Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 6
1.1. Значение коммуникативной сферы в современных реалиях 6
1.2. Требования ФГОС НОО к образовательным результатам младших школьников 8
Вывод по первой главе ………………………………………....................…….11
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
2.1. Особенности младших школьников 12
2.2. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных УУД младших школьников 14
Вывод по второй главе……………………………………………………….….16
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 17
3.1. Характеристика уроков технологии в начальной школе 17
3.2. Возможности развития коммуникативных умений младших школьников на уроках технологии 18
3.3. Разнообразие методов и приёмов развития коммуникативных УУД младших школьников на уроках технологии 21
Вывод по третьей главе…………………………………………………….……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления
2
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.1. Значение коммуникативной сферы в современных реалиях
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Ведущей деятельностью школьника является учебная деятельность. Благодаря развитой коммуникативной сфере ученик постигает процесс познания наук более успешно. Развитые коммуникативные качества позволяют успешно общаться в школе и не её.
Процессом обучения называют процесс познания, которые, с одной стороны, управляет педагог, с другой стороны, в современной образовательной среде реализуются субъект-субъектные отношения. Учитель формирует у детей предметные и метапредметные образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Помимо этого, учитель развивает познавательные и творческие способности ребёнка.
Коммуниативные УУД представляют собой совокупность общеучебных действий, которые прежде всего, обеспечивают детям успешную социализацию в классе. Ребёнок, который владеет коммуникативной компетенцией может понять позицию других людей и умеет вступать с ними в диалог. К коммуникативным УУД относят следующие умения и навыки младшего школьника:
-планирование собственных действий и учебного сотрудничества в ученической группе;
-формулирование проблем и гипотез;
-адекватная постановка вопроса;
-умение формулировать собственные мысли;
-владение диалогической и монологической речью, согласно заявленной темы и др.
Все эти сформированные УУД связаны с познавательной активностью субъекта и его учебной мотивацией. Всё это выступает как потребность в процессе учения и получении новых знаний и учебных навыков [7]. Современному школьнику приходится работать с большим количеством информации, как учебной, так и прикладной. Чтобы быть успешным ученик должен не просто ориентироваться в многочисленных потоках информации [10].
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. При этом важно уметь правильно распределять роли в группе и взаимно контролировать действия друг друга. Очень важное личностное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию.
УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы [13].
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
6. Самоконтроль и коррекция.
7. Контроль умения выполнять действие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что значение коммуникативной сферы в современных реалиях достаточно велико. Это говорит о том, что необходимо использовать соответствующие методики и технологии для успешного формирования коммуникативных УУД школьников. Технологии и методики можно компановать между собой и для формирования различных групп УУД можно использовать разнообразные сочетания методических приёмов и методик. Но вероятнее всего, что все они будут связаны с дидактическими играми, наиболее подходящими для начальной школы. Учителя практики об этом хорошо знают и практически всегда используют на уроках игровые технологии, или их элементы.
1.2. Требования ФГОС НОО к образовательным результатам младших школьников
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства РФ о «Развитии образования» на 2018-2025 годы от 26.12.2017.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций».
3. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
4.Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации 8мая 2020 года «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Монографии, учебники, учебные пособия
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
7. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы [Текст] / СПб.: КАРО, 2017. – 144 с. - ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
8. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения [Текст] / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. – 2012. – No5. –С. 44-46. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
9. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
10. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
11. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания [Текст] / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2010. – 176 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
12. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2012. – No2. – С. 49–57. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
13. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - No1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
14. Занков, Л.В. Система начального образования. Литературное чтение [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11. – ISBN 978-3-1618-4044-7. – Текст: непосредственный.
15. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения [Текст] / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013. - No 10. – С 46-51. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
16. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
17. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2014. – No11. – С. 76-80. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
18. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] / Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 76-80. – ISBN 5-7786-0815-8. – Текст: непосредственный.
3. Интернет-ресурсы
19. Дубень, Е.А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е. А. Дубень, И.Г. Копытич, Е. В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 10.14.2024). - Текст: электронный.
20. Ковылева, Ю.Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 10.04.2024). - Текст: электронный.