Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном мире технический прогресс воплотился в виде особого киберпространства, в котором видоизменяются многие аспекты жизни отдельного человека и общества в целом. Виртуальные коммуникации стали неотъемлемой чертой сетевого общества. И влияние социальных сетей на поведение, систему ценностей, жизненные ориентиры людей стало одной из центральных тем исследований философов. На примере освещения военных операций, вовлеченности масс в различные обсуждения ситуаций в мире мы видим тот самый эффект влияния на сознание людей. Очевидным также является и тот факт, что часто массы не осознают данного влияния, отсутствует критическое мышление. Какие могут быть последствия? Попробуем разобраться, рассматривая специфику темы манипуляции массовым сознанием.
В современном мире СМИ, распространяя новости по всем уголкам планеты, играют такую же важную роль для человека, как и обычное общение. Радио, газеты, интернет и телевидение - это средства массовой информации, цель которых является удовлетворение у населения «информационного голода», который стал неотъемлемой частью жизни людей. Поэтому, следует отметить, что в XXI веке особенно актуальна проблема влияния СМИ на общественное мнение, так средства массовой информации в демократических странах называют «четвертой ветвью власти», ведь они играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан.
Однозначной оценки влияния СМИ на мнение общественных масс нет. Однако если обратиться к теоретическим материалам, то можно сделать некоторые выводы относительно рассматриваемой темы. Во-первых, СМИ в значительной степени фильтруют информацию и формируют информационный поток, поступающий в широкие массы. Это явление подтверждает так называемый «эффект стражника ворот». Согласно данной концепции, СМИ определяют предмет широкого обсуждения, исходя из своих предпочтений, остальное же остаётся за «воротами» общественной дискуссии. Так, СМИ предотвращают попадание в общественное сознание определенной информации, выступая при этом своеобразным стражником ворот. Данный эффект показывает влияние СМИ в более негативном свете, нежели положительном. Ведь таким образом на общественное рассмотрение поступает только малая часть определенной, заранее отобранной и подготовленной информации.
СМИ воздействуют на многие аспекты человеческой жизни, включая индивидуальные взгляды и убеждения, или искажают знания в определенных сферах из-за предоставления заведомо ложной информации. В подтверждение моего мнения, стоит привести в пример концепцию «магического шприца», которая сформировалась под влиянием бихевиоризма и фрейдизма.
Целью данной работы является рассмотрение роли СМИ в формировании общественного мнения.
Задачи:
- дать характеристику общественному мнению, определить важность СМИ в формировании общественного мнения;
- охарактеризовать историческую роль СМИ в формировании общественного мнения;
- рассмотреть конкретные примеры влияния СМИ на общественное мнение.
Объект исследования –влияние СМИ на формирование общественного мнения.
Предмет исследования - конкретные примеры влияния СМИ на общественное мнение.
Степень разработанности проблемы. Как подчеркнули М. Хоркхаймер и Т. Адорно, при помощи СМИ и СМК поработить массы удается настолько прочно, что они подчиняются тому, что им предлагают, уже безо всякого сопротивления. Они с серьезностью относятся к навязываемой им морали (чего нельзя сказать о тех, кто эту мораль им навязывает). Становясь жертвами «мифа об успехе» , они добровольно отстаивают порабощающую их идеологию. И если в XX веке, как привел в пример Г. Маркузе, показателями успеха, транслируемыми радио и телевидением, были эффектный макияж, посещение определенных курортов, «Кадиллак» с водителем , что лишь обедняло духовную культуру человечества, то социальные сети навязывают своим пользователям поведение, которое идет вразрез не только с моралью, но и с законом.
Гипотеза исследования состоит в том, что СМИ является важным инструментом формирования общественного мнения.
Эмпирической базой исследования являлись зарубежные издания «The Wall Street Journal», «The Globe and Mail», «The Times», российские и украинские СМИ, в которых рассматривались примеры освещения России. Публикации, размещенные в сети Интернет, связанные с работой полицейской службы.
Методы исследования – анализ источников, литературы.
Научная новизна исследования состоит в изучении способов влияния СМИ на формирование общественного мнения.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности применения материала курсовой в работе журналистов, блогеров.
Структура. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования общественного мнения при помощи СМИ
1.1 Сущность и характеристика общественного мнения
Появление теории общественного мнения в качестве самостоятельной социологической дисциплины связано с работами американских социологов У. Липпмана и А. Л. Лоуэлла. У. Липпман определяет общественное мнение как суждение о фактах, кодифицированное через стереотипы. Объединение различных мнений достигается использованием «символов», вызывающих одинаковые чувства у различных групп общества, в результате получается единое общественное мнение, не противоречащее сложившейся картине мира всех составляющих его групп.
Изменение парадигмы в социологическом изучении общественного мнения произошло в 30–40–х гг. XX вв., начавшись с работы «Восстание масс» Х. Ортеги и Гассета, в которой была выдвинута идея глобального характера процесса массовизации, и политических последствий данного процесса. С этой работы выделился подход к изучению тоталитарных проявлений общественного мнения, в рамках которого работали представители франкфуртской школы – Т. Адорно , Э. Фромм, Г. Маркузе .
«Одномерный человек» Герберта Маркузе (далее – ODM) можно читать по-разному: как антиутопическое повествование о капиталистическом обществе после Второй мировой войны, как произведение популярной политической теории или как вдохновляющий текст, оказавший большое влияние на студенческое движение 1960-х годов в США и Европе. Учитывая, насколько книга, впервые опубликованная в 1964 году, противоречила духу своего времени, ее популярность в то время стала чем-то, вроде неожиданности. Традиционным левым, считавшим капитализм непоправимым злом, но находящимся на пути к вымиранию, Маркузе сказал, что господствующая «система» на самом деле гиперстабильна и не имеет настоящих противников. Тем временем, защитники «свободного» Запада столкнулись с утверждением, что западная свобода является инструментом угнетения. Опираясь на современную литературу, историю философии и идеи социальных наук, ODM передает глубоко пессимистическое сообщение: парламентская демократия - это обман; как публичная сфера, так и личная жизнь исчезают; а технический прогресс приводит к порабощению личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.03.2024) "О средствах массовой информации"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(дата обращения 13.04.2024)
2) ПРИКАЗ от 19 декабря 2018 года N 850 «Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России»// https://docs.cntd.ru/document/552220961 (дата обращения 13.04.2024)
3) Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997.
4) Адорно Т. Негативная диалектика. М., 2011. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997.
5) Ахмадулин, Е.В. История отечественной журналистики XX века. Учебник для академического бакалавриата / Е.В. Ахмадулин, Р.П. Овсепян. - М.: Юрайт, 2016.
6) Бережная, С. В. Культурно-антропологические аспекты «Своего» и «Чужого» в военных конфликтах // Псковский военно-исторический вестник. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-antropologicheskie-aspekty-svoego-i-chuzhogo-v-voennyh-konfliktah (дата обращения: 13.04.2024)
7) Вислов И. Д. Концепция одномерного человека Г. Маркузе//Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350 - летию со дня рождения Петра Великого: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. С. 308-310
8) Данилова А.В., Лактионов В.В. Влияние СМИ на формирование образа врага//Бормотова Т.Н., Ходжич М. Формирование общественного мнения о работе полиции в современных условиях//КАЗАЧЕСТВО. 2020. С. 9-15
9) Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2002.
10) Ильченко С. Н. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. СПб.: Питер, 2019.
11) Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017-2018 гг. // URL:http://fom.ru/SMI-i-internet/13999.
12) Квинт, В. Л. Становление теории стратегии как междисциплинарной науки // Тезисы докладов участников III Международной научно-практической конференции / под науч. ред. В. Л. Квинта. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2020. (Экономическая и финансовая стратегия). С. 15-17
13) Киселева А. В. Влияние средств массовой информации на развитие духовного универсума современного общества// СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы VII Всероссийской научной конференции с международным участием. Отв. редактор О.Б. Истомина. Иркутск, 2023. С. 442-450
14) Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. Т.В Барчуновой; Редакторыперевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 374 с.
15) Манапова, В. Э. К проблеме этнического самосознания и форм его выражения в современном мире / В. Э. Манапова // Общество: философия, история, культура. - 2018. №8 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-etnicheskogo-samosoznaniya-i-form-ego-vyrazheniya-v-sovremennom-mire (дата обращения: 13.04.2024).
16) Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002..
17) Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. – М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. – 352 с
18) Прокофьева Д. В. Отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе// ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. 2016. № 78. С. 230-235
19) Руткевич, Н. А. Реконструкция образа Врага в новых условиях / Н. А. Руткевич // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 160-165
20) Сафаров, Р. Р. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Скиф. 2023. №7 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-rossiyskoy-federatsii-vliyanie-na-obschestvennoe-mnenie-i-problemy (дата обращения: 13.04.2024).
21) Хренков, В.В. Общество потребления и реклама как условия объективации человека: неомарксистское понимание проблемы // Труды БГТУ. – 2017. – №2. – С. 63-6
22) Чихрадзе Д. С. Методы воздействия СМИ на общественное сознание// СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 75-78
23) Blakar R. M. Language as a means of social power. – In: Pragmalin-guistics, J.Mey (ed.). The Hague – Paris, Mouton, 1979, p. 131–169.