Фрагмент для ознакомления
2
Прямая суггестия предполагает, что, в целом, реципиент может почувствовать оказываемое на него влияние, но противостоять ему он может только, если вовремя полностью разорвет контакт с суггестором .
В частности, императивное кодирование – это такой вид прямой суггестии, при котором суггеренд получает определенный психоэмоциональный стресс от грубой, резкой и жесткой манеры передачи ему определенной информации. Фактически императивное кодирование предполагает подсознательное выполнение реципиентом приказа, который ему отдает суггестор. Данный вид прямой суггестии в некоторых источниках называют отцовским .
Императивному кодированию свойственны постоянные повторения навязываемой информации, большое количество интонаций, мимики (если это визуальное воздействие). Основной характеристикой данного вида суггестии является авторитарность .
Суггестивное наставление, или материнский вид суггестии, представляет собой некую противоположность императивного кодирования. Прежде всего, он отличается тем, что суггестор мягко, плавно, без резких слов и высказываний внушает суггеренду, что он должен делать или о чем думать в данный конкретный момент .
Для суггестивного наставления также характерны повторы внушаемой информации, однако они не выражаются в авторитарных заявлениях, эмоциональных выплесках, попытках нанести суггеренду психическую травму, что отличается данный вид от императивного кодирования .
Косвенный вид суггестии предполагает отсутствие ситуации прямого воздействия на реципиента. Фактически суггеренд воспринимает общий информационный поток, в котором суггестор с помощью специальных инструментов выделяет ту информацию, которая должна быть внушена, а реципиент не чувствует, как эта информация постепенно становится доминирующей в потоке и стимулирует его на совершение определенных действий или формирование мыслей и идей .
Таким образом, каждый из существующих видов суггестии может активно применяться в рекламной деятельности, однако выбор нужного вида зависит от цели рекламы, характеристик целевой аудитории, типа товара или услуги, который продвигается посредством данного рекламного сообщения, а также опыта и профессионализма производителя рекламы .
1.3. Принципы использования суггестивных методов в современной рекламе
Современная реклама представляет собой масштабное коммуникативное пространство, в рамках которого осуществляется воздействие на потребителя с целью привлечь его к определенному бренду, либо «уговорить» приобрести товар или услугу .
Рекламная деятельность в СМИ на современном этапе регулируется двумя основными нормативными актами – Федеральным законом Российской Федерации № 38-ФЗ «О рекламе» , а также Законом Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации» .
В соответствии с этими нормативными документами, реклама в СМИ должна использовать только законные и безопасные методы воздействия на человека, которые не будут противоречить нормам морали, этики и права, однако не все производители рекламы учитывают весь комплекс требований и правил, которые закреплены в российском законодательстве .
Каждая реклама базируется на двух компонентах, посредством которых она взаимодействует с целевой аудиторией – это когнитивный и эмоциональный.
Посредством когнитивного компонента передается информация о бренде, товаре или услуге, потенциальный потребитель узнает об их качествах, назначении, функциях, местах продажи или других характеристиках, которые могут быть интересны конкретному или нескольким сегментам целевой аудитории .
Эмоциональный компонент рекламы более сложный по структуре, поскольку он обусловлен рядом факторов, связанных, прежде всего, с психологическим портретом потребителя, социально-культурными условиями на определенном историческом этапе, стилистическими особенностями рекламы, опытом взаимодействия потребителя с брендом, товаров или услугой, а также с тем, насколько суггестивным является рекламное обращение, какой степенью внушения оно обладает .
Если рекламное сообщение не предполагает суггестивного воздействия, то, скорее всего, оно не дойдет до сознания и подсознания потенциального потребителя, а, значит, не будет эффективным, поскольку сама по себе реклама – это инструмент внушения целевой аудитории необходимости обращения к бренду или покупки товара или услуги .
Суггестивное воздействие на потенциального потребителя в рекламной практике строится на следующих компонентах :
– привлекательность бренда, товара или услуги для конкретного потребителя (здесь неуместно говорить о сегментировании, поскольку у каждого человека есть индивидуальный негативный или позитивный опыт);
– сюжет и визуальные образы рекламного сообщения (они должны обращаться к актуализированным мотивам и потребностям потенциального потребителя, оказывает влияние на коллективное бессознательное и здесь можно говорить о сегментировании целевой аудитории, поскольку каждый сегмент имеет свой набор мотивов и потребностей);
– вербальный компонент рекламного сообщения (от текста, который слышит или читает потенциальный потребитель, может зависеть формирование у него определенных образов, которые на основе ассоциативного мышления могут быть приятными или неприятными для него);
– невербальные компоненты рекламного сообщения (внушение может осуществляться, например, за счет музыкального сопровождения рекламного сообщения, причем здесь можно рассматривать как личные ассоциации с определенным музыкальным стилем или произведением, так и сам эмоциональный характер музыки или его априори гипнотическое влияние на человека);
– представленные в рекламном сообщение человеческие образы (например, речь идет о том, какой известный человек рекламирует тот или иной бренд, товар или услугу, это может быть любимый или нелюбимый артист, он может вести себя приятно или раздражающе и т.д., причем второй аспект можно проанализировать и скорректировать, а первый – не может быть просчитан, поскольку у каждого потребителя свое видение и собственные приоритеты и симпатии).
Таким образом, чтобы реклама оказывала суггестивное воздействие на каждого конкретного потребителя, важен комплекс факторов, которые складываются довольно редко. Однако если производитель рекламы опытен и имеет примерное представление о целевой аудитории рекламируемого бренда, товара или услуги, он сможет максимально приблизиться к ситуации, когда большинство потребителей будут воспринимать рекламное сообщение позитивно, что позволит им активизировать потребительское поведение, поскольку будет осуществлено суггестивное воздействие на основе общих аспектов .
Суггестивное воздействие в рекламной деятельности должно опираться на ряд важных принципов, в частности :
– безопасное вторжение в подсознание реципиента посредством инструментов эмоционального и ассоциативного характера;
– соблюдение этических и моральных норм, которые позволят потенциальному потребителю понимать, что данное рекламное сообщение не вызывает у него негативных эмоций и внутренних противоречий, которые могут привести к полному отторжению;
– использование тех мотивов, которые приятны большинству людей, вне зависимости от сегмента целевой аудитории, в частности, детство, семья, уют, любовь, природа и т.д.;
– комплексный подход к формированию особого эмоционального фона, который создается у потенциального потребителя в момент восприятия рекламного сообщения.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года (в действ. ред. от 11 марта 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75554/a7bbda72e5fddc411001ad439e1c6240b603e3f9/#dst100080 (дата обращения: 10.04.2024).
2. Закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (в действ. ред. от 11 марта 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/?ysclid=luvukd1yci68101440 (дата обращения: 10.04.2024).
II. Специальная научная и учебная литература
3. Бехтерев, В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия / В.М. Бехтерев. – М: Мысль, 1994. – 372 с.
4. Гончаров, Г.А. Суггестия: теория и практика / Г.А. Гончаров. – М.: КСП, 1995. – 490 с.
5. Корнилова, Е.Е. Телевизионная реклама: теоретико-методологический, классификационно-типологический, лингвистический аспекты. Дисс. на соиск уч. ст. д. филолог. н. / Е.Е. Корнилова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2002. – 328 с.
6. Нархов, Д.Ю., Нархова, Е.Н. Реклама: управленческий аспект. Учебное пособие / Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова. – Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета, 2015. – 264 с.
7. Свядощ, А.М. Неврозы и их лечение / А.М. Свядощ. – М.: Медицина, 1971. – 258 с.
8. Ушакова, Г.Д., Пинкина, О.С. Восприятие телерекламы как информационного сообщения. Монография / Г.Д. Ушакова, О.С. Пинкина. – Южно-Сахалинск: Издательство Сахалинского государственного университета, 2011. – 88 с.
III. Периодические издания
9. Бурукина О.А. Суггестивное воздействие рекламного контента на эмоциональное состояние реципиентов / О.А. Бурукина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. Т. 9. № 3А. – С. 28–39.
10. Бутыльская, Л.В. Внушение как естественная предпосылка социальной регуляции поведения / Л.В. Бутыльская // Сборник статей 1-й международной научной конференции «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке» / Под общ. ред. Н.Д. Субботиной, В.В. Куликова. – Чита, 2010. – С. 46–53.
11. Иконникова, Н.С., Захарова, А.В. Суггестивное воздействие в рекламной коммуникации / Н.С. Иконникова, А.В. Захарова // Материалы V международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука XXI века». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 139–141.
12. Инжечик, А.А., Полуйкова, С.Ю. Языковые средства реализации суггестивного потенциала рекламного текста / А.А. Инжечик, С.Ю. Полуйкова // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 1487–1489.
13. Лютикова, Е.В. Суггестивный дискурс: к гипотетической реконструкции оптимальной аудитории (опыт поискового семиосоциопсихологического исследования на материале историографических текстов) / Е.В. Лютикова // Язык, сознание, коммуникация: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – Вып. 19. – 164 с.
14. Назаренко, П.К. Телевизионная коммерческая реклама: особенности, виды / П.К. Назаренко // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 223–225.
15. Рольгайзер, А.А. Синтаксические средства суггестии в рекламном тексте (на примере французской рекламы) / А.А. Рольгайзер // Litera. – 2017. – № 2. – С. 143–148.
16. Учужук, М.П., Климина, А.А. Суггестивность: термин, понятие, суггестивность как эстетическое явление / М.П. Учужук, А.А. Климина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – Вып. 2 (297). – С. 144–149.
IV. Интернет-ресурсы
17. Агаджанян, Р.В. Риторические приемы суггестивного воздействия в материалах разных дискурсивных практик / Р.В. Агаджанян // Вестник Уральского федерального университета. – 2020. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25330/1/avfn_2013_49.pdf?ysclid=luwdb42783439339342 (дата обращения: 10.04.2024).
18. Гаврилова, Ю.В. Роль суггестии в процессе формирования общественного сознания (на примере религии) / Ю.В. Гаврилова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_5-1_10.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
19. Долженкова, А.В. Суггестивная сила музыки в рекламе / А.В. Долженкова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 7. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/70107 (дата обращения: 11.04.2024).
20. «Домик в деревне» рассказал о хороших привычках // Состав. – 2013. – URL: https://www.sostav.ru/publication/domik-v-derevne-povedal-o-khoroshikh-privychkakh-2467.html?ysclid=luwg7nxsoi879336853 (дата обращения: 10.04.2024).
21. Квасова, Л.В., Сафонова, О.Е. Интенциональность рекламного текста и косвенный результат его суггестивного воздействия / Л.В. Квасова, О.Е. Сафонова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 10 (29). – URL: https://research-journal.org/archive/10-29-2014-october/intencionalnost-reklamnogo-teksta-i-kosvennyj-rezultat-ego-suggestivnogo-vozdejstviya?ysclid=luvwaa9v911350863 (дата обращения: 10.04.2024).
22. Коломиец, В.П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов / В.П. Коломиец // Мир России. Социология. Этнология. – 1997. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnaya-reklama-kak-sredstvo-konstruirovaniya-smyslov?ysclid=luwbn62e5g42908658 (дата обращения: 10.04.2024).
23. Петрищенко, Н.М. Особенности использования суггестивной техники в современной рекламе / Н.М. Петрищенко // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-suggestivnoy-tehniki-v-sovremennoy-reklame?ysclid=luvw10prvr76600431 (дата обращения: 10.04.2024).
24. Субботина, Н.Д. Применение суггестии в современных методиках обучения / Н.Д. Субботина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Социологические науки». – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-suggestii-v-sovremennyh-metodikah-obucheniya?ysclid=luwd1z82z2534008165 (дата обращения: 10.04.2024).
25. Торсуков, Е.Г., Авуза, А.А. Формы суггестии как средство оптимизации учебного процесса / Е.Г. Торсуков, А.А. Авуза // Вестник Московского университета. Серия 22 «Теория перевода». – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-suggestii-kak-sredstvo-optimizatsii-uchebnogo-protsessa?ysclid=luwdd43rve551799420 (дата обращения: 10.04.2024).
26. Тележникова, Г.Ю. Использование суггестивных методов в профессиональном дискурсе / Г.Ю. Тележникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». – 2017. – Т. 14. № 1. – URL: https://vestnik.susu.ru/linguistics/article/view/6265?ysclid=luwf0e0f7n872387412 (дата обращения: 10.04.2024).