Фрагмент для ознакомления
2
Эмоциональное развитие ребенка рассматривается как одна из основных предпосылок общего психического развития, как стержень формирования личности ребенка (А. В. Запорожец). Это сложный процесс, характеризующийся закономерностью и последовательностью усложнения эмоциональной сферы, неразрывно связанный с личностным развитием детей, усвоением культурных ценностей и межличностными отношениями.
Развитие эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего периода дошкольного детства, однако ранний возраст является наиболее чувствительным для развития эмоциональной сферы ребенка. Этот период становится одним из наиболее напряженных периодов развития, в течение которого ребенок осваивает многие сложные (речевые, двигательно-интеллектуальные) навыки, а также меняется его индивидуальное отношение и взаимодействие с миром.
В раннем возрасте эмоциональные проявления детей сохраняют ряд особенностей, свойственных младенцу. Они кратковременны, неустойчивы, бурно проявляются, дети очень впечатлительны. Действия ребенка осуществляются под влиянием мгновенно возникающих эмоций, а чувства, становясь мотивом поведения, играют побудительную роль. В то же время в возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. Для ребенка второго года жизни характерно возникновение чувств, связанных с теми предметами, которые малыш в данный момент не видит перед собой. Такие изменения происходят благодаря тому, что ребенок способен идентифицировать предметы как постоянно существующие, имеющие устойчивые характеристики, и формировать представления о них. Реакции возникают на предметы, с которыми нужно действовать, на действия самого ребенка, на ситуацию в целом, на результат, полученный самостоятельно, а это, в свою очередь, свидетельствует о дальнейшей социализации эмоций.
Период раннего детства К. Саарни связывает с возникновением самосознания, а также с осознанием ребенком тех эмоций, которые он испытывает в данный момент. Младенец способен испытывать раздражение по поводу ограничений, которые налагают на него окружающие люди при расширяющейся самостоятельности ребенка и необходимости изучения окружающего. В этом возрасте у детей развивается самооценка и самосознание, что ярко проявляется в выражении гордости, стыда и застенчивости, происходят положительные изменения в понимании речи и словесном выражении собственного состояния.
Многие исследователи отмечают изменения в сфере построения взаимоотношений с окружающими – происходит формирование ранних форм эмпатии и реагирования на состояния другого человека. Сочувствие к близким приобретает новые формы, дети начинают лучше понимать настроение близких. Ребенок хочет видеть одобрение взрослых, слышать от них похвалу, а в их отсутствие выражает разочарование. Овладение речью приводит к тому, что отдельные слова приобретают условно-эмоциональное значение и становятся способом выражения положительного или отрицательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Слово изменяет процесс эмоциональных реакций, включаясь в них. Когда взрослые словесно обозначают свое отношение к действиям ребенка, слова, выражающие оценку, становятся основой чувств и моральных суждений, которые формируются в будущем [2].
Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также постоянное и активное взаимодействие с окружающими – как со взрослыми, так и со сверстниками. Без участия взрослого невозможно превратить первоначальные аффективные проявления ребенка в актуальные «человеческие эмоции: восторг, радость, горе, обиду» (А. Д. Кошелева). Взрослому необходимо предоставить ребенку примеры эмоционального самовыражения, а также согласовать рожденные у ребенка эмоции с социально заданными формами эмоциональных переживаний, дать оценку способам выражения, поощряя его выразительность и адекватность контексту. ситуация.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста обеспечивается посредством систематического, последовательного педагогического управления при обязательной активности личности. Одним из основных направлений педагогической работы по эмоциональному развитию детей от года до 3 лет является развитие опыта эмоционального реагирования. В работах Н. С. Ежковой отмечается, что эмоциональная реакция является одним из первых базальных механизмов эмоциональной регуляции действий, деятельности детей, субъективной поведенческой адаптации поведения. Именно отсюда начинается процесс формирования эмоционально-чувственного опыта, интеллектуализации и социализации эмоций, начинает развиваться процесс развития эмоциональной сферы в целом [1].
Обращение к научным работам в области психологии развития (И. П. Воропаева, Г. М. Бреслав, В. С. Мухина, А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова и др.) показало, что основной формой эмоционального реагирования в раннем возрасте являются краткие эмоциональные реакции.
Краткие эмоциональные реакции являются основной формой эмоционального реагирования по отношению ко всем остальным, выступая первым эмоциональным ответом ребенка на события окружающей жизни и носят, как правило, ситуативный характер. Первые эмоциональные реакции, как известно, относятся к числу врожденных реакций. Однако в процессе развития эмоции теряют свою непосредственную инстинктивную основу и приобретают социально детерминированный характер (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев). Процесс социализации эмоций и формирования эмоционально-чувственного опыта начинается с кратких эмоциональных реакций. Многие нарушения эмоционального развития связаны именно с расстройствами эмоционального реагирования дошкольников на окружающее, нарушениями качества эмоционального реагирования (Л. А. Абрамян, В. В. Лебединский и др.).
Эмоциональная жизнь маленького ребенка совсем не примитивна, как может показаться на первый взгляд, и задержка формирования эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств.
Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего раннего детства, но основное, основное формирование эмоционального реагирования происходит на первом году жизни. Эмоции ребенка характеризуются многообразием, открытостью, единством и частой сменой, подвижностью, импульсивностью, неосознаваемостью. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения и торможения в раннем периоде жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии тщательного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
В первые три года жизни эмоциональные проявления ребенка существенно изменяются, обеспечивая ведущие линии развития с психологической точки зрения. Таким образом, в первой половине жизни наблюдается ярко выраженная социальная направленность эмоций, т. е. эмоции возникают в процессе общения и адресованы человеку. К концу первого года они вовлекаются в деловое общение со взрослым по поводу действий с предметами.
У новорожденного ребенка нет высших эмоций, но есть врожденные механизмы, называемые эмоциональными реакциями (радость, страх, удивление). Они являются основой эмоциональной сферы человека.
Проблема эмоций считается приоритетной задачей психологической науки, однако эмоциональное отношение формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому формирование эмоций у детей нельзя отделить от педагогических задач. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие чувства человека развиваются в процессе воспитательного воздействия. Бесполезно ожидать от ребенка доброты, сочувствия, настойчивости в достижении цели, чувства прекрасного, стремления к созиданию, а не к разрушению, если не развивать эмоциональные стороны личности ребенка. Воспитание эмоций – важное направление педагогической науки.
Первые эмоциональные проявления ребенка связаны с физиологическими потребностями, в частности потребностью в еде, питье, температурном комфорте, движении, отсутствии боли, удобном положении тела и т. д. Для новорожденного характерны простейшие отрицательные, а затем положительные эмоциональные реакции. . Развитие эмоций всегда происходит по порядку от негативных к позитивным, от простых к более сложным. Новорожденный ребенок вначале плачет только при наличии физического дискомфорта, затем плачет, когда прекращается общение со взрослым, и только после этого появляется способность привлекать и удерживать внимание взрослого с помощью улыбки и радостных вокализаций.
У маленького ребенка, окруженного вниманием взрослых и развивающегося в нормальных условиях, возникает потребность в общении. А благодаря изначально эмоциональному общению взрослого и ребенка физиологические и эмоциональные реакции трансформируются в социально значимые эмоции и в дальнейшем могут возникать эмоции познавательного характера. Таким образом, успех развития, воспитания и обучения во многом зависит от эмоционального контакта ребенка со взрослым, его эмоционального настроя и эмоционального состояния, меняющегося в ходе деятельности.
Общение как деятельность, необходимая для развития личности, первоначально возникает на основе первых ориентировочных реакций на взрослого (его мимики, голоса, движений), которые благодаря частому эмоциональному контакту прочно закрепляются. Взрослый становится «значимым» объектом, с которым у ребенка начинается эмоциональный контакт.
Отсутствие контакта с матерью и другими значимыми взрослыми приводит к задержке эмоционального развития и отрицательно влияет на психическое здоровье ребенка в целом.
Без общения невозможно формирование личности. Общение с маленьким ребенком всегда подразумевает взаимную эмоциональную активность. Без участия взрослого человека на ранних этапах развития даже врожденные механизмы эмоциональных реакций (мимика, голосовые проявления, движения) не могут стать в полной мере значимыми сигналами для формирования важных систем, формирующихся в течение жизни.
В основе познавательных эмоций лежит реакция на новизну (по И. И. Павлову) или ориентировочный рефлекс. Полноценное психическое развитие зависит от активности ребенка, которая имеет особенности с первых дней его жизни. Одной из предпосылок развития деятельности являются изобразительные действия – первое звено познавательного процесса. Благодаря быстро развивающимся ориентировочным реакциям ребенок начинает понимать действительность, воспринимать различные изменения окружающей среды, обобщать, сравнивать, противопоставлять. Эмоциональный отклик возникает при восприятии человеческого лица, а чуть позже – игрушки. Врожденные ориентировочные реакции вместе с эмоциональными реакциями создают основу для формирования социальных приобретений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
2. Киселева М.Г. Роль эмоционального состояния матери в психическом развитии детей с ВПС в возрасте от 1-го до 12 месяцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. №9. С. 248-250.
3. Ковпак И.С., Савенышева С.С. Отношение к супругу и ребенку у беременных женщин и последующее психическое развитие младенца// Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 2014. Т. 2. С. 135-141.
4. Меренкова В. С. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей раннего возраста // Воспитание дошкольников. – М.: Изд-во Солютис, 2013. – С. 24-29.
5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. – 288 с.
6. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни. // Преподаватель ХХI век, 2009. № 3-2. С. 373-380.
7. Плешкова Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2018. № 8(4). С. 396-408.
8. Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей раннего возраста: специальность 19.00.13 "Психология развития, акмеология": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Плешкова Н.Л. – Санкт-Петербург, 2010. – 26 с.
9. Родина Е.А. Общение в младенчестве (сравнительный анализ трех подходов) // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2015. № 10 (153). С. 139-158.
10. Савенышева С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста / С. С. Савенышева, В. Ф. Чижова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2013. № 3. С. 32-41.
11. Савенышева С.С. Отношение к материнству у современных женщин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2008. №4. С. 45-54.
12. Сазонова Л.В. Изучение типов речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста // Концепт, 2016. №4. С. 103- 108.
13. Симоненко И.А. Изучение эффективности программы психологической помощи в развитии контакта матери и младенца 2-4 месяцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. №4. С. 279-282.
14. Стерн Д. Дневник младенца. М.: Генезис, 2001. – 192 с.
15. Суворова А. Особенности поведения детей младшего дошкольного возраста в связи с эмоциональным состоянием родителей. – выпускная дипломная работа, Санкт-Петербург, 2015. – 68 с.
16. Тишевской И.А. Влияние материнских стратегий утешения на психическое развитие младенцев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2012. № 6 (265). С. 47-52.
17. Улыбина Е.В., Митряшкина Н.В. Возрастная динамика измерений тревожности и избегания в романтических отношениях у женщин, имеющих детей // Артикульт. 2016. №1 (21). С. 115-128.
18. Шумик, А. Р. Отношение родителей к ребенку в перинатальный период его развития и психическое развитие младенца / А. Р. Шумик, С. С. Савенышева // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 03–06 октября 2018 года / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург: Без издательства, 2018. С. 436- 443.