Фрагмент для ознакомления
2
Тема данной работы посвящена журналистским расследованиям в телеиндустрии. Стоит отметить, что журналисты начали заниматься расследованием еще до появления телевидения.
Существует мнение, что истоки журналистского расследования берут свое начало в Америке. С начала 20 века появились люди, называющие себя «макрейкерами» (muckrakers), которые занимались разгребанием грязи и публиковали свои разоблачительные статьи в местной прессе. После того, как 10 февраля 1906 года президент Рузвельт обратился к представителям прессы с критикой в адрес их деятельности, журналисты получили прозвище «muckraking» за то, что они предпочитали «месить ногами грязь, не обращая внимания на голубое небо над головой». Это стало итогом того, что Теодор Рузвельт выразил свое негодование в адрес журналистов. Линкольн Стеффенс был одним из наиболее ярких представителей «разгребателей грязи». В результате его публикаций возник большой общественный резонанс, а его статьи были посвящены вопросам коррупции и разоблачали коррупционеров в органах власти Сент–Луиса и других крупных городов США. Во время своих расследований Стефанс выступал за демократизацию и упорядочивание работы государственных служб [2].
Однако А. С. Пушкин в своем произведении «История Пугачева» впервые использовал метод расследования, который является одним из первых в России. Данная работа является ярким примером добросовестного и обстоятельного подхода к осуществлению авторского замысла, что определяет важные границы для будущих исследований подобного рода.
В 1834 году вышла в свет работа А. С Пушкина «История Пугачева». Написав свое произведение, автор показал себя как гениальный писатель, журналист и историк. Существует множество способов для создания исторических произведений, но все они требуют серьезной работы с документами. Эти методы помогают наиболее полно и объективно показать историческое событие, выявить его истинные причины возникновения; при этом обеспечивается возможность выражения различных точек зрения.
Александр Сергеевич не просто является автором произведения, он также является и участником событий, которые описываются в произведении. Он анализирует их, делает выводы и дает свою оценку.
Как и большинству современных журналистов, работающим над журналистским расследованием, А. С. Пушкину в процессе работы пришлось столкнуться с трудностями в доступе к информации, а именно: он должен был преодолеть сопротивление властей в предоставлении различных сведений различного характера. Чтобы получить объективную картину происходящего, ему пришлось бы использовать дополнительные источники информации, личные наблюдения и свидетельства участников событий [4].
На рубеже XIX–XX веков в России начинается бурный рост журналистского расследования. Появление «Мултанских жертвоприношений» стало ярким примером журналистского расследования, которое провел Владимир Галактионович Короленко. Процесс расследования, над которым работал публицист, занял у него почти десять месяцев, с сентября 1895 года по июнь 1896 года.
Случай о «Мултанских жертвоприношениях» – это судебное разбирательство, в котором обвиняемые крестьяне из Удмуртии обвиняются в убийстве человека с целью принести жертву языческим богам. На данной ситуации видно проявление произвола властей царской России по отношению к национальным меньшинствам Российского государства. В ходе расследования уголовного дела, которое было возбуждено 5 мая 1892 года в Вятской губернии, недалеко от небольшого удмуртского поселения «Старый Мултан» полицейские обнаружили обезглавленный труп. Удмуртские крестьяне были арестованы полицейскими по подозрению в совершении убийства.
В.Короленко заинтересовался данной темой, и в результате он решил провести собственное расследование. Первой его целью было посещение судебного разбирательства. Затем он посетил место предполагаемого убийства и познакомился с людьми, проживающими в селе Старый Мултан. После этого он изучил все документы, которые были необходимы для проведения расследования, и сделал выводы на основе полученных сведений. Согласно результатам исследования, проведенного Короленко, уголовное дело было полностью сфабриковано. Для защиты осужденных он создал группу единомышленников, в которую также вошли журналисты и юрист. Оспаривание приговора было проведено в апелляционном порядке. Его защитительная речь была произнесена дважды на процессе, который только начался. Как и любое журналистское расследование, работа Короленко имела результат: крестьяне из Удмуртии получили справедливый приговор [6].
В СССР не существовало журналистских расследований в принципе. Основной причиной сложившейся ситуации в стране было то, что все средства массовой информации находились под полным контролем партийных органов. Несмотря на государственный контроль, советские журналисты предпринимали попытки использования методов журналистского расследования, они писали фельетоны, критические статьи, но публиковались они, во–первых, с санкции цензурного комитета, во–вторых, в распоряжении журналистов были только те документы, которые им дозволяли получить органы власти, в–третьих, на протяжении всего расследования велся тотальный контроль со стороны партии.
Как отмечает Л.З.Чиликина, в период с 1970–х годов началось активное развитие советской журналистской расследовательской журналистики. В процессе становления журналистского расследования, бесспорно, лидирующее положение принадлежит «Литературной газете» и ее авторам – Аркадию Ваксбергу и Юрию Щекочихину.
С помощью этих двух журналистов газета стала выпускать рубрики: «Эксперименты Литературной газеты», «Мораль и право», «Новейшая история». Разделы, посвященные сталинским репрессиям и коррупции в государственных структурах, были посвящены критическим статьям. Кроме того, авторы публиковали материалы о недобросовестных народных избранниках [9].
На рубеже 1980–х и 1990–х годов советский телезритель был в большинстве своем ограничен в выборе телепрограмм. На протяжении всего времени существования Советского Союза, программа «Время» являлась основным информационным продуктом на телевидении, составляя около 90% отечественного производства.
Наиболее ярким примером идеологического, авторитарного телевидения в 80–х годах прошлого века было центральное телевидение. Оно являлось воплощением идеологии власти и одновременно осуществляло трансляцию неидеологических образцов культуры страны.
Две трети 1980–х годов были названы историками как время, когда произошла перестройка. Ее деятельность способствовала становлению в жизни советского журналиста новых понятий: гласности и свободы слова. На фоне восстановления многопартийности и разрешения предпринимательской деятельности, журналистские расследования стали более разнообразными.
Передача «Человек и закон» является одной из самых старых программ на отечественном телевидении, которая была запущена в эфир 10 марта 1970 года. Однако вплоть до второй половины 1980–х годов программа выпускалась в формате тележурнала. В центре внимания журналистов программы находились новости из политической, экономической и социальной жизни СССР [8].
В 1980–х годах корреспонденты «Человека и закона» сделали несколько изменений в тематике своих выпусков. В этот период они стали больше внимания уделять освещению работы правоохранительных органов, а также начали предпринимать первые попытки создания журналистских расследований.
Первыми, кто принял участие в программе «Человек и закон», были Анатолий Безуглов и Юрий Краузе. Юрий Краузе также являлся членом Союза писателей России
В течение 20 лет он являлся руководителем данного проекта и занимал должность руководителя. Дважды он был награжден премией МВД СССР, в 1985 и 1990 годах. Краузе поведал о своем опыте работы на телевидении в журнале.
Стало понятно, что передача «Человек и закон» дает уникальную возможность говорить правду на экране. Съемка захвата преступника является ли она более достоверной? Как же быть с притонами и вытрезвителями? Такая правда была настолько невыносимой, что иногда на обсуждении передачи у начальников возникало желание спросить: «Вы что же, не могли его перекрасить? Ведь он же такой алкоголик!». И все же что–то прорывалось в эфир» В 1987 году на Первом канале Центрального телевидения СССР телезрители увидели первый выпуск программы «Еженедельная информационно–музыкально–публицистическая и развлекательная программа для молодежи». Следующая часть программы стала называться «Взгляд». Участниками программы были: Владислав Листьев, Владимир Мукусев и Дмитрий Захаров. Александр Политковский и Александра Любимова можно назвать ее ведущими.
С этой передачи можно начать отсчет свободных, оригинальных сюжетов. Содержание материалов, которые выходили в эфир, было достаточно острым для советских граждан, и не редко сами журналисты сталкивались с определенными трудностями. Были случаи, когда ведущих программы отчисляли из эфира. Указ о приостановлении производства и выхода в эфир программ был подписан 10 января 1991 года первым заместителем председателя Гостелерадио СССР. Указ, который был опубликован в тот день, фактически, означал запрет на трансляцию передачи.
На текущий период времени исследователи определили бы программу «Взгляд» как информационную и аналитическую. Сюжет новостей, которые выходили во «Взгляде», был схож с официальными новостями, которые освещались в программе «Время», однако некоторые из них соответствовали современным стандартам журналистского расследования.
При помощи программы «Взгляд» в советском тележурналистском движении появился новый стиль – свободной информации, а сюжеты стали более интересными и непредсказуемыми. С точки зрения журналиста программы «Взгляд», Владислава Флярковского, все, кто принимал участие в создании программы, были одержимы стремлением «разобраться во всех непонятных и неизведанных вещах, найти то, что еще не было найдено» [15].
Московское телевидение считалось более прогрессивным, а Ленинградское наоборот – менее. По мнению жителей СССР, журналисты, работающие на Ленинградском телевидении, были наиболее талантливыми, современными и рискованными. На это у граждан имелись весомые причины, поскольку в конце 1980–х годов на экраны телевизоров вышли новые программы, ранее не появлявшиеся на телевидении, привлекающие внимание зрителей своей смелостью и оригинальностью.
С середины 80–х годов прошлого века программа Александра Невзорова «600 секунд» имела ошеломительный успех. Во время первого выпуска программа затрагивала темы, которые были актуальны в то время. Из новостей программы постоянно поступали скандальные сообщения о многочисленных нарушениях, допущенных на одном из местных мясокомбинатов; кладбищах Ленинграда, где журналисты программы обнаружили несколько сотен неопознанных могил; строительстве новых домов повышенной комфортности для чиновников.
Начиная с конца XX века, в период передачи «600 секунд» на экраны выходит новая еженедельная программа «Паноптикум», где Александр Невзоров, как ведущий программы, впервые на советском телевидении применяет комбинирование документальных и постановочных съемок.
Паноптикум и «600 секунд» также затрагивали острые социальные проблемы общества. Телеведущий программы рассказал о таких сюжетах, как – «Нищие» и – «Попрошайки». Эти сюжеты были показаны в эфире программы. В них использовались методы журналистского расследования, рассказывающие зрителям о социальной иерархии среди бездомных. В «Паноптикуме» вышел фильм, который называется «Свалка». Его автор, используя методы журналистского расследования, показывает жизнь людей, живущих на одной из городских свалок. Начиная с 1993 года программа «600 секунд» прекратила свое существование.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бергер Н.В. «Расследование как метод журналистской деятельности»: дис. д–ра филол. Наук / Н. В. Бергер. СПб., 2006 – URL: http://cheloveknauka.com/rassledovanie–kakmetod–zhurnalistskoy–deyatelnosti
2. Бергер, Н. В. Предмет и границы журналистского расследования / [Электронный ресурс] / Н. В. Бергер // Научная электронная библиотека Киберленинка – Научные Статьи – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/predmet–i–granitsy–zhurnalistskogo–rassledovaniya − Вестник Волгоградского государственного университета, выпуск №3, 2003. (дата обращения: 12.04.2024)
3. Бородина, А. Первые кнопки России [Электронный ресурс] / А. Бородина // Коммерсантъ – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/560139 – № 13, (дата обращения: 12.04.2024)
4. Гамбарова Е.А. Проблемы и перспективы применения социальных медиа и мессенджеров в расследовании преступлений // Текст научной статьи по специальности «Право». – 2016. – С. 145–150.
5. Гикст А.С.Особенности методики расследования мошенничества в сети Интернет // Символ Науки. – 2016. – №10. – С. 303.
6. Горошко Е.И. К построению типологии жанров социальных медий // Языкознание и литературоведение – 2015. – С. 81–86.
7. Диспенза Д. Сила подсознания, или как изменить жизнь за 4 недели // Книга из серии психологии. Кроличья нора – 2020
8. До дома оставалось 150 м//https://www.youtube.com/watch?v=euZ8Ys8pQEU (дата обращения: 12.04.2024)
9. Долгина Е.С. Криминальная журналистика: теоретический аспект / Е. С. Долгина, М. Ю. Ситникова //Молодой ученый, № 7, 2015. – С. 1111 – 1114.
10. Завьялова Д.В. Управление, границы и юриспруденция в сети интернет в контексте расследования преступлений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (Московский государственный юридический университет имени Кутафина). – 2021. – С. 155–161.
11. Качкаева, А. Г. История телевидения в России: между властью, свободой и собственностью [Текст] // в 3–х т. под ред. П. С. Филиппова– СПБ.: «Норма», 2011 – с. 81
12. Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестник МГУ, №10, 1986. – с. 26 – 43.
13. Константинов, А. Д. Предмет журналистского расследования. Журналистское расследование как универсальный метод работы журналистов. Методика проведения журналистского расследования. Правила безопасности при работе журналиста [Электронный ресурс] / А. Д. Константинов // Общественные расследования в местном сообществе, Новосибирск, 17.04.2012. – Режим доступа: http://www.sibirp.ru/attachments/mod_catalogue/87/file_2654.docx (дата обращения: 12.04.2024)
14. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Ю. Юровский – М.: «Высшая школа», 2002. С.76
15. Кунгурова О.Г. Журналистское расследование: жанр или метод? / [Электронный ресурс] /О. Г. Кунгурова // Архив научных публикаций
16. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г. В. Лазутина – М.: «Аспект Пресс», 2000. – 208 с.
17. Лоцманова С.Е. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ СЕРИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ВИДЕОХОСТИНГА YOUTUBE // СМИ (медиа) и массовые коммуникации – 2020. – С. 21–27.
18. Лукина М. Технология интервью / М. Лукина – М.: Изд–во «Аспект Пресс», 2003. – 191 с.
19. Лущиков В.А. Жанрово–тематические и языковые особенности видеоблогов // СМИ (медиа) и массовые коммуникации – 2018. С. 57–75.
20. Матаева А.Т. Принципы журналистского расследования – основного жанра СМИ / А. Т. Матаева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 3–5(47). – С. 10–14.
21. Михалкович, В. И. О сущности телевидения [Текст] / В. И. Михалкович.–М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2008. С.26
22. Он оставлял записки с подсказками для детективов по всему городу, но его не могли поймать 30 лет// https://www.youtube.com/watch?v=GRaTEfm9_vc (дата обращения: 12.04.2024)
23. Официальный сайт ютуб канала «Дневник криминалиста» / Расследования// https://www.youtube.com/@CrimeDnevnik (дата обращения: 12.04.2024)
24. Пискунова Е.В. Использование данных, содержащихся в социальных сетях, для расследования и раскрытия преступлений // Право – 2018. С. 168–172.
25. Претро П.И. Журналистское расследование на телевидении как компонент в формировании гражданского общества / П. И. Претро // Научный альманах. – 2019. – № 12–3(62). – С. 177–180.
26. Рэндалл, Д. Универсальный журналист [Текст] / Д. Рэндалл – СПБ.: 1999. С. 180
27. Скиллен, Д. Выборы и журналистское расследование [Текст] / Д.Скиллен – М.: «Права человека», 2001.С.79
28. Сновальникова У.А. Дадаева Т. М. Отражение социальных проблем в новых медиа (на примере видеоблога YouTube–канала TrashSmash) // СМИ (медиа) и массовые коммуникации – 2019. С. 1–9.
29. Соколова Л.Ю. Политическая коммуникация в социальных сетях: стратегии получения информации пользователями социальных платформ // https://cyb– 2021
30. Станько, А. И. Журналистское расследование в СМИ [Текст] / А. И. Станько – Ростов на Дону: «Литфонд», 2004. С.87
31. Такой развязки никто не видел//https://www.youtube.com/watch?v=XQqNq_G3LZg (дата обращения: 12.04.2024)
32. Текутьева И.А. Жанрово–тематическая классификация видеоблогинга // Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации» – 2016
33. Тертычный, А. А. Расследовательская журналистика [Текст] / А. А. Тертычный – М.: «Аспект–пресс», 2002. С.18.
34. Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника / Дж. Уллмен – М.: 1998. – 223 с.
35. Фильм ужасов в реальной жизни//https://www.youtube.com/watch?v=yOp6eflJLz8 (дата обращения: 12.04.2024)
36. Хижняк Д.С. Особенности планирования расследования транснациональных преступлений // Текст научной статьи по специальности «Право» – 2012