Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время наблюдается усиленное внимание государства и общества к качеству образования. Поэтому сегодня можно заметить значительные изменения образовательного процесса как в содержательном, так и в методологическом аспектах.
Термин «коммуникативная компетенция» исходит из возможности обучающихся вступать в языковое общение. При этом коммуникация предполагает знание лексики, грамматики, фонетики английского языка, уметь понимать обращению мысль и отвечать. Именно поэтому в процессе обучения английскому языку важное значение отводится развитию коммуникативной компетенции.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследование развития коммуникативной компетенции в педагогической науке является весьма дискуссионным. Исследованиями в данной области занимались такие видные отечественные педагогики как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова и многие другие.
В работах Н.И. Гез, А.Н. Дахина, Р.П. Мильруд, Е. И. Пассова и др. данное понятие рассматривается как способность и готовность осуществлять иноязычное общение.
Отечественные лингвисты и педагогики Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез отмечают, что коммуникативная компетенция есть умение обучающегося воспринимать и порождать иноязычную речь в различных речевых ситуациях.
Именно поэтому к развитию коммуникативной компетенции обращено повышенное внимание, так как она определяет возможности и степень обученности ребёнка в процессе иноязычного обучения.
Необходимость развития коммуникативной компетенции обучающихся прослеживается и в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), в котором говорится, что выпускник должен быть готов вступать в диалогическое иноязычное общение и достигать в нем взаимопонимания [19].
Прежде всего, младшие школьники развивают умения монологической речи на уроках английского языка. Проблемы, связанные с развитием умений монологической речи учащихся при обучении иностранного языка отражены в работах ряда авторов В.В.Андреевской, Л.С.Выготского, Н.Д.Гальсковой, Н.И.Жинкина, И.А.Зимней, С.Д.Кацнельсона, А.А.Леонтьева, Р.К.Миньяр-Белоручева, Е.Н.Солововой и др. Ученые указывают на сложнейший характер речемыслительной деятельности.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречие между:
- на социальном уровне – потребностью в обучении обучающихся общеобразовательных школ английскому языку как средства международного общения и низким уровнем развития монологической речи у обучающихся начальной школы;
- на педагогическом уровне – необходимостью организации обучения английскому языку в развитии умений монологической речи у обучающихся и недостаточной работой по организации данного процесса на уроках английского языка.
- на методическом уровне – необходимостью поиска методов развития умений монологической речи у обучающихся начальной школы и их использованием на уроках английского языка.
Цель исследования – разработать комплекс заданий, направленный на развитие иноязычной монологической речи у обучающихся начальной школы.
Объект исследования - процесс развития иноязычной монологической речи у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования – комплекс упражнений, направленный на развитие монологической речи у обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть лингвопсихологические особенности иноязычной монологической речи;
2. Описать методы и приемы формирования иноязычной монологической речи у младших школьников;
3. Провести анализ программ и УМК на предмет развития монологической речи обучающихся начальной школы на уроках английского языка;
4. Выявить уровень сформированности монологической речи обучающихся начальной школы;
5. Разработать комплекс занятий, направленный на развитие монологической речи обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
Методами исследования являются: сбор, анализ УМК, педагогический эксперимент (констатирующий этап), диагностика, педагогическое проектирование.
База исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанный комплекс дидактических упражнений для развития монологической речи может быть использован учителя английского языка при обучении младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования умений подготовленной диалогической речи у обучающихся начальной школы
1.1 Особенности формирования монологического высказывания на уроках английского языка
Основной целью уроков английского языка является формирование у обучающихся способности к иноязычной речевой деятельности. В начальной школе, в начале обучения иностранному языку, основной упор в процессе обучения отводится формированию активного словаря, изучению правил фонетики. Обучающиеся учат слова, фонетические особенности английского языка и некоторые грамматические категории. Именно поэтому в начальной школе процессу коммуникации отводится значительная роль. Принимая во внимание тот факт, что дети младшего школьного возраста подсознательно воспринимают иноязычную речь, поэтому очень важно, чтобы учитель как можно чаще прибегал к коммуникативным ситуациям [17]. Все это порождает у обучающихся основы лексического богатства изучаемого языка, и как следствие, формирует предпосылки к развитию коммуникативной компетенции.
Исследования А.Н. Леонтьева позволяют сказать, что автор детерминировал коммуникативную компетенцию как совокупность следующих коммуникативных умений:
- умение говорящего считывать «чтение по лицу», т.е. говорящий должен уметь предвидеть результат общения (по эмоциям, жестами, чувствам собеседника) до появления фразы;
- уметь показать себя в процессе общения;
- подстраиваться свою речь с точки зрения психологического этикета, уметь правильно сочетать вербальные и невербальные средства общения [12]
Современное понимание коммуникативной компетенции напрямую определяется целями и задачами иноязычного обучения. Согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
- умение читать и понимать простые аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение);
- уметь вступать в встроенное общение в ситуациях учебного, бытового содержания;
- уметь рассказать о себе, своей семье, месте учёбы, хобби;
- умение письменно выражать свои мысли [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. - 6-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 178 с.
2. Астахова, А.Г. Использование аутентичных материалов при обучении английскому языку / А. Г. Астахова // Студенческий форум: электрон. научн. журн. - 2018. - № 9(9). - с. 15-26.
3. Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности / О.А. Аторина // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 67-69.
4. Бекманова, С.У. Применение инновационных технологий в начальной школе / С.У. Бекманова // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 12(78). – С. 53-55.
5. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина. — М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. —Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2018. — 104 с.
6. Бырдина, О. Г., Долженко, С. Г. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся посредством технологии активного говорения / О. Г. Бырдина, С. Г. Долженко // Иностранные языки в школе. - 2019. - №5. - с. 18- 24.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М., «Академия», 2018. С. 205.
8. Есина, Л.С. Повышение эффективности обучения монологической речи на английском языке с использованием цифровых технологий / Л.С. Есина // Современное педагогическое образование. – 2019. – №7. – С. 42-46.
9. Казначеев, Д. А. Система упражнений для обучения монологической речи на уроках английского языка в начальной школе / Д.А. Казначеев, О.А. Минеева // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2020. – № 3(18). – С. 590-594.
10. . Кузнецова, Л. Ю. Формирование навыков монологической речи на основе использования опор на уроках английского языка на примере УМК “Spotlight” / Л.Ю. Кузнецова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2021. – № 14. – С. 11- 24.
11. Кулагина, И. Психология развития и возрастная психология: учебник и учеб. пособ. для высшей школы (ВУЗы) / И. Кулагина. – М., Академический проект, 2018. – С.420.
12. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие/ Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – 3-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – С. 90-91.
13. Муриева, М.В. Формирование умений иноязычного монологического высказывания в начальной школе / М.В. Муриева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-inoyazychnogo-monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 10.04.2024).
14. Муриева, М.В. Психолингвистические основы формирования иноязычных речевых умений учащихся в начальной школе / М.В. Муриева // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 56-5. С. 119.
15. Муриева, М.В. Игровые технологии в современном иноязычном обучении / М.В. Муриева //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 56-9. С. 158.
16. Мусаелян, И.Ф. Комплекс упражнений направленный на формирование языковой компетенции / И.Ф. Мусаелян // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. – 2019. – № 2 (13). – С. 74–78.
17. Перминова, Г. В. Учет возрастных особенностей учащихся при обучении иностранным языкам / Г. В. Перминова // Иностранные языки в школе. - 2019. - №10. - с. 29-35.
18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: «Просвещение», 2018. С. 170, С. 17.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2021. - 96 с.