Фрагмент для ознакомления
2
Проблему развития связной речи рассматривали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.П.Короткова, А.М.Бородич, А.П.Усова, О.И.Соловьева и другие с разных сторон. Выготский писал: «Умение связно, последовательно, точно и ярко выражать мысль (или художественный текст) влияет на эстетическое развитие ребенка: в пересказе и развитии своего рассказа ребенок использует фигуративность, усвоенную из художественного произведения. Слова и выражения.
Пересказ литературных произведений и самостоятельные детские произведения развивают выразительную силу изобразительного языка и речи, обогащают художественный и языковой опыт детей, влияют на эстетическое воспитание дошкольников. Преодоление молчаливого понимания и застенчивости помогает дошкольникам развивать навыки рассказывания и пересказа. Он стал общительным и развил уверенность в себе. От того, насколько правильно и грамотно дошкольники выражают свои мысли, зависит уровень их связной устной речи. Одним из показателей готовности к дальнейшему образованию является правильное формирование грамотной разговорной речи у детей дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи у дошкольников становится все более актуальной в современных методиках. С одной стороны, это связано с тем, что только хорошо развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с другими людьми, тем самым «включая» его в коммуникативный и социальный процесс; во-вторых, это связано с возрастанием значения устной речи в культурная жизнь страны.Это зависит от роли, ведь сегодня самое ценное – это умение говорить спонтанно, без подготовки.
Согласно национальным стандартам образования, на этапе завершения дошкольного образования дошкольники должны обладать достаточными навыками устной речи, чтобы выражать свои мысли и пожелания, выражать свои мысли, чувства и пожелания словами, а также налаживать речевую речь в ситуациях общения. используя слова для выделения звуков, у детей возникают предпосылки к грамотности.
Часто дети фактически изучают грамматические конструкции, подражая речи взрослых и языковым обобщениям. Для развития связной речи, развития грамматических форм у детей с речевыми нарушениями необходимо создание специальных условий - разработка грамматических схем, различных наглядных обучающих материалов, в том числе тематических практических занятий и т.п. [3].
Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, условно можно выделить следующие 14 стадий речевого развития: – Подготовительный этап – до одного года, – Дошкольный этап – до 3 лет, – Дошкольный этап – от 3 до 7 лет, – Школьный этап. этап – От 7 до 17 лет. В течение первого года жизни ребенка непосредственное эмоциональное общение со взрослыми закладывает основу будущей связной речи. Сначала активная речь детей начинает развиваться на основе весьма примитивных представлений. Переход к этапу односложной речи ребенка – это появление у него первых слов.
Первые осмысленные слова появляются в начале второго года жизни, а позже они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые фразы. В словаре ребенка появляются слово-предмет и слово-действие. Уже на третьем году жизни быстро развивается понимание речи, то есть собственная активная речь. Словарный запас начинает быстро расширяться, а структуры предложений становятся более сложными.
Дети используют разговорные формы речи. Навыки фонематического восприятия и звуковоспроизведения активно развиваются после трех лет. В этот период увеличение количества слов в детских предложениях способствует формированию смысловых и синтаксических связей слов [33].
Начиная с 4-летнего возраста детские фразы имеют более сложную фонетическую структуру, и в каждом предложении используется в среднем 5-6 слов. В ходе речевой деятельности дети активно используют предлоги и союзы, сложные предложения и сложные предложения. Основной особенностью развития речевой регуляции в этом возрасте является способность ребенка легко запоминать и рассказывать стихи и сказки, передавать содержание картинок, проговаривать свою игровую деятельность.
При нормальном развитии ребенка произносительная сторона речи должна полностью сформироваться к четырем-пяти годам жизни, согласно принятым нормам. Ребенок полностью усваивает повседневную лексику на пятом году жизни.
С пяти-шести лет ребенок активно пользуется монологической речью, так как в этом возрасте заканчивается процесс фонематического речевого развития, и дети в большинстве случаев осваивают нормы морфологического, грамматического и синтаксического строя родного языка (А. Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, О. С. Ушакова и др.).
Форма высказываний ребенка – небольшой рассказ. Экспрессивный словарь содержит большое количество слов, сложных по смысловым и звуковым характеристикам. В этот возрастной период дети часто задают интересующие их вопросы, таких детей называют «почему». Основными видами монологической речи в старшем дошкольном возрасте являются повествование (описание, повествование, рассуждение) и пересказ.
Сформированность различных видов контроля и самоконтроля, умение использовать необходимые синтаксические средства построения развернутого сообщения (Л. П. Федоренко, И. А. Зимняя) также является важным критерием оценки уровня сформированности связной речи при пересказе [2].
Таким образом, развитие связной устной речи в онтогенезе проходит сложный и длительный путь, тесно связанный с развитием мышления ребенка. Поэтому у дошкольников возникают трудности с овладением связным устным высказыванием при пересказе.
Дети не сразу осваивают лексический и грамматический строй речи, словоизменение, словообразование, звукопроизношение и звуковое наполнение слова. На различных этапах развития связной устной речи одни элементы языка усваиваются уже, другие — лишь частично, так как одни языковые группы усваиваются раньше, а другие — значительно позже. Поэтому важной задачей в развитии связной устной речи при пересказе ребенка является работа над развитием лексических и грамматических языковых навыков, а также умения понимать и осмысливать связное монологическое высказывание [13].
§ 2. Особенности развития устной речи у детей с ОНР старшего
дошкольного возраста
Формирование техники связной речи является одним из ключевых компонентов работы с дошкольниками. Опыт подсказывает нам, что без специальной подготовки дети с общим речевым недоразвитием не смогут овладеть таким сложным навыком, как контекстно-описательно-повествовательное высказывание.
Общее недоразвитие речи как отдельный вид речевого нарушения впервые было выявлено и объяснено с научной точки зрения в середине ХХ века Р.Е.Левиной и ее научным коллективом, в который входили Г.И. Жаренкова, Г.А. Каша, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова и другие исследователи, работавшие над педагогической классификацией аномалий речевого развития.
Эффективность процесса формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи зависит как от его своевременного начала, так и от выбранного метода воздействия с учетом выявленных нарушений у детей этой группы. Использование игрового схематического материала с детьми с нарушениями речи весьма актуально: - для детей этой категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к уроку; использование игрового материала на основе схем, символов, знаков вызывает интерес и помогает решить данную задачу; - кумулятивное нарушение психических функций у таких детей затрудняет процесс усвоения материала; использование символической аналогии основано на наиболее сохранившемся анализаторе — зрении, что позволяет формировать приемы работы с памятью, развивать мышление; - уровень информативности речи таких детей очень низкий. Чаще всего их речь состоит из отдельных аграмматических фрагментов, логически не связанных друг с другом. Использование графической аналогии помогает детям обобщить непосредственный опыт, систематизировать знания, расширить словарный запас, что дает возможность наиболее четко формулировать свои мысли. Таким образом, структура дефекта старших дошкольников с общим недоразвитием речи требует систематического, последовательного, ступенчатого подхода к развитию устной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, С. А. Применение метода сенсорной интеграции с целью формирования устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ С. А. Алексеева, Л. В. Малахова // Инновации в образовании (Казахстан). – 2021. – № 3(55). – С. 39-45
2. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст]/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. учеб. -метод. пособие. — СПб. — 2005. — 109 с.
3. Владимирова, А. А. Использование элементов логоритмики как одно из средств гармоничного развития учеников с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст]/ А. А. Владимирова, И. В. Кахи // Экстернат.РФ. – 2021. – № 1(12). – С. 41-42
4. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]/Г.А. Волкова.- учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. — 2002. — 272 с.
5. Гайдар, Е. Ю. Песенки-попевки для дошкольников 3–7 лет под детский ксилофон, глокеншпиль или металлофон [Текст]/ Е.Ю. Гайдар. —М. — 2020. — 81 с.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]/ Ю. Ф. Гаркуша — Москва: ТЦ «Сфера», 2017.— 128 с
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А. Н. Гвоздев. — СПб., Изд-во «Детство-пресс», 2017.— 470 с.
8. Глухов, В. П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ В. П. Глухов — Екатеринбург: Центр проблем детства, 2016. — 114 с.
9. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика [Текст]/ Е.В. Каракулова. — Екатеринбург. — 2018. — 111 с.
10. Кленяева, Е. А. Изучение нарушений связной речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Е. А. Кленяева // В сборнике: Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения. — 2018. — С. 103–106. 163
11. Косова, Е. В. Роль логопедической ритмики в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Косова, О. В. Колесникова // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук : сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 15 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 110-112
12. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб. — 2004. — 160 с.
13. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст]/ И. Н. Лебедева // Специальное образование. — 2016. — № 4. — С. 138–166.
14. Малахова, Ю. Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста [Текст]/ Ю. Ц. Малахова. – Молодой ученый. – 2020. – № 6 (296). – С. 206-208
15. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки [Текст]/ Н.В. Нищева. — СПб. — 2019. — 96 с.
16. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с
17. Торопова, Д. Ю. Организационно-методические указания по логоритмическому воспитанию детей [Электронный ресурс] / Д.Ю. Торопова // https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2020/01/10/prezentatsiya-organizatsionno-metodicheskie-ukazaniya (дата обращения: 06.04.2024)
18. Филатова, Ю. О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи [Текст]/ Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко. – М.: Национальный книжный центр, 2017 – 208 с.
19. Фотекова, Т. А. Развитие речи дошкольников [Текст]/ Т. А. Фотекова. — Москва: ТЦ Сфера, 2017. — 69 с.
20. Хустнутдинова, Д. Н. Логоритмика с элементами театрализованных представлений в коррекционной работе логопеда [Электронный ресурс]/ Д. Н. Хустнутдинова // https://interactive-plus.ru/e-articles/340/Action340-118389.pdf (дата обращения: 06.04.2024)
21. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст]/ Г.Р. Шашкина. — М. — 2019. — 215 с.