Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Современное состояние урочной формы физического воспитания 6
1.1.1 Основные принципы урочной формы физического воспитания 6
1.1.2 Проблемы и вызовы перед урочной формой физического воспитания 8
1.1.3 Тенденции развития урочной формы физического воспитания 10
1.2 Процесс формирования знаний по учебному предмету "физическая культура" у детей среднего школьного возраста 13
1.2.1 Педагогические аспекты формирования знаний по физической культуре 13
1.2.2 Психологические аспекты обучения физической культуре 16
1.2.3 Современные подходы к организации учебного процесса по физической культуре 18
1.3 Факторы, влияющие на эффективность формирования знаний по физической культуре у детей среднего школьного возраста 20
1.3.1 Роль семьи в формировании знаний по физической культуре 20
1.3.2 Влияние образовательной среды на формирование знаний по физической культуре 22
1.3.3 Влияние социокультурных факторов на формирование знаний по физической культуре 24
ВЫВОДЫ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование ставит перед собой задачу не только обучить учащихся определенным предметам, но и развить их как личности в целом. Одним из важных аспектов этого процесса является формирование знаний по учебному предмету "Физическая культура" у обучающихся среднего школьного возраста. Эта тема является крайне актуальной в современном обществе, где проблемы здоровья и образа жизни становятся все более острыми.
Прежде всего, важно отметить, что актуальность изучения физической культуры в среднем школьном возрасте неоспорима [19]. В современном мире, где проблемы связанные с недостаточной физической активностью, ожирением и заболеваниями опорно-двигательного аппарата становятся все более актуальными, формирование знаний по данному учебному предмету играет ключевую роль в развитии детей.
Одной из основных причин, почему формирование знаний по физической культуре у обучающихся среднего школьного возраста так важно, является то, что именно в этом возрасте закладываются основы здорового образа жизни. Дети в этом возрасте активно учатся, воспринимают новую информацию и формируют привычки, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни [12]. Поэтому именно сейчас необходимо внушить им понимание важности физических упражнений, правильного питания и ухода за собой.
Кроме того, изучение физической культуры в среднем школьном возрасте способствует не только физическому, но и психическому развитию детей. Регулярные занятия спортом помогают им развивать координацию движений, улучшать выносливость, укреплять иммунитет. Это также способствует формированию дисциплины, усидчивости, целеустремленности – качеств, которые пригодятся ребенку не только в спорте, но и в повседневной жизни [8].
Более того, с учетом современных тенденций [5; 22], связанных с увеличением времени, проведенного перед экранами гаджетов, формирование знаний по физической культуре становится необходимостью. Дети все чаще сталкиваются с проблемами, связанными с ожирением, нарушением осанки, ухудшением зрения из-за длительного пребывания в сидячем положении. Отсюда вытекает необходимость активизировать физическую активность детей и правильно формировать их знания по данной теме.
Таким образом, формирование знаний по учебному предмету "Физическая культура" у обучающихся младшего школьного возраста является крайне актуальной и важной задачей, поскольку от этого зависит их здоровье, физическое и психическое развитие, а также будущее общества в целом. Важно создавать условия для полноценного изучения данной темы, внушать детям любовь к спорту и заботу о своем здоровье с самого раннего возраста.
Целью данного исследования является изучение процесса формирования знаний по учебному предмету "Физическая культура" у детей среднего школьного возраста, а также выявление эффективных методов и приемов, способствующих достижению этой цели. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования знаний по учебному предмету "Физическая культура" у обучающихся среднего школьного возраста.
2. Провести анализ современных подходов к обучению физической культуре в средней школе.
3. Определить особенности психофизического развития детей среднего школьного возраста и их влияние на процесс обучения физической культуре.
4. Разработать рекомендации по оптимизации процесса формирования знаний по учебному предмету "Физическая культура" у обучающихся среднего школьного возраста.
Объектом исследования являются урочная форма физического воспитания, а предметом исследования - процесс формирования знаний по учебному предмету "Физическая культура" у обучающихся среднего школьного возраста.
Данное исследование также окажет существенное влияние на формирование методологии обучения физической культуре в средней школе. Учитывая специфику возраста обучающихся среднего школьного возраста, разработка эффективных учебных программ, инновационных методов и форм контроля и оценки их знаний в области физической культуры станет ключевым аспектом успешного обучения. Путем анализа результатов и выводов исследования можно будет выделить наиболее эффективные подходы к формированию знаний по физической культуре и здоровому образу жизни учащихся, что в конечном итоге приведет к повышению уровня физической активности и улучшению общего благополучия школьников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Современное состояние урочной формы физического воспитания
1.1.1 Основные принципы урочной формы физического воспитания
Принципы организации урока физической культуры
Урочная форма физического воспитания в школе играет важную роль в формировании физической активности и здорового образа жизни учащихся. Для эффективной реализации целей этой формы воспитания необходимо учитывать ряд основных принципов [15].
Организация урока физической культуры должна быть спланирована с учетом потребностей и возможностей каждого учащегося. Одним из важных принципов является индивидуализация подхода к обучению, что предполагает адаптацию урока к уровню подготовки и интересам каждого ученика. Кроме того, важно обеспечить доступность учебного материала и оборудования для всех учащихся, независимо от их физических возможностей или особенностей.
Другим важным аспектом является принцип последовательности и систематичности обучения. Уроки физической культуры должны быть организованы таким образом, чтобы обучение происходило постепенно, с учетом прогрессии нагрузок и развития учебных навыков. Это помогает избежать перегрузок и травм, а также обеспечить стабильный прогресс в улучшении физической формы учащихся.
Наконец, важно учитывать принцип вариативности и дифференциации урока. Разнообразие упражнений, игр и методов обучения способствует более эффективному усвоению материала и поддержанию интереса к занятиям физической культурой [6]. Дифференциация же позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предоставлять им возможность развиваться в соответствии с их потенциалом и способностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гольцова Н. В., Шишова А. В. "Система пропедевтики межнациональных и межконфессиональных конфликтов школьников на основе использования возможностей содержания учебных предметов" // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 2.
2.Иванов Александр Дмитриевич, Иванова Светлана Сергеевна К вопросу о формировании ценностей физической культуры // E-Scio. 2022. №12 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-tsennostey-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 02.03.2024).
3.Калугина Марина Григорьевна Методика формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в системе высшего профессионального образования // СибСкрипт. 2014. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-otsenochnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-fizicheskoy-kultury-v-sisteme-vysshego-professionalnogo (дата обращения: 02.03.2024).
4.Кибенко Елена Ивановна, Занина Татьяна Николаевна, Ткачук Полина Васильевна Планирование образовательного процесса по физическому воспитанию в образовательном заведении - основа формирования физической культуры личности обучающегося // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-po-fizicheskomu-vospitaniyu-v-obrazovatelnom-zavedenii-osnova-formirovaniya-fizicheskoy (дата обращения: 02.03.2024).
5.Королев Андрей Сергеевич, Мануковская Татьяна Евгеньевна, Ткачева Надежда Николаевна К вопросу: проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №2 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-problemy-sovremennogo-uroka-fizicheskoy-kultury-v-sisteme-srednego-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 02.03.2024).
6.Логинов Виктор Викторович Формирование потребности в занятиях физической культурой учащихся старшего школьного возраста (14-16 лет) // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-potrebnosti-v-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy-uchaschihsya-starshego-shkolnogo-vozrasta-14-16-let (дата обращения: 03.03.2024).
7.Лопухина Александра Сергеевна Обоснование эффективности применения тестовой технологии на практических занятиях школьников по предмету «Физическая культура» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №5 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-effektivnosti-primeneniya-testovoy-tehnologii-na-prakticheskih-zanyatiyah-shkolnikov-po-predmetu-fizicheskaya-kultura (дата обращения: 02.03.2024).
8.Минина Н. Н., Валиахметов А. И., Казданян С. Ш. "Изучение интересов учащихся к школьным предметам" // Заметки ученого. – 2020. – № 4.
9.Миронова, Татьяна Александровна. Формирование теоретических знаний по предмету "Физическая культура" у учащихся старших классов с применением программированного обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Белгород, 2012. 166 с
10.Михеева Диляра Фаридовна, Михеев Эдуард Рафаильевич Роль физической культуры в формировании личности и здоровье обучающихся // Наука, образование и культура. 2021. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-formirovanii-lichnosti-i-zdorovie-obuchayuschihsya (дата обращения: 02.03.2024).
11.Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы XI Международной научной конференции, Красноярск, 5–7 июня 2018 г." / Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева. – 2018. – 456 с.
12.Пащенко Лена Григорьевна Современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области физической культуры // Вестник НВГУ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-oblasti-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 01.03.2024).
13.Погадаев, Г. И. Физическая культура. Футбол для всех: 10-11-е классы: учебник / Г. И. Погадаев. – Москва: Издательство "Просвещение", 2023. – 109 с.
14.Психологические основы педагогической деятельности. Практикум" / Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева. – 2021. – 176 с.
15.Ретюнских, М. Е. Теоретико-методические основы физкультурного образования: Учебное пособие / М. Е. Ретюнских, Т. С. Гришина, Н. П. Грачев. – Воронеж: Воронежская государственная академия спорта, 2022. – 193 с.
16.Рыбакова, Е. О. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Е. О. Рыбакова, Т. В. Кугушева. – Чайковская: Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 2018. – 272 с.
17.Сборник научных работ студентов Тувинского государственного университета. Выпуск XVI: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, посвященной Году добровольца (волонтера) в России и Году развития малых сел в Туве (21 апреля 2018 года) / Тувинский государственный университет. – 2018. – 301 с.
18.Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы ХXVI Всероссийской научно-практической конференции, 25-26 ноября 2022 г. / Дальневосточная государственная академия физической культуры. – 2022. – 296 с.
19.Соколова Н. В., Гончарова И. Г., Кувшинова Н. М., Гончарова Д. Г. "Роль школы в вопросах формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни среди подростков" // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 4.
20.Столяров, В.И, Диденко, М.В., Утебеков, Е., Кулиева, Е.В. Гуманистическое ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека / В.И. Столяров, М.В. Диденко, Е. Утебеков, Е.В. Кулиева // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. - № 4 (44). - 2017. - С. 15-163.
21.Студенчество в научном поиске: материалы XXVI научно-практической конференции обучающихся" / Сургутский государственный педагогический университет. – 2021. – 226 с.
22.Шукурулло Мардонов, Джамшид Исаков Физическое воспитание и развитие на уроках физической культуры в начальной школе // Academic research in educational sciences. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-i-razvitie-na-urokah-fizicheskoy-kultury-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 01.03.2024).