Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В главе 7 Конституции РФ обобщены положения о судебной системе и прокуратуре РФ, однако статьи этой главы не определяют прокуратуру как судебный орган. Аналогично, в правовых актах, касающихся деятельности прокуратуры, нет указания на то, что она является частью исполнительной власти: ч.4 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предусматривает, что прокуратура может участвовать в правотворческой деятельности, но суть этого закона связана с правотворческой деятельностью, так как правотворческий процесс является завершающей стадией, соответственно наиболее важной и ответственной стадией правотворческой деятельности. Прокуратура также непосредственно участвует в законотворческом процессе. В своей надзорной функции прокуратура фактически будет входить в состав всех трех государственных ведомств.
Прокуратура - это орган государственной власти, отличающийся известным своеобразием, ее необходимо оценивать с точки зрения конкретных социально-политических условий ее функционирования, национальных традиций, особенностей правовой культуры того или иного народа. Наличие прокуратуры является характерной особенностью стран романо-германской правовой семьи; в странах англо-американской системы права органы государственного обвинения возникли как юридический отдел правительства, в английской системе права никогда не стояла задача охраны законности, такого понятия не существовало.
Актуальность темы исследования довольно высока, так как проблема определения правового статуса прокурора в гражданском процессе отнюдь не вновь возникшая, но по сей день актуальная. Так, существует несколько точек зрения, на которые стоит обратить внимание, рассматривающие статус прокурора при его участии в гражданском деле.
В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в ст. 45 предусматривает две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. ч. 1, 2), а также дача заключения по ряду дел, предусмотренных федеральными законами (ч. 3). Круг дел, по которым прокурор дает заключение, определен вполне закономерно, поскольку при их рассмотрении и разрешении судом затрагиваются социально значимые права граждан и общества. Речь идет о делах, рассматриваемых в порядке искового и особого производства, которые касаются конституционно установленных прав граждан. Российская Федерация, являясь социальным государством, охраняет право граждан на жилище, на труд, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и некоторые другие.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие прокурорскую деятельность в РФ.
Целью исследования является анализ роли прокурора в рассмотрении дел гражданского судопроизводства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать определения правового статуса неопределённого круга лиц;
2.выявить роль прокурора в рассмотрении дел в защиту неопределенного круга лиц;
3.дать определение делам особого производства и рассмотреть роль прокурора в решении дел данного типа;
4.раскрыть определение делам искового производства и рассмотреть роль прокурора в решении дел этого типа.
Методологическая основа исследования составляют общенаучные, частно-научные и специальные методы. Особое значение уделяется применению частноправовых методов: сравнительно-правового и формально-юридического.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Уровень научных исследований по данной теме достаточно высок. Ряд отечественных правоведов подробно изучали данный вопрос - Бойков А.Д., Дашков Г.В., Винокуров А.Ю., Гулягин А.Ю., Ильяков А.Д., Кудрицкая Д., Лаптев В.А., Папроцкая О., Парцей В.Б., Сенцов И.А., Скрипко А.С., Смирнов А.В., Тушев А., Царева Е.Д., Щерба С., Ярошенко Т.В. и многие другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем законодательства в области исследования анализ норм права, регулирующие прокурорскую деятельность в РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования норм права, регулирующие прокурорскую деятельность в РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1.Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц
1.1.Правовой статус неопределенного круга лиц
Неопределенный круг лиц понимается как круг лиц, которые не могут быть индивидуализированы (определены). Невозможность индивидуализации характеризуется отсутствием общих критериев для этих лиц, которые позволили бы ограничить (определить) замкнутый круг лиц, а также возможностью изменения состава этих лиц во времени и пространстве .
В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия "неопределенный круг лиц". Однако данное понятие упоминается в процессуальном законодательстве.
Согласно ч.2 ст. 4 ГПК РФ, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.45 ГПК РФ).
В заявлении, подаваемом истцом в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем заключаются эти интересы и какие права нарушены, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, регулирующий порядок защиты этих интересов (ч.3 ст.131 ГПК РФ).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане также вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.46 ГПК РФ). Например, в п.9 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ под распространением информации понимается любое действие, направленное на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. В п.5 ст.3 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 года №152-ФЗ под распространением персональных данных понимается действие, направленное на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Судебная практика выработала понятие круга неопределенных лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, которые не могут быть индивидуализированы (определены), участвуют в процессе в качестве истцов, указаны в решении и разрешают вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела .
Основной характеристикой неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализации (выявления) лиц, права и интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты рассматриваемым актом в любой момент времени.
В данном случае невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих критериев для этих лиц, которые позволили бы ограничить (определить) замкнутый круг лиц, а также тем, что состав этих лиц может меняться во времени и пространстве.
Защита неопределенного круга лиц означает отсутствие конкретных бенефициаров исков или будущих судебных разбирательств. Это связано с тем, что под защиту попадает потенциально большое количество лиц, находящихся в одинаковой правовой и фактической ситуации. Например, лицо, чьи права были нарушены актом местного органа власти, не соответствующим закону. Таким образом, иск в защиту неопределенного круга лиц защищает только общие интересы этих лиц, в то время как интересы отдельных лиц должны защищаться индивидуальными исками каждого гражданина из неопределенного круга лиц .
В то же время разумно сделать вывод о том, что достаточно широкое понимание прав неопределенного круга лиц имеет свои пределы. Если права неопределенного круга лиц могут быть нарушены в будущем, то это должно произойти непосредственно в результате поведения ответчика, а не чего-либо другого, в том числе государственных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 25.12.2023) "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 41-КГ17-38 // СПС Гарант
5. Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 08.04.2024 г.
6. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
7. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34.
8. Гулягин А.Ю. Проблемные аспекты предоставления земельных участков многодетным семьям (на основании практики прокурорского надзора прокуратуры Тамбовской области) // Семейное и жилищное право. 2023. № 6. С. 23 - 27.
9. Ильяков А.Д. Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году // Законность. 2023. № 5. С. 9 - 13.
10. Кудрицкая, Д. Прокурор как лицо, участвующее в деле в гражданском процессе / Д. Кудрицкая // Epomen. Global. – 2020. – № 12. – С. 24-26.
11. Лаптев В.А. Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований // Вестник гражданского процесса. 2023. № 5. С. 89 - 112.
12. Папроцкая О. Хищения на работе. Как исключить восстановление виновного // Трудовое право. 2020. № 1. С. 25 - 36.
13. Парцей, В. Б. Прокурорский надзор и конституционный контроль / В. Б. Парцей // Закон и право. – 2021. – № 3. – С. 144-147.
14. Сенцов, И. А. Прокурор в состязательном гражданском процессе России / И. А. Сенцов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 4(47). – С. 140-146.
15. Скрипко, А. С. Прокурор как истец в гражданском процессе / А. С. Скрипко // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 52. – С. 44-48.
16. Смирнов, А. В. Реализация государственно-служебных полномочий прокуроров по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления / А. В. Смирнов, В. Е. Басалаев // Законность. - 2021. - № 1(1035). - С. 14-19.
17. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
18. Царева, Е. Д. Прокурор в гражданском процессе: формы участия и правовое положение / Е. Д. Царева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 6(58). – С. 290-294.
19. Что делать в случае незаконного увольнения? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
20. Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.
21. Ярошенко Т.В. Особенности участия прокурора по делам об усыновлении (удочерении) ребенка // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 59 - 61.