Фрагмент для ознакомления
2
Концепция достижений как общенаучной категории менялась с раз-витием общества. Первоначально, в период до XVIII в. в России под льго-тами понималось некоторое упрощение жизни определенных категорий граждан. В XX веке понятие преимуществ расширилось: под преимуще-ствами понималось удобство условий осуществления экономических от-ношений между различными категориями населения.
С помощью льгот государство приступило к решению основных проблем. В качестве примера можно привести льготы для прохождения военной службы, военные льготы для казаков и служилых людей. Пре-имущество в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальные пособия - это пособия для соответствующих категорий граждан, определяемые в соответствии с определенными критериями, ко-торые обеспечивают основу для их дополнительной социальной защиты [23].
Определенными характеристиками являются соответствующий воз-раст, болезнь, инвалидность, многолетний возраст, сиротство и другие жизненные обстоятельства, которые требуют особого внимания и заботы об этом человеке по сравнению с другими гражданами. Социальные посо-бия - это юридическое понятие, их содержание закреплено в правовой норме, которая порождает определенные права и обязанности. Есть и дру-гие льготы, например, для судей, депутатов Федерального собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в правоохранительных органах и т.д. Льготы для таких граждан вряд ли можно назвать социаль-ными: они не нуждаются в социальной защите.
Поэтому эти льготы зависят не от системы социального обеспечения, а от рода деятельности и должностного положения. Льготы - это, прежде всего, социальная мера, и это демонстрирует их социальную ценность. В сегодняшней крайне неблагоприятной социально-экономической ситуации необходимо радикально изменить систему льгот, чтобы преодолеть рас-тущие негативные тенденции в этой сфере и поддержать многочисленные группы населения, нуждающиеся в социальной защите. Кроме того, льго-ты все чаще используются в российской правовой системе в качестве одно-го из важнейших правовых инструментов решения проблем федеративно-го устройства России, развития местного самоуправления и т.д.
Сегодня существует большое количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Эти льготы охватывают почти две тысячи категорий населения. Юридическая наука до сих пор не уделяла большого внимания институту льгот, хотя жизнь все чаще ставит вопрос о создании теории юридических льгот, в которой нашел бы свое выражение подроб-ный и всесторонний анализ этого многогранного явления.
Под юридической выгодой понимается правовое облегчение положе-ния субъекта, позволяющее ему в полной мере удовлетворять свои интере-сы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (привилегированных активов), так и в освобождении от своих обязанно-стей. Юридические преимущества включают в себя следующие характери-стики.
Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением ин-тересов субъектов, облегчением условий их жизни, что обязательно долж-но осуществляться в рамках общественных интересов. Устанавливая льго-ты, законодатель стремится к социальной защите, улучшению положения отдельных лиц и переходу к удовлетворению их интересов в более благо-приятное русло. Цели здесь имеют первостепенное значение, поскольку не каждое расширение и освобождение от обязанностей служит преимуще-ством [31].
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых нормативных требований и служат способом правовой дифференциации.
Чем совершеннее закон, тем более дифференцированно он регулиру-ет конкретные вопросы общественной жизни. Таким образом, для различ-ных категорий граждан установлены правила, регулирующие поступление в вузы, прохождение военной службы и назначение пенсий. Когда в опре-деленной области отсутствует законодательное регулирование, руководя-щие органы вынуждены делать исключения по своему усмотрению для от-дельных лиц с учетом определенных обстоятельств, что приводит к разно-образию практики и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупо-треблений.
Льготы - это, прежде всего, элемент особого правового статуса чело-века, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта конкретными правовыми возможностями.
В-третьих, юридические льготы являются юридическими исключени-ями, установленными компетентными органами в нормативных актах в со-ответствии с демократическим законодательством.
Преимущества обычно определяются нормативными, а не право-применительными мерами. Юридический запрет на предоставление инди-видуальных льгот направлен на то, чтобы свести к минимуму эгоистичное усмотрение, которое может проявляться в этом процессе. Компенсацион-ный характер юридических льгот заключается в создании, по крайней ме-ре, приблизительно равных возможностей для развития для людей, нахо-дящихся в неравных условиях, по биологическим и социальным причинам. Следовательно, было бы невозможно привлекать к трудовой деятельности слепых и слабовидящих людей без особых условий труда, установленных законом [23].
Таким образом, принцип социальной справедливости требует, чтобы в этом случае было установлено определенное отступление от принципа равенства граждан, а сами льготы для слепых и слабовидящих людей при-обретали компенсационный характер, уравнивая их возможности с воз-можностями других людей. Основные компенсационные выплаты предо-ставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, бе-женцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.
В этом смысле пособие является особым правом, дополняющим пра-ва, имеющиеся в распоряжении человека, для обеспечения определенного потребления, облегчения доступа к юридически закрепленным товарам, которым в значительной степени препятствуют инвалидность, беремен-ность, материнство, учеба и работа и т. д. Пособие - это особый вид права, который дополняет права, имеющиеся в распоряжении человека, для обес-печения определенного потребления, облегчения доступа к юридически закрепленным товарам, которые значительно ограничены инвалидностью, беременностью, материнством, учебой и работой и т. д.
Успешно развивающееся общество характеризуется глубоким вни-манием к процессам развития государства и общества и накоплением зна-ний о них. Страны со значительными финансовыми ресурсами имеют ши-рокие возможности для финансового перераспределения общественного продукта и приведения в соответствие с приемлемым уровнем экономиче-ского положения своих соотечественников. В этом контексте невозможно обойти стороной острый вопрос социальной справедливости, который, безусловно, имеет место при введении льгот.
Само общество изначально лишает одну часть членов общества того, что будет иметь другая часть общества, хотя подразумевается, что несуб-сидируемая часть, очевидно, находится в лучшем положении. Тогда раци-ональным методом становится метод перераспределения финансовых ре-сурсов через государственный механизм социальной поддержки. Сначала государство отчисляет часть своих доходов хозяйствующим субъектам, а затем организует помощь из бюджета тем, кто получил на это право [26].
Следовательно, выгоды всегда отражают часть общественного про-дукта, которую одни люди в основном зарабатывают, а другие социаль-ные субъекты получают. Социальные льготы имеют следующие основные характеристики: они присущи экономически развитым обществам с эффек-тивно функционирующим государственным аппаратом; они опосредуют процесс перераспределения общественного продукта от одних членов об-щества к другим через государственный механизм социальной поддержки; Они отражают конкретные различия в социально-экономическом положе-нии некоторых членов общества; общества по сравнению с другими; они получают компенсацию за отклонения от нормального, общепринятого положения членов общества; они достигают своей цели, будучи денежно-кредитными по своему содержанию. Последний из этих признаков, на мой взгляд, является наиболее важным для понимания сути самого явления.
Таким образом, социальные пособия представляют собой государ-ственный финансовый (денежный) механизм для выравнивания экономиче-ского положения меньшинства населения за счет большинства населения до уровня, который считается нормальным. Кстати, в странах, где уровень пенсий и пособий достаточно высок, социальные выплаты встречаются не так часто, как в России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ // СПС КонсультантПлюс.
2. Семейный кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Принят Гос. Думой 30 ноября 2001г. // СПС КонсультантПлюс.
4. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. Принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г. // СПС КонсультантПлюс.
5. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон № 122 – ФЗ от 02 июля 1995 г. Принят Гос. Думой 17 мая 1995 г. // СПС КонсультантПлюс.
6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Принят Гос. думой 30 ноября 2001 г. // СПС КонсультантПлюс.
7. О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов: Указ Президента № 685 от 6 мая 2008 г. // СПС КонсультантПлюс.
8. О внесении изменений в правила признания лица инвалидом: Постановление Правительства № 247 от 07 апреля 2008 г. // СПС КонсультантПлюс.
9. О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства № 95 от 20 февраля 2006 г. // СПС КонсультантПлюс.
10. О социальной защите инвалидов в РФ: федеральный закон № 181 –ФЗ от 24 ноября 1995 г. Принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. // СПС КонсультантПлюс.
11. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента № 712 от 14 мая 1996 г. // СПС КонсультантПлюс.
12. Об основах социального обслуживания населения в РФ: федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. // СПС КонсультантПлюс.
13. О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами: Указ Президента № 744 от 13 мая 2008 г. // СПС КонсультантПлюс.
14. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3.Ст.168; СЗ РФ. 2005. № 52. Ст. 5576. [Электронный ресурс]/ КонсультантПлюс.
15. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
16. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 27.12.2005) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 1. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
17. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699; СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5285.
18. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст.4782; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
19. Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилых помещений и коммунальных услуг» // СЗ РФ. 2005. № 36. Ст. 3706; СЗ РФ. 2006. № 52. Ст.5590.
20. Сборник законов и нормативных актов. 2007. № 14. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
21. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации».- М., 2006.- 69 с. // СПС КонсультантПлюс.
22. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М., 2008.- 59 с. // СПС КонсультантПлюс.
23. Байгереев, М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета/ М. Байгереев//Человек и труд. - 2001. - №8. - С. 55-60.
24. Волгина, Н.А. Социальная политика: Учебник / Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003.- 201 с.
25. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.П. Галаганов.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 176 с.
26. Жуков, В.И. Теория и методика социальной работы/ В.И. Жуков, И.Г. Займышев. - М.: Союз, 1994. - 250 с.
27. Каменева Е.А. К вопросу о развитии института эффективного собственника жилья. // Жилищное право. - 2006. - № 8. - С. 3-4.
28. Мачульская, Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- 236 с.
29. Морозова Н.К. Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2007. - № 1. - С.45.
30. Олейник, А. Институциональная экономика/А. Олейник// Вопросы экономики. №1-12, 1999. С. 125-132.
31. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/ Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова: учебное пособие для ВУЗов, 2001.- 426 с.
32. Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.-368 с.
33. Селезнев, А.З. Ограничения экономического роста в России/А.З. Селезнев// Проблемы прогнозирования. - 2002. - №6. С. 29-43.
34. Холостова, Е.И. Социальная политика/Е.И. Холостова : Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 302 с.
35. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика/ Л.И. Якобсон. - М.: ВШЭ, 2000.- 450 с.