Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящих экономических условиях особое внимание уделяется развитию северных морских портов, что объясняется перспективами развития северного морского пути. В Российской Федерации существует 70 морских портов с хорошо развитой транспортной инфраструктурой, которые осуществляют около 95% всего грузооборота в стране. Остальные объекты морской портовой отрасли (порядка 130 объектов) являются портопунктами, рейдовыми пунктами или грузовыми районами, обрабатывающими небольшие объемы грузов.
Морские порты России расположены на побережьях двух океанов: Северного-Ледовитого (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и Тихого (Берингово, Охотское, Японское моря), а также на побережьях Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей.
Заинтересованность в развитии портовой инфраструктуры арктического морского бассейна обусловлена развитием добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе. Важное значение при освоении морского континентального шельфа будет иметь морская портовая инфраструктура.
Одно из ведущих предприятий, осуществляющих водные перевозки в районе Каспийского бассейна - порт Астрахань, Оля и Махачкала. У каждого порта есть свои особенности как в части судоходства, так и в части перерабатываемых грузов. Если в Махачкале основной грузооборот делают нефть и уголь, то в Астрахани и Оля – генеральные, лесные и зерновые грузы.
Морской порт Астрахань находится в устье Волги. Его акватория простирается от 3029 км (стрелецкое) до 3063,7 км реки, а затем еще на 65,3 км по рукаву реки Бахтемир волго-каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Акватория порта смежна с акваторией порта Оля.
Порт открыт для навигации круглый год и работает круглосуточно, принимая суда длиной до 150 метров, шириной до 20 метров и максимальной осадкой 4,5 метра.
Астрахань является консолидированным портом, на его территории расположены различные терминалы вдоль берегов Волги. В пределах порта действуют более 100 компаний, включая стивидорные, агентские, бункеровочные, сюрвейерские, а также судостроительные и судоремонтные предприятия.
Этот один из старейших портов в России и по сей день остается стратегически важным для государства. Астрахань предоставляет прямой доступ к Ирану, Индии, странам Ближнего Востока и Центральной Азии.
Преимущества Астрахани перед другими российскими портами на Каспии включают большое количество причалов (32), которые обеспечивают порт высокой пропускной способностью, а также наличие полного спектра услуг по обслуживанию судов. К другим достоинствам также относятся развитая транспортная инфраструктура и устоявшиеся коммерческие связи.
Целью данного исследования выступает изучение особенностей правового регулирования бизнес-процессов на примере Морского порта Астрахань
Задачи:
- Обзор нормативно правовой базы, регулирующей деятельность морских портов;
- Проанализировать навигационные бизнес-процессы СУДС Астрахань.
Объектом исследования выступают бизнес-процессы морского порта Астрахань.
Предметом данного исследования является правовое регулирование деятельности морского порта.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НОРМАТИВНО ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКИХ ПОРТОВ
1.1 Специфика правового регулирования деятельности, осуществляемой в морских портах
Морской порт является сложным инфраструктурным комплексом, который представляет собой правовой объект. Однако важно уделить внимание категориям деятельности, осуществляемой внутри порта и использованию портовых объектов инфраструктуры. В настоящее время, в условиях развивающейся экономики, деятельность в морских портах условно делится на основную и вспомогательную категории.
Основная деятельность включает следующие виды услуг:
1) Погрузочно-разгрузочные работы;
2) Складские и буксировочные услуги;
3) Услуги по лоцманской проводке.
Второстепенные виды деятельности составляют меньшую долю в общей структуре деятельности морских портов и включают услуги, такие как:
1) Обслуживание судов;
2) Обеспечение перевозки пассажиров;
3) Швартовые операции[1].
Стоит отметить международный характер экономических и иных отношений, которые осуществляются через портовую инфраструктуру. В рамках таких видов деятельности можно выделить таможенную и пограничную работу, связанную с обеспечением внешнеэкономических отношений и международной миграции на территории морских портов.
Перечень видов деятельности, осуществляемых в морских портах, охватывает широкий спектр услуг. Регулирование портовой деятельности включает комплекс мер, направленных на удовлетворение как государственных (например, таможенная деятельность), так и частных интересов (например, погрузочно-разгрузочные работы и обеспечение пассажироперевозок). В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "О морских портах" или ФЗ №261-ФЗ), основные цели государственного регулирования деятельности в морском порту включают обеспечение транспортной, оборонной и экологической безопасности, поддержание конкуренции и равного доступа к услугам морских портов.
В морских портах для регулирования деятельности используются нормы различных отраслей. Например, в торговых операциях и процедурах перевозки товаров применяются положения антимонопольного и таможенного законодательства. В свою очередь, для деятельности по загрузке и разгрузке судов применяются акты, которые направлены на защиту экологии.
В международном праве не все вышеперечисленные операции имеют специальное регулирование. Например, правила погрузочно-разгрузочных работ при морской перевозке грузов не имеют четкого регламентирования, хотя некоторые аспекты этой деятельности подпадают под специальное международное правовое регулирование. Например, момент возникновения оснований для выдачи "бортового коносамента" определяется пересечением грузом поручней судна. Стандартная оговорка при заключении договора тайм-чартера включает ответственность фрахтователя за вред, причиненный судну во время погрузки, выгрузки и укладки. Такие требования также содержатся в отдельных правилах, которые применяются при международной перевозке грузов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ [Электронный ресурс] // Рос. газ. – 1999. – 01 мая–05 мая. – № 85–86. – СПС «Консультант Плюс».
3.О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2017 г. № 460-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 1 (часть I). – Ст. 44. – СПС «Консультант Плюс».
4.О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 июля 2017 г. № 177-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 30. – Ст. 4457. – СПС «Консультант Плюс».
5.О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3833. – (в ред. от 18 июля 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
6.О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 нояб. 2017 г. № 330-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 49. – Ст. 7302. – СПС «Консультант Плюс».
7.О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 08 нояб. 2007 г. № 261-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 46. – Ст. 5557. – (в ред. от 29 дек. 2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01 февр. 2018 г.). – СПС «Консультант Плюс».
8.Годовой отчет публичного акционерного общества «Астраханский порт» за 2021 год// Астрахань. 2022
9.Бородулина Н.А. Реинжиниринг бизнес-процессов на транспорте: учеб.пособие / С.А.Бородулина - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 99с.
10.Будрина Е.В. Экономика транспорта: учебник и практикум/Под.ред. Е.В. Будриной. - СПб.: ЮРАЙТ, 2017. - 368 с.
11.Будрина Е.В., Булько Е.А. (Рожновская) Перспективы развития акватории порта Санкт-Петербург на основе логистической концепции «перехватывающих терминалов» / Логистика: современные тенденции развития: VI Международная научно-практическая конференция 19-20 апреля 2007 г.: Тез. докл. / Ред. колл.: B.C. Лукинский, С.А. Уваров, Е.А. Королева. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
12.Букшев А. В1 Техническая- и коммерческая эксплуатация судна: Учебн. пособие для студентов, обучающихся по, специальности 140100 "Кораблестроение". СПб: Издательский центр СПбМТУ, 2006.
13.Быкадаров В.А., Васильев Ф.П. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие. Под ред. доктора юр. наук. Ф.П. Васильева. Предисловие доктора технических наук, профессора В.С. Артамонова и доктора экономических наук, профессора Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. — 640 с.
14.Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Мельников А.В., Ушаков С.Н. Технические регламенты: необходимость изучения в ведомственных вузах // г. Владимир Вестник Владимирского юридического института № 2(27) 2013. С. 60-67.
15.Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 1. Административный регламент в государственном управлении / М.:, ЦОКР ДГСК МВД России. 2011. — 176 с.
16.Васильев Ф.П. Духно Н.А. Правовое положение Ространснадзора в области обеспечения безопасности на современном этапе //Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015
17.Васильев, Ф. П. Духно Н.А. Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и ее административно-правовое регулирование //Крымский научный вестник. — 2015. — № 5.
18.Дембицкая И.Л., Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Лятифова Т.С. и др. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146-153.
19.Духно Н. А., Васильев Ф.П. Паспортизация объектов как способ установления cтандартов безопасности и их обеспечения// Таврический научный обозреватель (сентябрь), (окт.) 2015 № 2.
20.Духно Н.А., Васильев Ф.П. Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации// Крымский научный вестник. — № 4 — 2015 г., Том 3. «Юридические науки», с. 38-57. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/DuhnoNA-VasilievFP.pdf 11. Ширяев С.С. Повышение эффективности работы инфраструктуры Находскинского морского торгового порта: Обобщ. доклад на соиск. уч. ст. д. трансп. Владивосток, 2001. — 54 с.
21.Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное), Центр морского права, Институт государства и права российской академии наук, 2017, 447с.
22.Скаридов, А. С. Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право : учебник для вузов / А. С. Скаридов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 536 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16548-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531275 (дата обращения: 08.04.2024).
23.Леонов, А.О. Навигационное оборудование водных путей: учебник.- СПб: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2016.
24.Сидорченко, В. Ф. Правовое регулирование морских споров / В. Ф. Сидорченко. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. – 219 с.
25.Скаридов, А. С. Морское право / А. С. Скаридов. – СПб. : Academus, 2006. – 970 с.