Фрагмент для ознакомления
2
С распадом СССР в декабре 1991 года, Россия начала построение новой модели государства, которая кардинально отличалась от существовавшей модели советского периода. Важнейшей задачей того времени стало формирование такой системы органов государственной власти, которая смогла бы обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие страны. Главное место в этой системе власти было отведено Президенту России.
Необходимо дать определение термину институт президентства. Институт президентства - это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, окончание или досрочное прекращение президентских полномочий, замещение и отстранение от занимаемой должности .
Было принято решение, что Президент будет управлять властью, основываясь на строгом разделении властных функций. Роль управляющего теперь принадлежало Правительству – Совету Министров, избираемого парламентом и подотчетное ему.
Необходимо заметить, что введение института президентства в РСФСР стало возможным вследствие прогрессивного демократического процесса, который происходил в политической системе и в российском обществе. Также причинами учреждения в РСФСР президентской должности стали:
– стремление заполнить своеобразную пустоту, возникшую в процессе происходящих в стране экономических и политических преобразований;
– необходимость укрепления взаимоотношений и координации федеративных связей между республиками;
– необходимость усилить и укрепить исполнительную власть, для увеличения эффективности управления;
– необходимость за счет оперативности института президентства принятия четких и быстрых решений по текущим вопросам, которые требуют оперативного вмешательства.
Для российской государственности институт президентства является достаточно новым явлением, так как он начала формироваться в 1991 году.
В современной истории развития государственности России становление института президентства происходило на фоне политических и экономических преобразований. В 1990 г. в России был провозглашен принцип разделения властей, который нашел свое отражение в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР». Этот процесс можно назвать началом государственной реформы в Федерации .
Становление института президентства в Российской Федерации происходило на этапе изменение формы правления в стране – осуществлялся переход от республики Советов к президентской республике. Учреждение поста Президента СССР произошло на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР 12 марта 1990 г., на котором решался вопрос политической системы общества и структуры государственной власти в Советском Союзе .
Определение правового статуса Президента СССР осуществлялось в условиях острой политической борьбы и политического противоборства. Соответственно, в таких достаточно сложных условиях становления института президентства, правовой статус Президента СССР не был завершенным правовым институтом. Таким образом, для развития статуса Президента необходимо было дальнейшее развитие института президентства, а для этого была необходимость изменить Конституцию СССР .
Институт Президента Российской Федерации был введен в России году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. Граждане РСФСР высказались за введение института Президента, а затем избрали Президента Федерации как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны .
12 июня 1991 года состоялись выборы первого Президента РСФСР, на данных выборах Б.Н. Ельцин был избран первым Президентом России. Таким образом, введение института президентства в Российской Федерации стало результатом демократических процессов в политической системе общества.
Введение института Президента Российской Федерации имеет под собой не только необходимость изменений в политической системе общества, но и существуют и другие объективные и субъективные причины.
Во-первых, в данный период в стране происходили экономические и политические реформы, которые были, не всегда, последовательны и предсказуемы. Поэтому введение поста Президента мог заполнить в данный период развития общества «вакуум» власти и стать ступенькой процесса становления и развития новой парламентской демократической системы.
Во-вторых, в период кризиса федеративных связей, необходимо было укрепить позиции многоациональной страны и ввести президента как своего рода верховного арбитра, избранного всеми жителями и народами страны.
В-третьих, в системе разделения властей необходимо было иметь важную интегрирующую силу в политической системе общества.
В-четвертых, в данный период развития гражданского общества существовала необходимость усиления исполнительной власти в стране и повышения эффективности управления.
В-пятых, утверждение Президента России было необходимым для того, чтобы нейтрализовать негативные результаты, которые вызывались медлительностью, инертностью, неэффективностью прежнего руководства страной.
Особенно это касалось тех вопросов и проблем в обществе, которые требовали принятия быстрых и оперативных решений, направленных на развитие гражданского общества .
Однако отметим, что в России институт президентства вплоть до 12 декабря 1993 года был подотчетен Съезду народных депутатов, подтверждая тем самым полновластие Советов .
После вступления на пост Президента Б. Ельцин инициировал институциональное укрепление института президентства. В это время создаются подчиненные непосредственно Президенту: Государственный Совет, Администрация Президента, Совет по делам Федерации и территорий; Совет Безопасности, Комитет государственной безопасности РСФСР.
Верховным Советом в ноябре 1991 года Президенту были представлены такие значительные дополнительные полномочия как:
самостоятельность в решениях вопросов о реорганизации структуры высших органов исполнительной власти; самостоятельность назначения глав администраций;
полномочия приостановления действующих нормативных актов СССР, которые препятствуют проведению экономических преобразований страны;
издание указов, касающихся экономических и социальных вопросов «для оперативного регулирования процесса экономических реформ».
12 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР практически единогласно было принято постановление о денонсации Союзного договора 1922 года.
25 декабря 1991 года Михаилом Горбачевым были сложены полномочия Президента Советского Союза, а Верховный Совет РСФСР принял Закон о переименовании государства в Российскую Федерацию.
21 сентября 1993 года Президентом был принят указ о роспуске Съезда народных депутатов и парламента, который был признан антиконституционным и являлся основанием для отрешения Ельцина от должности президента. Произошло обострение конституционального кризиса, которое переросло в вооружённое восстание. После роспуска Съезда и Верховного Совета были изданы указы распускающие или реорганизовывающие нижестоящие Советы народных депутатов в региональные и муниципальные парламенты. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» фактически ввел президентскую республику.
Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в условиях политической децентрализации и демократизации общества, а также на фоне непростой экономической ситуации в стране начала 90-х годов, введение института президентства стало жизненной необходимостью. Институт президентства в России обладает сложной и разветвленной структурой. Основными элементами данной структуры, так называемыми точками опоры Президента, являются его Администрация, Совет Безопасности, полномочные представители Президента РФ. Институт президентства в России обладает сложной и разветвленной структурой. Основными элементами данной структуры, так называемыми точками опоры Президента, являются его Администрация, Совет Безопасности, полномочные представители Президента РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // «Российская газета». - № 267. - 2008.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О выборах Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445.
5. Андреев В. К., Лаптев В. А. Корпоративное право современной России: Монография. – Москва: Проспект, 2021. – 358 с.
6. Байчурина А.Р. Понятие и правовое регулирование полномочий президента РФ // Проблемы научной мысли. – 2017. – Т. 11. – № 1. – С. 28-32
7. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2015. – 303 с.
8. Головко Л. В. Необходимость принятия организационных мер по преодолению негативных тенденций развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства / Л. В. Головко // Закон. – 2015. – № 9. – С. 12-17.
9. Зиновьев А. В. Конституционное право: конспект лекций. - СПб.: Альфа, 2019. - 79 с.
10. Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России: Монография. – Москва: Норма, 2021. – 474 с.
11. Казанник А.И. Конституционное право: университетский курс: учебник / А.И. Казанник, А.Н. Костюков. – Москва : Проспект, 2016. – 480 с.
12. Катков Д. Б. Конституционное право: вопросы и ответы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2019. - 223 с.
13. Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2019. - N 12. - С. 1510-1513.
14. Конституционное право России: учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2020. - 584 с.
15. Конституционное право: университетский курс: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2020. Т. 2. – 528 с.
16. Рахманова Ш.К. Свобода права выборов - главный критерий строительства демократического общества // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 9. – С. 83-85.
17. Таева Н. Е. Нормы конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации: Монография. – Москва: Проспект, 2020. – 595 с.
18. Умнова И. А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия: Монография. – Москва: РГУП, 2021. – 480 с.
19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Статут, 2017. – 458.
20. Эбзеев Б. С. Введение в Конституцию России: Монография. – Москва: Норма, 2021. – 446 с.