Фрагмент для ознакомления
2
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей
Коммуникация определяется как «взаимодействие между двумя или более людьми», при котором они обмениваются информацией когнитивного или аффективного характера .
Через общение мы должны понять сочувствие и нетерпимость в масштабе небольших групп и общих социальных отношений, экономических и политических, потому что у них есть свои социально-психологические аспекты. Личность – это в некоторой степени опосредованные отношения между людьми. Весь репертуар социальных отношений внутри общества, независимо от масштаба (микросреда или макросреда), можно рассматривать как выражение и результат взаимодействия.
Определение «отношений» и «социальных отношений» в натуральном выражении может быть самым простым и понятным решением, но оно рискует упустить важные части «отношений», которые упускает из виду реляционная теория. Хотя общение обычно интегрировано в реальную деятельность человека (сотрудничество, познание, игра), существует также возможность выделения отношений на самостоятельные виды деятельности для удовлетворения потребности личности в общении с другими людьми.
В общем случае различаются три стороны, или три плана общения Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский:
1. Перцептивная сторона – взаимное восприятие, стремление к пониманию мотивов поведения партнеров.
2. Коммуникативная сторона – обмен высказываниями, знаковыми сообщениями.
3. Интерактивная сторона – обмен не только словами, но и действиями согласно принятой программе совместной практической деятельности .
Есть три взаимосвязанных аспекта общения.
В период отношений можно выделить следующие этапы:
1. Потребность в общении (потребность общаться или находить информацию, потребность влиять на собеседника и т. д.) мотивирует человека к общению с другими людьми.
2. Интенция целей общения в коммуникативной ситуации.
3. Личностная ориентация собеседника.
4. Планируя общение, люди представляют (часто неосознанно), что они будут говорить.
5. Бессознательно (а иногда и сознательно) человек выбирает определенные средства, какие речевые обороты использовать, как говорить, как их использовать.
6. Мониторинг эффективности коммуникации на основе установления обратной связи, восприятия и оценки ответов интервьюируемого.
7. Корректировка направления, стиля и способа общения.
Если какое-либо звено в процессе общения нарушено, говорящий не может достичь ожидаемых результатов общения и общение становится неэффективным. Эти навыки называются «социальным интеллектом», «практическим и психологическим интеллектом», «коммуникативными навыками» и «коммуникативными навыками».
Коммуникация – это двусторонний процесс обмена информацией, ведущий к взаимопониманию. «Общество» на латыни означает «делить что-то общее со всеми». Если нет взаимопонимания, общение другое. Успешное общение требует обратной связи о том, как люди вас понимают, как они вас видят и что они думают по этому поводу.
Коммуникативные навыки – это способность строить и поддерживать необходимые отношения с другими людьми. Характеристики эффективного общения: достижение взаимопонимания между супругами, достижение лучшего понимания ситуации и темы общения (достижение большей уверенности в понимании ситуации помогает в решении проблем и обеспечивает достижение целей при оптимальном использовании ресурсов) .
По мнению Громовой, плохая коммуникация может привести к:
а) Стереотипы - это упрощенные представления о людях или ситуациях, которые приводят к отсутствию анализа и объективного понимания людей, ситуаций и проблем.
б) «Предубеждение» - склонность отвергать все, что противоречит собственному мнению, что-то новое и необычное («мы верим в то, во что хотим верить»). Интерпретации событий другими людьми столь же верны, как и наши собственные.
в) Плохие отношения между людьми. Потому что, если отношение человека враждебное, его трудно убедить в правомерности своей точки зрения.
г) Интерес возникает тогда, когда нет внимания или интереса со стороны собеседника и человек понимает важность информации о себе (с помощью информации можно достичь желаемого развития или предотвратить нежелательное развитие).
д) Склонность делать выводы, когда данных недостаточно.
е) Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, недостаточная убедительность, отсутствие логики.
в) Неправильный выбор коммуникационной стратегии и тактики.
Стратегия общения:
1) Открытое и закрытое общение.
2) Монолог – диалог.
3) Ролевая игра (на основе социальных ролей) - индивидуальная (общение по душам).
Открытое общение – это готовность и способность полностью выразить свою точку зрения и готовность учитывать мнение других. Закрытое общение предполагает нежелание или неспособность четко выразить точку зрения, отношение или информацию . Использование закрытого общения оправдано, когда:
1) Когда существует значительная разница в уровне академических способностей и нет смысла тратить время и силы на улучшение «низших» способностей.
2) В конфликтной ситуации не уместно раскрывать врагу свои чувства и планы. Открытое общение эффективно, когда есть сравнение, а не создание сомнительных позиций (обмен идеями, планами). Односторонний запрос - это полузакрытая форма общения, при которой человек пытается узнать позицию другой стороны, не раскрывая при этом своей собственной позиции. «Истерическое выражение проблем» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, при этом окружающие не хотят «вмешиваться в чужую ситуацию» или слушать «чужих».
Также принято различать следующие виды общения:
1 Формальное общение – «Общение через маски». Используются нормальные маски (вежливость, серьезность, безразличие, смирение и т. д.), когда у нас нет желания понять собеседника. Это набор мимики, жестов и обычных выражений, способных скрыть ваши истинные чувства и отношение к разговору. Иногда такое общение оправдано, чтобы не «обижать» друг друга без надобности.
2. Первичное общение, когда другой человек оценивается как необходимый или навязчивый объект: при необходимости вступает в активное общение, если прерывается, уходит или следует агрессивным и грубым комментариям. Если они получают от собеседника то, что хотят, то впоследствии теряют к нему интерес и не скрывают этого.
3. Формально-функциональное общение, когда и содержание, и средство общения контролируются и вместо знания личности собеседника довольствуются знанием его социальной роли.
4. Деловое общение – когда учитываешь личность, характер, возраст, мироощущение собеседника, но тема не интересна, она важнее возможных личных разногласий.
5. Духовное, взаимное общение между друзьями, когда вы можете затронуть любую тему и не нужно использовать слова, ваш друг поймет вас по мимике, интонации и движениям.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды из собеседника с помощью различных приемов (лести, запугивания, доброты и т. д.), соответствующих личностным особенностям собеседника.
7. Социальная коммуникация. Его подход — предвзятый, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что им следует сказать в таких случаях; Данное общение является закрытым, так как мнения людей по тому или иному вопросу не важны и не определяют характер общения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2019. С. 137–262
2. Анатомия общения под ред. Парыгина Б.Д. - СПб.: Питер, 2020. С 446
3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Наука, 2018. – 112 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 552
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Питер, 2019. – 450 с.
6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта, 2020. - 168 с.
7. Битянова Р.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2018. – 450 с.
8. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983
9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
10. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно – психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: Наука, 2019. – 390 с.
11. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – М.: Наука, 2019. – 590 с.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – Спб.: Питер, 2019. – 360 с.
13. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Наука, 2020. – 590 с.
14. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе /Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2019. – 200 с.
15. Громова О.Н. Конфликтологии. Курс Лекций. – М.: Наука, 2000. – 350 с.
16. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2020. – 480 с.
17. Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью экспресс-методики // Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Под ред. Е.В. Шолоховой. Е.С. Кузьмина, О.И. Зотовой В.Е. Семенова. - М.: Наука, 2019. – 360 с.
18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Наука, 2018. – 480 с.
19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. Психология малой группы. - М.: МГУ. – 560 с.
20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Волна, 2019. – 870 с.
21. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Наука, 1998. – 890 с.
22. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 290 с.
23. Никифоров Г.С., М.А. Дмитриева, В.М. Снетков. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 360 с.
24. Мансуров В.А. Барбакова К.Г., Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии. – СПб.: Питер, 2019. – 590 с.
25. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: 1998. С. 528–593