Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В задачи современной начальной школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог, в процессе обучения и воспитания субъекта, должен формировать у него учебную мотивацию, стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
Школьное обучение в целом является особым этапом в жизни каждого человека. Именно в этот период человек прежде всего, обучается читать, писать и считать и лишь затем всему остальному. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении формирования навыков письма и речи, в том числе у детей с умственной отсталостью, или дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и адаптированные основные образовательные программы школы ориентированы на развитие познавательного интереса школьников с ОВЗ. Это необходимо им для формирования жизненных компетенций.
Жизненные компетенции детей с умственной отсталостью – это система их способностей адекватно действовать в разнообразных социальных и иных ситуациях. При этом важна их самостоятельность за принятие верных решений и ответственность за собственные поступки. Под жизненной компетенцией можно понимать совокупность знаний, умений и навыков, которая необходима ребёнку в обыденной жизни.
Многие школьники с умственной отсталостью испытывают определённые сложности при работе с письмом и речью. Активизация процесса обучения школьников с ОВЗ создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к образованию и общепринятым опытом обучения детей с ОВЗ;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью, каких средств и способов необходимо формировать жизненные компетенции младших школьников с умственной отсталостью.
Учебная деятельность субъекта образования непосредственно связана с изменением его деятельности в дальнейшем и освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование коммуникативных связей человека.
Решающее значение в обучении предметам и формирование у них коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) предусматривает у детей развитие широкого языкового кругозора, воспитание у них уважения к слову и развитие умения свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка и др. Это также способствует формированию коммуникативной компетенции учеников.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости формирования жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс формирования жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: средства и способы формирования жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи:
1. Провести анализ понятия жизненные компетенции младших школьников с умственной отсталостью.
2. Изучить средства и способы формирования жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью.
4. Предложить методические рекомендации по формированию жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования жизненных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью
1.1. Анализ понятия жизненные компетенции младших школьников с умственной отсталостью
В ФГОС НОО устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы школы. Для детей с умственной отсталостью разрабатываются адаптированные образовательные программы, которые также регламентированы требованиями ФГОС.
В современной образовательной среде дети не просто усваивают набор знаний, умений и навыков по предмету. У них педагоги должны формировать помимо предметных результатов группы универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, комуникативных.
Это позволит говорить об успешности формирования жизненных компетенций младших школьников с умственной отсталостью, поскольку все освоенные детьми полезные умения и навыки, полученные в образовательном процессе они смогут перенести на все иные жизненные ситуации.
Жизненные компетенции младших школьников с умственной отсталостью понимают совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Прежде всего – это набор умений детей бережно и с любовью относиться к животному и растительному миру. Это способность бесконфликтно общаться с окружающими, вступление в социальные контакты с окружающими и адаптация к новым условиям.
Младшие школьники в образовательном процессе активно сотрудничают друг с другом, и с взрослыми. Дети адекватно реагируют на просьбы взрослых и выполняют их. Можно говорить о том, что эти действия лежат в основе жизненных компетенций. В начальной школе у детей формируют знания об окружающем мире, обучают грамоте, счёту, прививают навыки самообслуживания и занимаются с детьми предметно-практической деятельностью. Если ребёнок относительно успешно всё это выполняет, то можно говорить, что у него сформированы жизненные компетенции.
Современный ФГОС, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует образовательный процесс на основе системно – деятельностного и личностно ориентированного подхода.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не относятся к инвалидам. Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими запросами и потребностями [11].
Для них сегодня создают особые условия и сопровождение. Специальные условия — это условия обучения и воспитания, которые учитывают особенности детей с ОВЗ. Педагоги рассматривают соответствующие их запросам компенсации и коррекции их нарушений. С этой целью используют:
-адаптированные образовательные программы;
-сокращение объема учебного материала;
- изменение требований к процедуре их оценивания и др.
Чтобы всё это учитывать в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ педагогам важно учитывать их психологические особенности.
Педагог в своей работе всегда принимает во внимание возрастные и личностные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из начальной школы, в основную.
Школьник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Недостатки в развитии подтверждены психолого – медико - педагогической комиссией (п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ - это основная образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Она учитывает особенности психофизического развития детей, их индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Система образования детей с ОВЗ имеет ряд особенностей:
1. Преемственность, и непрерывность педагогической помощи и поддержки, от дошкольного образования, до профессионального становления.
2. Создание социально-бытовых и психолого-педагогических условий, обеспечивающих включение данной категории детей в образовательный процесс общеобразовательной организации с соблюдением требований ФГОС.
3. Соблюдение социального заказа на предоставление образовательных услуг данной категории детей.
Определение формы обучения для детей с ОВЗ определяется заключением и рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии с опорой на индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка. При этом, учитывается мнение родителей (или лиц их заменяющих) при выборе образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ. Образование данной категории учеников может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и группах [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
2. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2019. – No12 – С. 1-4.
3. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 12.03.2024). - Текст: электронный.
4. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт,2023. - 386 с.
5. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
6. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 12.03.2024). - Текст: электронный.
7. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 20.01.2023).
8. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2020. – 142 с.
9. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 144 с.
10. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 20.01.2023).
11. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №4 (31). – С. 22-25.
12. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2021 – №4. – С.27-30.
13. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2019. – №7. – С. 35-39.
14. Русский язык. Сборник упражнений: учебник и практикум / под ред. П.А. Леканта. - Москва: Юрайт,2023. - 314 с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 338 с.
16. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2019. - №2.4- С. 45-49.
17. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. – 468 с.
18. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 12.03.2024).
19. Харламенков, А. Е. Жестово-русский словарь: 4 изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт, 2023 - 522 с.
21. Чернышева, Л.И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 289 с.
22. Шарипова, Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения Электронный ресурс / Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589 (дата обращения: 20.01.2023).