Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Средства и способы развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
Нельзя не отметить, что русский язык является одним из самых сложных языков в мире. При его изучении, практически всегда возникают трудности. Здесь очень многое зависит от учителя, который организует урочную и внеурочную активную деятельность [9].
Наиболее успешно решать все эти проблемы позволяет личностно ориентированная парадигма. Речь идёт об индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому ученику. Главная методическая цель урока на основе системно - деятельностного подхода – это создание условий каждому ребёнку для проявления его познавательной активности. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию постоянной устойчивой учебной мотивации каждого школьника.
Подобного рода методическую цель можно достичь следующими путями. Ход познания должен быть обеспечен от учеников – к учителю. При этом, учитель составляет и обсуждает план урока вместе с детьми. Он использует в ходе урока такой дидактический материал, который позволяет младшему школьнику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Как было отмечено, каждый из детей обладает своими особенностями и способностями. При этом педагог обеспечивает преобразующий характер деятельности школьников. Дети учатся во время урока:
-наблюдать;
-сравнивать;
-классифицировать;
-группировать;
-выявлять закономерности;
-заполнять таблицы и строить графики;
-делать краткие и развёрнутые выводы.
Учитель лишь таким образом сможет пробудить интерес детей к мыслительной деятельности, а также к операциям планирования, прогнозирования, постановке целей и задач и др. Интенсивная самостоятельная деятельность младших школьников всегда связана с эмоциональными переживаниями. Учитель может это использовать для создания эффекта неожиданности [13].
Воспитательная работа с обучающимися и урочное общение с ними имеют большое значение в освоении детьми русского языка. Проведение, к примеру, нетрадиционных занятий способствует быстрой адаптации к различным видам учебной деятельности. Интенсивное и качественное изучение русского языка представляет особую трудность в процессе обучения. Преподаватель должен учитывать вероятные трудности усвоения учебного материала детьми с разными познавательными возможностями и уделять каждой проблеме особое внимание, чтобы дети могли в полной мере использовать усвоенный материал прежде всего, в коммуникативной сфере.
Учебная работа по русскому языку в комплексе, решает те же образовательные и воспитательные задачи, которые решаются в процессе любых учебных занятий. Ведущей целью учебной деятельности детей остаётся формирование и развитие познавательных интересов, в частности, интереса к более глубокому изучению русского языка.
Методика обучения языку исходит из тех практических задач, которые стоят перед наукой в области освоения любых языков. Наука устанавливает закономерности, которые лежат в основе учебной деятельности преподавателя и того, кто обучается. Всё это определяют те общие принципы, которые актуальны при обучении русскому языку. Под принципами понимают заданные положения, лежащие в основе целостного учебно-воспитательного процесса [2].
На этой основе можно создавать проблемные ситуации, но при этом очень важно, чтобы дети могли самостоятельно обозначать имеющиеся противоречия. Учителя практики отмечают, что даже дети среднего звена обучения в школе испытывают сложности при формулировании противоречий, проблем и гипотез. У детей, не всегда получается увязывать воедино понятия: противоречие и проблема.
Учитель при этом создает атмосферу заинтересованности каждого ученика при работе всего класса. Для этого важно обеспечить на уроке коллективный поиск детей. Этот процесс, несомненно, грамотно направляется учителем за счёт его наводящих вопросов.
Чтобы каждому учителю было понятно, в чём именно заключается различие традиционного урока, и урока, реализуемого на основе системно - деятельностного подхода, методистам необходимо предоставлять это, наглядно и в сравнении. Самое главное – это предоставить каждому учителю критерии результативности урока на основе системно – деятельностного подхода. Лишь в этом случае можно будет говорить о развивающей образовательной среде для каждого ученика.
Учитель в своей работе должен учитывать:
-уровень и возможности всего класса и каждого ребёнка в отдельности;
-профиль класса (если такое имеет место быть);
-настроение детей;
-степень усталости детей (возможно, они пришли с урока физкультуры и др.);
-наличие обратной связи с детьми.
Всё это возможно лишь в том случае, если педагог владеет современными педагогическими образовательными технологиями, в том числе, на основе дифференцированного подхода. В данном случае под такой технологией можно понимать продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.
Учителю в этом случае важно помнить, что лишь в том случае его профессиональную педагогическую деятельность можно будет назвать продуктивной технологией, если все его поставленные образовательные цели будут достигать запланированных им же, результатов. Причём это имеет отношение, как к обучению, так и к воспитанию младших школьников.
Сегодня насчитывают более сотни образовательных технологий, и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Уже были отмечены проектная и исследовательская технологии, поскольку они регламентированы самим ФГОС НОО. Всё остальное обеспечивается за счёт личностного профессионального ресурса учителя. При этом учитель должен владеть самыми разнообразными стратегиями учения, чтобы у детей была сформирована способность – учиться в течение всей жизни [18].
При этом следует отметить, что интерес к языку может не совпадать с оценкой успеваемости ученика. Недостаточно высокая успеваемость не должна быть препятствием для участия в других видах работ. Любая учебная работа будет оказывать положительное влияние на языковое развитие и успеваемость. Содержание учебной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:
1. Вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний и формирование языковых компетенций.
2. Вопросы, не связанные с учебным материалом и способствующие расширению общего кругозора.
При этом не существует единых подходов к организации учебной деятельности учеников. Педагог может сильно влиять на их интересы, предлагая им темы, которые вызывают неподдельный интерес со стороны детей. При этом преподаватели часто рекомендуют собирать материалы о русском языке, напечатанные в различных источниках и др.
Сущность и значимость продуктивных образовательных технологий в современном учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно велика. Различные образовательные педагогические технологии, с целью интенсификации образовательного процесса при обучении языку сегодня используют не только в школах, но и при обучении взрослых людей. Под интенсивным обучением понимают организацию ускоренного усвоения знаний и формирования необходимых навыков и умений через совокупность специальным образом организованных коллективных учебно-познава¬тельных действий субъектов.
Универсальные действия и способности ребёнка связаны в первую очередь с особенностями его мышления. Мышление вступает в действие в том случае, если оно встаёт перед нерешённой задачей или проблемой. Мышление привносит в любой процесс нечто новое. Это могут быть новые связи, отношения между предметами и новые результаты, которые требуют способности к обобщению, абстрагированию, выделению главного.
В арсенале методических приёмов учителя должны быть упражнения, нацеленные на развитие способности ребёнка к анализу и синтезу, на развитие пространственного воображения и находчивости, на формирование умения устанавливать причинно - следственные связи и др.
Лишь таким образом можно будет судить о том, насколько будущий учитель способен проектировать в школе развивающую образовательную среду для младших школьников. Чтобы обеспечить большую заинтересованность иностранных представителей в изучении русского языка, необходимо использовать материалы, содержащие в себе такую информацию как сведения о языке, истории, культуре, образе жизни, традициях России и др.
О.Г. Грохольская говорила о том, что человек должен грамотно и квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности, на работе, в семье, в политике, в культуре [10]. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности указывает на социокультурные достижения общества. Низкий уровень должен являться предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть:
-низкая способность к социальной адаптации;
-неумение выстраивать парадигму взаимоотношений;
- незнание своих прав и обязанностей и др.
Функциональная грамотность субъекта формируется в школе.
Базовым навыком функциональной грамотности отмечена именно читательская и писательская грамотность. При этом также важно грамотно писать и соблюдать все необходимые правила. В современной образовательной среде деятельность каждого учителя основана на созданиях различных проблемных ситуаций на уроках. В том числе, вся система орфографических работ также основывается на проблемных способах.
При этом учителю важно создать такого рода работу на уроках, чтобы любой ученик каждый день ощущал обязанность за пополнение своих собственных познаний. Учитель для этого использует соответствующие приёмы и способы. К примеру, для того чтобы ученик не только лишь учил правило, но и видел его орфограмму, для этого необходимо использовать письмо с проговариванием. Ребёнок должен уметь внимательно списывать с текста и комментировать своё письмо.
Для того, чтобы грамотно писать под диктовку, необходима предварительная подготовка. Учитель всегда пытается разнообразить способы деятельности детей. Дети пишут по памяти, работают со словарями, выполняют небольшие творческие работы, используют стихотворные упражнения по орфографии и др. учителю при этом очень важно организовать продуктивную работу над ошибками, поскольку в процессе обучения даже у самых способных учеников ошибок может быть предостаточно. Для ребёнка - главное понять, в чём именно заключалась его собственная ошибка [6].
Свои полученные знания ученики в дальнейшем могут успешно применять и на других уроках, истории, математике и др. Каждый учебный предмет даёт ученику свои собственные знания. умения и навыки.
Очень важно научить детей самостоятельному составлению задач. С помощью задач можно учить детей подробному их разъяснению. Ученик может составлять различные выражения по данным задачи и объяснять при этом, что означает то или иное выражение. Как видно из рассмотренного, вариантов развития мышления учеников средствами предмета очень велико. Формирование у младшего школьника логического мышления – это один из значимых вопросов его начального обучения.
Способность размышлять и рассуждать, совершать умозаключения в отсутствии опоры, сравнивать суждения по конкретным законам – всё это важные и необходимые требования ФГОС НОО для эффективного освоения любого учебного материала.
Таким образом, средства и способы развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка могут быть разнообразными и дифференцированными. В каждой задаче или задании должны быть заложены возможности для формирования логического мышления ученика. Нестандартные логические вопросы будут являться тем необходимым механизмом, который позволит формировать все необходимые умения и навыки младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
2. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2019. – No12 – С. 1-4.
3. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 07.04.2024).
4. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт,2023. - 386 с.
5. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
6. Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 07.04.2024).
7. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 07.04.2024).
8. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2020. – 142 с.
9. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 144 с.
10. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 07.04.2024).
11. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №4 (31). – С. 22-25.
12. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2021 – №4. – С.27-30.
13. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2019. – №7. – С. 35-39.
14. Русский язык. Сборник упражнений: учебник и практикум / под ред. П.А. Леканта. - Москва: Юрайт,2023. - 314 с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 338 с.
16. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2019. - №2.4- С. 45-49.
17. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. – 468 с.
18. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 07.04.2024).
19. Харламенков, А. Е. Жестово-русский словарь: 4 изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт,2023 - 522 с.
21. Чернышева, Л.И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 289 с.
21. Шарипова, Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения Электронный ресурс / Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589 (дата обращения: 07.04.2024).