Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Саморегуляция является ключевым навыком, который позволяет ребенку контролировать и организовывать свою деятельность, справляться с трудностями и достигать поставленных целей. Этот навык необходим для успешного обучения и адаптации в обществе.
Актуальность работы проявляется в свете современных требований образовательной системы. В настоящее время наблюдается все большая потребность в развитии у детей навыков саморегуляции, которые помогают им эффективно учиться и адаптироваться к современному обществу. Основная задача педагога на этом этапе обучения заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников умения управлять своей деятельностью и эмоциями, а также способность адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.
Однако, в процессе образования возникают противоречия, влияющие на возможность успешного формирования готовности младших школьников к саморегуляции деятельности. Первое противоречие связано с регламентированностью учебного процесса и необходимостью учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Стандартные программы и требования могут ограничивать возможности педагогов в создании оптимальных педагогических условий для развития саморегуляции у детей.
Второе противоречие заключается в том, что формирование готовности младших школьников к саморегуляции деятельности требует постоянного взаимодействия педагогов, родителей и окружающей среды. Однако, не всегда возможно обеспечить эффективную координацию действий всех участников образовательного процесса, что может затруднять их сотрудничество в формировании готовности детей к саморегуляции.
Для решения данных противоречий необходимо обратиться к результатам литературного обзора. Работы Инкиной Светланы Геннадьевны-кандидата педагогических наук обращают внимание на значимость роли педагогических условий в формировании готовности младших школьников к саморегуляции деятельности. Иванова отмечает, что создание эмоционально-комфортной образовательной среды, где ребенок чувствует себя в безопасности и принимаемым, способствует его позитивному отношению к саморегуляции и развитию соответствующих навыков.
Представление о человеке как самоактуализирующейся, организованной системе выводит на первый план такие понятия, как «личность», «саморегуляция». Взаимосвязь между ними отражает термин «личностная саморегуляция» [5]. Изучая саморегуляцию, исследователи придают значение личностным проявлениям – А. Бандура, Л.И. Божович, Б.Б. Коссов, Г. Олпорт, Дж. Роттер, А.И. Щербаков, З. Фрейд, В.А. Ядов и другие. И проводя анализ личностных структурных компонентов, учёные
отводят ведущую роль психологическим механизмам регуляции жизнедеятельности – А. Адлер, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, З. Фрейд, В.А. Ядов и др.
Исследователи младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие) рассматривают данный период как наиболее чувствительный к самоизменению, самораскрытию, к внешним обучающим и воспитательным воздействиям [1].
Основой осознанной самоорганизации и самопознания личности является субъектность, которую В.И. Слободчиков определяет «… как свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, реализующему преобразующую внешнюю (творческую) и внутреннюю (самодетерминирующую и смыслообразующую) активность». Субъектность личности ребенка является «… целостным структурнофункциональным образованием с особым качеством и структурой автономной саморегуляции…». Отслеживая свои позитивные изменения, обучающиеся совершенствуют навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции в целом, а также учатся объективно оценивать свои действия и действия других людей, усваивают нормы поведения, общения, отношения к себе и другим людям.
Объект: формирование саморегуляция деятельности младших школьников
Предмет: Педагогические условия формирования саморегуляции младших школьников
Цель: обосновать педагогические условия формирования способности к саморегуляции у младших школьников
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования формирования саморегуляции деятельности младших школьников
2. Выявить педагогические условия для формирования саморегуляции у младших школьников.
3. Разработать программу развития готовности младших школьников к саморегуляции деятельности.
Методы исследования:
–теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
–эмпирические, в том числе опрос, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, системный и качественный анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности младших школьников к саморегуляции деятельности
1.1. Сущность понятия саморегуляции деятельности в психолого-педагогической литературе
Цель образования на всех уровнях – не только передать учащимся знания, навыки и умения, но и помочь развить его личность, облегчить процесс социализации, подготовить выпускников школ и вузов к эффективному взаимодействию с реальным миром. В современных условиях невозможно преподавать «всему и сразу» в общеобразовательной и высшей школе; необходимо изменить как сущность, так и структуру образования. Среди задач учреждений профессионального образования главной является осознание необходимости создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самообразовании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, овладении социальными навыками. опыт.
Самосовершенствование личности студента включает в себя и процесс саморегуляции субъекта учебной деятельности.
Усвоение школьником или студентом определенных знаний в процессе учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого ими материала, что должно быть связано с проявлениями его самостоятельности и инициативы в деятельности. Можно предположить, что последнее напрямую связано с целенаправленным осуществлением деятельности, лежащим в основе саморегуляции субъекта, проявляющейся на предметном уровне деятельности.
Теоретические знания, понимаемые как единство содержательных абстракций, обобщений и накоплений теоретических понятий, составляющих содержание учебной деятельности, могут возникнуть в сознании учащегося только как следствие его собственной деятельности и деятельности. Однако следует отметить, что процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков, а также процесс формирования саморегуляции деятельности учащихся происходит только в результате совпадения деятельности педагога. и ученика, т. е. с предметно-предметной системой обучения. Вероятно, следует возразить, что именно такая система обеспечивает формирование у студента саморегулируемого типа обучения. При саморегулируемом типе обучения оно контролируется и регулируется самим учеником, позволяя ему выйти за рамки заданного учителем учебного материала (самомотивация), проявить самостоятельность и инициативу в решении учебных задач, предполагает активную деятельность. достижение цели в условиях непосредственного взаимодействия с учителем и другими учащимися.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: ИОИ, 2017. – 176 с.
2.Антипова, Д.А. Актуальные вопросы современной психологии по саморегуляции личности / Д.А. Антипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2017. -
№ 7. – С. 64.
3.Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М., 2015. – 300 с.
4.Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Алла Валериевна Аркадьева // Начальная школа плюс До и после. - 2015.
- №2. - С.8-11.
5.Бодалев, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 2-7.
6.Братусь, Б.С. Общая психология как университетская наука / Б.С. Братусь
// Вестник Московского университета. – 2015. - № 3. – С. 73-82.
7.Бандура, А. Теория социального научения: монография / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с.
8.Боркина, Н.П. Основы развития саморегуляции ребенка / Н.П. Боркина. – URL: https://urok.1sept.ru (дата обращения: 23.10.2019).
9.Варгас, Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж. Варгас. – М.: Оперант, 2015. – 480 с.
10.Вареца, Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников / Е.С. Вареца // Вестник «АГУ». – 2015. - № 2 (159). – С. 147-151.
11.Волкова, Т.Г. Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для обучающихся спец. / Т.Г. Волкова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 80 с.
12.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.
13.Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 117 с.
14.Гонина, О.А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О.А. Гонина. – М.: «Флинта», 2018. – 278 с.
15.Гордеев, И.П. Саморегуляция в младшем школьном возрасте. – URL: https://multiurok.ru/files/samoreguliatsiia-v-mladshem-shkolnom- vozraste.html (дата обращения 15.01.2020).
16.Зобков, А.В., Турчин, А.С. Саморегуляция учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. – Владимир-Иваново, 2013. – 251 с.
17.Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. – Иваново-Санкт Петербург, 2013. – 320 с.
18.Иванова, Л. В., Слав, М. Г. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образован / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 7. – С. 36-40.
19.Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – М.: Фениск, 2013. – 352 с.
20.Давыдов, В.В. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.6 Директ-медиа, 2014. – 331 с.
21.Драгунова, И.В. Хрестоматия по возрастной психологии: «Кризис» объясняли по-разному / И.В. Драгунова. - Воронеж : Издательcтво НПО Модек, 2018. – 501 с.
22.Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 127-135
23.Долгова, В.И. Управление процессом саморегуляции у младших школьников / В.И. Долгова // Психологические науки. – 2019. - № 1. – С. 203-205.
24.Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / И.В. Дубровина. – М., 2015. – 368 с.
25.Зелинский, А.С. Психическая саморегуляция (аутотренинг) / А.С. Зелинский. – URL: https://psyfactor.org/lib/zln16.htm (дата обращения: 01.12.2019).
26.Иванова, Л. В., Слав М. Г. Формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 157–166. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56990.htm (дата обращения 12.12.2019).
27.Ильясова, Г.И. Развитие саморегуляции младших школьников : диагностика и развитие / Г.И. Ильясова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. – 37 с.
28.Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Королева Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.— 63 c.