Фрагмент для ознакомления
2
Кризис - это временное явление, и если родители правильно и адекватно будут вести себя с ребенком, «качественно» проживать данный период жизни своих детей, смогут грамотно выйти из состояния кризиса, то опыт проживания возрастного кризиса может быть очень полезен как для родителей, так и для развития детей. Очень часто встречаются ситуации, когда родители очень плохо осведомлены о том, как вести себя с ребенком в ситуации кризиса, мешают ребенку проживать это непростое время. В этом случае ситуация может приобретать негативный характер или даже переходить из одного кризиса в другой .
Хочется отметить, что обычно кризисы у детей обусловлены различными гормональными, физическими изменениями, сбоями в эндокринной системе, резким скачком в росте, развитии. У кризисов есть вполне обоснованные физиологические причины, то есть здесь речь идет больше о физиологии ребенка, нежели о психологии.
Скачок в развитии - это действия и навыки, которые ребенок осваивает на определенном этапе своего развития. Например, еще только вчера ребенок не мог произнести какие-то простые фразы, звуки, а уже сегодня выдает предложение из пяти слов. Точно такой же процесс происходит и в подростковом возрасте, когда, прощаясь с одноклассниками перед летними каникулами, дети еще играют в куклы, машинки, а встретившись вновь, многие выглядят уже вовсе не детьми, а настоящими девушками и юношами, у которых совершенно другие интересы. Также стоит помнить о том, что кризисы - это не только физиологические проявления, это еще и такие моменты в жизни любого человека абсолютно разного возраста, когда, с одной стороны, мы очень хотим стабильности и привычности всего, а с другой, - понимаем, что так, как раньше, уже не будет, и нам хочется развития.
То есть любое столкновение привычного и нового вызывает кризис.
Д. Б. Эльконин, развивая учение Л. С. Выготского о характере динамики переходов от одного возраста к другому, выделяет такие 6 стадий возрастных кризисов:
1) кризис новорожденности;
2) кризис одного года;
3) кризис трехлетнего возраста;
4) кризис семилетнего возраста;
5) пубертатный кризис (11–15 лет);
6) кризис семнадцати лет.
Кризис новорожденности обычно длится примерно с момента рождения до двух месяцев жизни ребенка.
Данный кризис связан с адаптацией ребенка к новой окружающей среде, а также к новым условиям жизни – все непривычно, тяжело дышать, питаться. Этот этап сложен как для самого ребенка, так и для его родителей, в это время необходимо окружить младенца теплом, уходом, заботой и вниманием. Ребенку до года важно быть рядом с мамой, ощущать ее запах, получать тактильный контакт, слышать голос папы, то есть важно быть частью своего родителя .
Ребенок в возрасте около года постепенно осознает, что он «отдельный», что он не мамина рука. Все это происходит потому, что малыш начинает ползать и ходить, то есть постепенно как бы физически отдаляться от мамы, начинает понимать, что он может взять и кинуть игрушку, даже если мама скажет «нельзя»; ребенок понимает, что он сам способен на что-то без помощи родителя. В это время и происходит кризис 1 года, то есть ребенок продолжая нуждаться в постоянной заботе, при этом хочет самостоятельности. Родителям в этот период следует дать ребенку максимум самостоятельности в пределах его возраста и его способностей. Например, если ребенок хочет есть сам, дать ему это сделать, даже если еду он пронесет мимо рта и все вокруг будет грязно. Однако чаще это происходит иначе: родители хотят постоянно помогать ребенку, хотя он стремится к самостоятельности.
В данном кризисе малышу нужно позволить попробовать не быть продолжением своей мамы .
Кризис трехлетнего возраста - это некий кризис негативизма, когда ребенок ничего не хочет, ни на что не соглашается. В этот период ребенок начинает ощущать себя как отдельную личность, начинает говорить о себе не в третьем лице («Даша пошла кушать»), а осознавать свое «Я» («Я пошла кушать»).
Кризис трёх лет имеет свои особенности. В период раннего детства (1-3 года) ребёнок интенсивно развивается, осознаёт свои возможности, хочет ощущать себя большим и независимым, но сталкивается с запретами взрослых, недостаточным уровнем овладения умениями и навыками. Главная причина кризиса 3 лет заключается в конфликте ребёнка с окружающей действительностью. Ребёнок хочет отстоять свои права на самостоятельные действия, но получает неудовлетворённость своих запросов.
Ещё совсем недавно малыш слушался родителей, а сейчас проявляет такие образования, как негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, протест, обесценивание и деспотизм. Это основные признаки кризиса 3 лет, которые были выделены психологами Л. С. Выготским и А. А. Леонтьевым. У каждого ребёнка они проявляются с разной интенсивностью и продолжительностью от 3-4 месяцев до 2 лет в зависимости от типа нервной деятельности (холерики и меланхолики чаще идут против правил), от стиля воспитания в семье (авторитарный стиль способствует усилению проявления реакции ребёнка), отношений в семье, состояния здоровья. Ребёнок отказывается подчиняться требованиям родителей лишь по тому, что это желание родителей. Например, не хочет смотреть мультики, потому что это предложили родители. Он отказывается следовать привычному режиму дня, правилам в семье, не хочет ужинать вместе. Настаивание на своём решении, стремление сделать всё по-своему, изменение значимых вещей (любимая игрушка стала не нужной), стремление командовать всеми членами семьи – всё это проявление кризиса . Новообразованиями кризиса 3 лет называют личное действие и сознание «я сам» (Д. Б. Эльконин), систему Я (Л. И. Божович), чувство уверенности в себе (Э. Эриксон).
Дети в этом возрасте часто начинают жадничать, и это нормально. Здесь родителям важно не заставлять ребенка делиться, чтобы он почувствовал, что это такое - «мое»: моя лопатка, моя игрушка, мой папа, моя мама и т. д. Ребенок на данном этапе осознает, что такое «собственность». Необходимо дать ему возможность в какой-то степени сопротивляться родителю, говорить «нет», не соглашаться с родителем. Ребенок в этот период оттачивает навык говорить «нет», чтобы, став взрослым, не бояться с чем-то не соглашаться, суметь отстаивать свою точку зрения. Для кризиса трех лет характерно непослушание, плаксивость, истеричность, упрямство, деспотизм, симптом обесценивания, ребенок может начать грубить взрослым. Родителям важно в любой ситуации оставаться спокойными, не делать из мухи слона, нужно научиться плавно переключать внимание ребенка, не заострять внимание на истериках и капризах .
Родителям важно знать, что всё это лишь временное трудное, но очень важное событие, после которого изменяется сознание ребёнка, его психические процессы и отношения к миру. Особенности детско-родительского взаимодействия, такие как отвержение и инфантилизация ребенка, могут усилить негативистские симптомы кризисов трех лет. Происходит изменение ведущего вида деятельности, им становится предметная, а в дальнейшем сюжетно-ролевая игра, на первый план выходит модель отношения ребёнок сверстники, появляется потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности . Следует находить способы мирного решения конфликтных ситуаций, проводить с ребёнком больше времени, установить границы дозволенного, но при этом ограничить употребление слова «нельзя», так как ребёнку ещё больше захочется сделать запретное. Чем более понимающими и поддерживающими будут родители, тем мягче и легче пройдет кризис. В результате ребёнок станет осознанным, рассудительным и самостоятельным, приобретёт новые черты, которые помогут ему успешно развиваться.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
2) Аникеева О. А., Старость и активное долголетие в современной России: реальности и тренды перемен // Социальное обслуживание. — 2019. — № 3. — С. 47-50
3) Антонова О. В., Розинова А. В. Кризис 3 лет//АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2021. С. 57-60
4) Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. — №3. — С. 99-105.
5) Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста// Приволжский научный вестник. – 2016. - №3. – С. 115-117
6) Боженкова К. А., Качество жизни пожилых людей с разной степенью открытости к себе и миру (природному, социальному, культурному) // Сибирский психологический журнал. — 2019. — № 71. — С. 144-146
7) Вокуева П.В. Характеристика взрослых периодов// Сборник статей XLVIII международной научно-практической конференции Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2022. С. 167-170
8) Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2004.-1135 с.
9) Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 c.
10) Гладышева Е. А., Волкова С. А. Детские кризисы и их преодоление//МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы VII студенческой научно-практической конференции. Отв. редактор Д.А. Михеева. Йошкар-Ола, 2023. С. 245-250
11) Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 32-43.
12) Екушева Е. В., Когнитивные нарушения у людей старшего возраста: практические аспекты ведения // Врач. — 2020. — Т. 31, № 6. — С. 9-11
13) Ипатов А. В., Аутодеструктивное поведение подростков // Дефектология. — 2016. — № 3. — С. 19-25
14) Канева М. А., Возрастные разницы в самооценке здоровья россиян // Вестник Санкт-Петербургского университета, Менеджмент. — 2019. — Т. 18, вып. 4. — С. 563-587
15) Кифорук Е. В., Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения – одно из основных направлений деятельности геронтологического центра // Социальное обслуживание. — 2019. — № 3. — С. 83-90
16) Коваль Н.А. Психология генезиса внутреннего конфликта в условиях социального кризиса // Социальная педагогика: вызовы XXI века: международный конгресс специалистов в социальной сфере. Тамбов, 2020. C. 408-412
17) Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. -М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.
18) Литвинов А. Г., Эмоциональная и личностная сфера подростков с психосоматическими расстройствами // Психология и школа. — 2004. — N 3. — С. 80-85
19) Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. - М. : Эксмо, 2005. - 896 с
20) Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000. С. 85– 181 с.
21) Сахарова Т. Н., Особенности бытия и развития личности на поздних этапах онтогенеза в контексте идей В. С. Мухиной // Развитие личности. — 2018. — № 4. — С. 41-45
22) Хабриев Р. У., Современные методы оценки реализации персонифицированных программ профилактики возраст-ассоциированных заболеваний // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2021. — Т. 29, № 3. — С. 410-415
23) Хохлов Н. А., Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 76-80
24) Шакирова Д. М., Гильманова А. Ф. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5 (33). С. 82–85.
25) Шилько В. Г., Физическая активность как средство повышения продолжительности и качества жизни возрастных людей // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 11. — С. 71-75