Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время муниципальное образование представляет собой сложную социально-экономическую систему, включающую в себя различные элементы, в том числе экономику, культуру, право, политику и социальные отношения. Все они направлены на общую цель - улучшение качества жизни населения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура муниципального образования
Муниципальное образование ограничено определенной территорией и фактически является подсистемой как региональной, так и федеральной экономических систем. Сегодня муниципальные образования являются ключевыми элементами организации экономики России, так как представляют собой наиболее многочисленные административно-территориальные единицы (их число по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2024 года составляет 18402 ). Они также выступают наиболее доступным уровнем власти для населения. Однако муниципальные образования не участвуют в политике государственного регулирования, что создает повышенную ответственность для органов местного самоуправления за результаты социально-экономического развития.
Муниципальное образование является сложной социально-экономической системой, где реализация планов развития требует согласования множества интересов различных сторон. Разработанная экономическая политика может стать эффективным инструментом для объединения усилий органов местного самоуправления и стратегических целей всех заинтересованных групп .
Под социально-экономическим развитием территорий понимается управляемый процесс, направленный на улучшение жизни населения через достижение более высокого уровня развития в социальной и экономической сферах. Главной целью социально-экономического развития любой территории является улучшение качества жизни ее населения, которое включает качество населения, благосостояние и состояние социальной сферы .
Целью социально-экономического развития территории является создание условий для устойчивого развития местных экономик и повышения качества жизни местных жителей. Для достижения указанной целит органы местного самоуправления стремятся решать такие задачи, как: обеспечение роста экономики и увеличение числа рабочих мест на территории; поддержка социальных программ и услуг для местных жителей, включая здравоохранение, образование и культуру; создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций; оптимизация использования ресурсов и снижение негативного воздействия на окружающую среду; развитие инфраструктуры и обеспечение доступа к коммунальным услугам; обеспечение безопасности граждан и защиты их прав.
Рисунок 2 - Схема осуществления социально-экономического развития муниципального образования
Социально-экономическое развитие муниципального образования - это сложный и трудоемкий процесс, состоящий из множества этапов. В общем виде он представлен на рисунке 2.
Реализация социально-экономического развития муниципального образования осуществляется через принятие соответствующих регулирующих и нормативных актов, выделение бюджетных средств на реализацию программ и проектов, сотрудничество с представителями бизнеса и общественности.
Таким образом, муниципальное образование представляет собой сложную социально-экономическую систему, где экономика, культура, право, политика и социальные отношения взаимодействуют с целью улучшения качества жизни людей. Основное предназначение социально-экономического развития городского района заключается в обеспечении благоприятных условий для комфортного проживания населения.
При этом низкий уровень прозрачности и открытости местного самоуправления, а также ограниченный контроль со стороны общественных институтов и низкая оценка качества муниципальных услуг требуют более активного вовлечения местных сообществ в управление социально- экономическим развитием муниципального образования. Для этого необходимо широкое применение информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении и повседневной жизни населения.
К отличительным особенностям муниципального образования как объекта стратегического планирования, можно отнести то, что МО как социально-экономическая система занимает нижнее звено в иерархии территориальных социально-экономических систем, что определяет возникновение зависимости от федеральных и региональных нормативных актов. Внутри внешнего контура управления муниципальное образование является управляемым объектом, и пересекается со сферой регионального планирования. Во внутреннем контуре муниципальное образование является субъектом управления, а объектами выступают иерархические подсистемы третьего уровня (поселения и внутригородские районы). В первом случае муниципальное образование дает «обратную связь» региональному центру, во втором – получает ее от поселений и внутригородских районов, корректируя управленческие решения.
1.2 Анализ основных факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования
На социально-экономическое развитие муниципального образования в той или иной степени оказывают влияние следующие условия: факторы производства, социальные факторы – это жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. При этом все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы :
- во-первых, это факторы политического характера, оказывающие влияние на уровне политического управления;
- во-вторых, это факторы экономического характера, характеризующие методы и способы влияния на экономические возможности местного населения в муниципальном образовании;
- в-третьих, это факторы социального характера, оказывающих влияние на уровне социальной жизни населения (социальные пенсии, льготы, иных методы и формы социальной поддержки);
- в-четвертых, это факторы, характеризующие развитие научно-технического прогресса как на уровне муниципального образования, так и на уровне государства;
- в-пятых, это факторы экологического характера. Экология проживания населения также важна, так как в экологически небезопасном месте невозможно комфортно проживать населению .
Также на уровень социально-экономического развития муниципального образования оказывают влияние объективные обстоятельства жизнедеятельности населения. В данную группу условий входят условия занятости населения, условия качества жилья, характер жилища и формы расселения населения. Кроме того, в эту группу входят оплата труда и доходы, наличие имущественной обеспеченности семей, условия развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Социально-экономическое развитие напрямую влияет на уровень жизни в муниципальном образовании, который может характеризоваться посредством анализа следующих показателей :
- среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике муниципального образования;
- денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
- средний размер назначенных пенсий;
- прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
- численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
- соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;
- соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
В группу факторов социально-экономического развития, оказывающих влияние на качество жизни населения, включаются следующие стандарты, обеспечивающиеся контролем со стороны государства – это прожиточный минимум населения, минимальный размер оплаты труда, потребительская корзина. Раскроем данные стандарты более подробно.
Под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий . Помимо указанных составляющих продуктового набора, в потребительскую корзину входят минимальный набор непродовольственных товаров и услуг.
Прожиточный минимум – это производная оценка потребительской корзины, в виде стоимости минимального набора. Данный показатель фактически является показателем бедности населения. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина, все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума .
Под доходом населения понимается сумма материальных средств, располагаемых населением по своему усмотрению, с целью удовлетворения своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.
Таким образом, проведенный анализ основных факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования, показывает, что именно совокупность всех факторов дает нам представление о качестве управления социально-экономическим развитием того или иного муниципального образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авцинова, А.А. Теоретико-методологические аспекты управления стратегическим развитием муниципальных образований / А. А. Авцинова // Молодой ученый. 2023. - № 11 (045). - С. 28-31.
2. Ветров, Г.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. ― М.: Фонд «Институт экономики города», 2020. – 134 с.
3. Городецкий, В.Ф. Муниципальное стратегическое планирование. Опыт формирования муниципальной научно-промышленной политики / В.Ф. Городецкий // Стратегическое планирование в регионах и городах России. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований. Леонтьевский центр, 2023.– С. 11-13.
4. Егорычев, С.А. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием муниципального образования / С. А. Егорычев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2024. - № 1. – С. 18-22.
5. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления / А.С. Маршалова.- М.: Омега-Л, 2020.- 128 с.
6. Мокрый, В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ / В.С. Мокрый. - М.: КноРус, 2021. – 155 с.
7. Подузов А.А. Понятия субъективного качества жизни и психологического благополучия человека: очерк современных представлений / А.А.Подузова, В.С. Языкова // Проблемы прогнозирования. - 2021. - № 3. - С.90-102.
8. Потенциал развития муниципальных образований: содержание, оценка, управление / отв. ред. В.Н. Лаженцев. – Сыктывкар, 2021. – 344 с.
9. Саргужина, Д. К. Муниципальное образование как социально-экономическая и организационная система / Д.К. Саргужина // Экономика. Менеджмент. Человек. – 2023. - №15. – С. 25-29.
10. Соловьев, В. С. Элементарная экономика: монография / В.С. Соловьев. — М.: ИНФРА-М, 2021. – 211 с.
11. Черепанов, В.В. Основы государственной и муниципальной социально-экономической политики: учеб пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 488 с.
12. Шарнин, А. В. Алгоритм формирования стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования / А. В. Шарнин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2021. - № 2 (58) - т. 1. - С. 256-262.
13. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 10.04.2024).
14. Доклад Главы города Челябинска «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Челябинска за 2023 год и их планируемых значениях на трехлетний период» [Электронный ресурс]. – URL: https://cheladmin.gov74.ru/cheladmin/overview/Rukovodstvo/glava/doklad%20eff/2023.htm (дата обращения: 10.04.2024).
15. Педанов, Б.Б. Разработка инструментария оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований [Электронный ресурс]. – URL: http://www.km.ru/referats/04D520C45C7644AA850EBFBCD025CB12 (дата обращения: 10.04.2024).
16. Терещенко, Н. В. Разработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-realizatsiya-strategicheskih-planov-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 10.04.2024).