Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., главной целью значится вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. В перспективе у РФ – вступление на новый уровень экономического развития, однако устаревшими экономическими методами этой цели не достичь. В основе мировой экономической и финансовой системы стоят транснациональные корпорации, в то же время, глобальная конкуренция не позволяет отечественным компаниям на равных соперничать с иностранными. Усугубляет ситуацию еще и продолжающийся финансовый кризис, который сопровождается резким снижением цен на сырье и замедлением темпов роста. Новый путь развития России потребует от государства максимума усилия для создания необходимых благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, расширения спектра возможностей в работе на мировом рынке. Об этом говорит в своей работе Ельмеева И.Г. «…в связи с переходом к рыночной экономике, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение, оптимизация процесса производства и т. д. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив»[ Ельмеева И. Г. Инновационное предпринимательство в России: положение среди мировых лидеров инновационной деятельности / И.Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2013. — №5. С. 298-299.]. Все вышесказаное в полной мере можно отнести и к проблемам развития малого и среднего предпринимательства в условиях существующей рецессии экономики.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов поддержки субъектов МСП на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
1. Выявить особенности малого предпринимательства в России и субъекте РФ – на примере Ханты-Мансийского автономного округа и г. Сургута.
2. Проанализировать текущее состояние малого бизнеса в регионе
3. Исследовать перспективы развития малого предпринимательства, а также ключевые особенности публичных мероприятий, направленных на поддержку субъектов МСП.
Объектом исследования являются малые предприятия в экономике Российской Федерации, а также региона РФ – ХМАО-Югры.
Предметом исследования является сфера государственной поддержки и государственного управления развития малого и среднего предпринимательства.
Структура настоящей работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность и нормативно-правовые основы малого и среднего предпринимательства
Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в период переходного состояния Российской экономики, в процессе ухода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики становится острой темой и в научных кругах. В условиях финансового кризиса вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно он способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства снимая, таким образом, социальную напряженность и решая важный социально-экономические задачи.
Обратимся к правовому аспекту развития предпринимательства. Статья №4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», гласит «в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства».[ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ. – ст. 4. - (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160131/). Дата обращения: 4.05.2016 г.] К основным критериям определения МСП относятся:
1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале (для юридических лиц — не более 25%);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год (от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, до ста человек включительно для малых предприятий, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (микропредприятия — не более 60 млн. рублей, малые предприятия — не более 400 млн. рублей, средние предприятия — не более 1000 млн. рублей) (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. 2015. №8 С.46-50.
2.Киртянова Н. А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. 2012. №3 С.3-10
3.Крылов А.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №6 (34) С.29-31.
4.Кушбоков А. А. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Наука и современность. 2012. №17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-rossii-1 (дата обращения: 28.04.2017).
5.Рубцова О. Л. Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2015. №17 С.2697-2706.
6.О краевой целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2008–2010 гг.»: закон Красноярского края от 08.10.2008 г. №9-3786.
7.«Опора России» общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://opora51.ru/smallbprobs.html.
8.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
9.О финансовой аренде (лизинге): Фед. Закон от 29.10.1998 г. (ред. 31.12.2014 г.) №164-ФЗ.
10.Прошкина О.Н., Корнева М.А. Малое и среднее предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47097.
11.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.