются с легкостью или, наоборот, с трудом. Важным становится не только достижение определенного результата, а создание благоприятных условий, способствующих для полноценного развития каждого ребенка с учетом его психофизических и умственных особенностей. Профессиональный подход к обучению детей с ОВЗ иностранному языку, создание благоприятных условий, учет индивидуальных психологических особенностей позволит ребенку легче адаптироваться в жизненных ситуациях, критически мыслить, грамотно осуществлять обработку информации, овладеть коммуникативными навыками, а также универсальными способами познания и успешно усвоить содержание предмета.
Для выявления особенностей обучения школьников с депривацией слуха на примере преподавания им иностранного языка необходимо обозначить основные трудности, возникающие в образовательном процессе. Так, наличие у обучающихся особых образовательных потребностей,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А. А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова, Т. С. Соловьёва –// Специальное образование. – 2017. – № 4 (48). – С. 6–21.
2. Андреев, A. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / A. Л. Андреев –// Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19-27.
3. Артемов, В. А. Психология обучения иностранному языку / В. А. Артемов. – М.: Просвещение. – 1969. – 279 с.
4. Базоев, В. З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции / В. З. Базоев –// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – №4-2.– С. 320-330.
5. Базоев, В. З. Двуязычие глухих в России: современные научные взгляды. / В. З. Базоев –// За жестовый язык: сб.ст. – М. – 2014. – С. 482-491.
6. Безруких, М. М. Психофизиология ребенка. / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер – М.: Издательство НПО «МОДЭК». – 2005. – 496 с.
7. Бельтюков, В. И. Использование остаточного слуха при обучении глухих произношению. Инструктивно-метод. письмо. / В. И. Бельтюков – М., Просвещение. – 1967. – 30 с.
8. Белявский, Б. В. Проблемы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Б. В. Белявский, И. И. Заманская –// Межкафедральный сборник. Труды университета «Дубна». – Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – С. 83.
9. Берман, И. М. Чтение как речевой процесс и как предмет обучения / И. М. Берман // Очерки методики обучения чтению на иностранных языках. – Киев: Высшая школа. – 1977. – С. 9-89
10. Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархии целей и задач / И. Л. Бим –// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. – М.: Рус. яз. – 1991. – С. 92-99.
11. Бим, И. Л. Цели обучения иностранным языкам в рамках базового курса / И. Л. Бим –// Иностранные языки в школе. – 1996. – №1. – С.48-52.
12. Богданова, Т. Г. Сравнительное исследование интеллектуального развития старшеклассников с сохранным и нарушенным слухом / Т. Г. Богданова –// Специальное образование. ‒2013. ‒№1. ‒ С.15-23.
13. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования / Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова. – М. - 2017. – 335 с.
14. Богин, Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста: Учеб. пос. / Г.И. Богин. – Калинин: КГУ. – 1989. – 70 с.
15. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович –// Вопросы психологии – 1997. – №1. – С.ЗЗ-44.
16. Бондарева, А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе: электронный журнал / А.В. Бондарева. – Режим доступа: ttps://moluch.ru/archive/139/39068/
17. Бородич, Е. А. Особенности обучения глухих и слабослышащих студентов на уроках литературы / Е. А. Бородич –// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – №22.
18. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М.: Советский спорт. – 2004. – 304 с.
19. Боскис, P. M. Исследование проблемы обучения и воспитания слабослышащих детей / Р. М. Боскис –// Вопросы специального обучения слабослышащих детей под ред. Боскис P.M. – М. – 1965. – С. 3 – 12.
20. Боскис, Р. М. Проблема обучения тугоухого ребенка в специальных школах / Р. М. Боскис –// Труды научной сессии по дефектологии. М. – 1958. – С. 156-164.
21. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха : Кн. Для учителя / Р. М. Боскис – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 1988. – 128 с
22. Брудный, А. А. Понимание как компонент психологии чтения. / А. А. Брудный –// Проблемы социологии и психологии чтения: Сб. науч. тр. – М.: Книга. – 1975. – С.162-73.
23. Бубело, Т. В. Применение опорных компактов при изучении курса русского языка в школе для учащихся с нарушениями слуха / Т. В. Бубело –// Проблемы педагогики. – 2015. – №9 (10). – С. 15-28.
24. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ. – 2003. – 192 с.
25. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова. – М.: Академия. – 2005. – 336 с.
26. Голант, Е. Я. Методы обучения в советской школе / Е. Я. Голант – М. – 1957. – 152 с.
27. Гольдберг, A. M. К вопросу об овладении значением слова у глухонемых школьников / А. М. Гольдберг –// Труды научной сессии по дефектологии. – М., –1958. – С. 262-270.
28. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова – М.: Школа-Пресс. – 2007. – 156 с.
29. Горбунова, Е. А. Сочинения в системе работы по развитию связной речи глухих старшеклассников / Е. А. Горбунова, О. В. Линькова –// Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 9-16.
30. Денисова, Л.Р. Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников / Л.Р. Денисова, Г.В. Сороковых // Иностранные языки в школе. – 2017. - №1 .- С. 53-57.
31. Дьячков, А. И. Системы обучения глухих детей / А. И. Дьячков. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР. – 1981. – 241с.
32. Зайцева, Г. Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные и перспективы (обзор зарубежной литературы) / Г. Л. Зайцева –// Дефектология. – 1999 – № 5. – С. 52-71.
33. Зикеев, А. Г. Некоторые вопросы обучения слабослышащих учащихся пониманию и употреблению сложноподчиненных предложений / А. Г. Зикеев – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1970. – № 4. – С. 49-55.
34. Зикеев, А. Г. Основные направления работы по совершенствованию лексико-семантической вариативности речи глухих старшеклассников / А. Г. Зикеев // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 37-44.
35. Инклюзивное образование: [сайт]. – URL: https://www.edu-open.ru
36. Институт проблем инклюзивного образования: [сайт]. – URL: https://www.inclusive-edu.ru
37. Кадомцева, С. Ю. Обучение глухих и слабослышащих студентов английскому языку / С. Ю Кодомцева // Сб. науч. тр. по материалам Международного семинара-практикума «Иностранные языки в школе и вузе» в рамках X Международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения». Ответственный редактор Л.Е. Бабушкина. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. – 2015. – С. 67-75.
38. Ковалева, А. И. Социализация неслышащей молодежи / А. И. Ковалева, М. Н. Реут. – М.: Социум. – 2001. – 222 с.
39. Колтунеко, И. В. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих / И. В. Колтунеко, Л. П. Носкова. – М.: Просвещение. – 1982. – 145 с.
40. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей / К. В. Комаров. – М.: Просвещение. – 1988. – 222 с.
41. Конева, Е. В. Вопросы инклюзивного образования. Обучение детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Практическое пособие / Е.В. Конева. – Ярославль. - 2013. – 100 с.
42. Коровин, К. Г. Специальное обучение языку особая задача школы слабослышащих / К. Г. Коровин // Советская педагогика. – 1983. – № 1. – С.50-51.
43. Кунгурова, И. М. Трудности обучения слабослышащих детей грамматической стороне иноязычной речи / И.М. Кунгурова, А.В. Дмитриева, Д.Н. Фадич. - Ишим. – 2017. – С. 164-169.
44. Мастерова, А. С Особенности обучения английскому языку детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования/ Мастерова А. С., Сунцова А. С. // Инклюзивное образование: теория и практика. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. ‒ 2017. ‒ С. 320-326.
45. Набокова, Л. А. English для слабослышащих студентов / Л. А. Набокова // Высшее образование в России – 2004. – № 1 – С. 118-121
46. Набокова, Л. А. О приобретенных навыках освоения родного языка в обучении студентов с нарушениями слуха иностранному языку / Л. А. Набокова –// Научные труды Московского педагогического государственного университета Серия гуманитарные науки – М. – 2004 – С 270-273.
47. Набокова, Л. А. Цифровые средства на дистанционном уроке английского языка для детей с нарушенным слухом / Л.А. Набокова // Иностранные языки в школе. – 2022. - №1. – С. 63-69.
48. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие / О.А. Подольская. – Москва – Берлин. – 2018. - 201 с.
49. Реестр основных общеобразовательных программ: [сайт]. – URL: https://www.fgosreestr.ru
50. Сомова, С.В. Актуальные проблемы инклюзивного иноязычного образования / С.В. Сомова, О.Н. Исаева // Иностранные языки в школе. – 2019. - №12 .- С. 54-59.