Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир требует ускорения темпов жизни, что затрагивает как детей, так и взрослых. Эмоциональный интеллект важен в этом контексте, особенно в начальных школах, где необходимо создавать и поддерживать комфортную психологическую среду для полноценного личностного и умственного развития ребенка. Психическое здоровье, включая психическое, физическое и социальное благополучие, является ключом к правильному формированию личности. Когда человек находится в неприятной ситуации, его эмоциональное благополучие часто страдает в первую очередь.
Развитие эмоционального интеллекта у школьников считается важным аспектом образовательной практики в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Это связано с тем, что эмоциональный интеллект включает в себя несколько качеств, которые позволяют детям эффективно интегрироваться в общество и регулировать эмоции.
В младшем школьном возрасте дети все еще находятся в процессе развития и еще не полностью сформировали свою индивидуальность. Обычно они испытывают различные эмоции, но их трудно контролировать, что может привести к негативным последствиям. Очень важно помочь детям понять свои эмоции и справиться с ними, а также научить их навыкам эффективного общения и разрешения конфликтов.
Проблема эмоционального интеллекта у людей, особенно у учащихся начальной школы, рассматривается с разных точек зрения в психологических и педагогических исследованиях. Это включает в себя изучение сущности и компонентов эмоционального интеллекта (Д. Карузо, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Ю. Беатрис, Р. Бар-Он и др.), эмоциональное воображение (А. В. Запорожец), связь эмоций с интеллектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, У. Джеймс, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), роль нравственных переживаний в общей системе развития личности, формировании ее внутренней позиции (Л. И. Божович, В. С. Мухина), разумности чувств (В. С. Мухина). В нескольких исследованиях, посвященных эмоциональному интеллекту детей школьного возраста, были рассмотрены различные аспекты. Например, О. Б. Чеснокова исследовала концепцию «воображаемого партнера» в детстве, в то время как О. А. Степанчук сосредоточилась на оптимальном диалоге с другим человеком.
Цель работы: изучить особенности эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера младших школьников.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект младших школьников.
Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении отдельных компонентов эмоционального интеллекта у мальчиков и девочек в период младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты психологических исследований развития эмоционального интеллекта у школьников;
- оценить уровень развития эмоционального интеллекта учащегося;
- разрабатывать и проводить психологические исследования по развитию эмоционального интеллекта у студентов;
- оценить эффективность проводимых психологических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта учащегося;
В работе использовались следующие методы:
– теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация психологической информации по теме исследования;
– эмпирические методы: методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» В.Б. Никишиной; методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Экспериментальная база исследования: учащиеся младших классов (2 класс): 15 девочек и 15 мальчиков школы АНОО «Клевер 1» г.Дзержинск
Теоретическое значение заключается в классификации существующих представлений об эмоциональном интеллекте с точки зрения школьников.
Практическое значение заключается в том, что психологическое исследование, описанное в главе 2, может быть использовано психологами и педагогами для развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические подходы к определению понятия эмоциональный интеллект в зарубежных и отечественных исследованиях
В психологии эмоциональный интеллект считается гибкой чертой, которая позволяет людям сознательно управлять своими эмоциями, понимать цели и потребности других людей, распознавать истинные причины своих действий и соответствующим образом реагировать на эмоциональные симптомы. Хорошо развитый эмоциональный интеллект способствует позитивному взгляду на жизнь. И наоборот, низкий уровень эмоционального интеллекта может привести к психосоматическим расстройствам и трудностям как в личных, так и в профессиональных отношениях [22].
Эмоциональный интеллект позволяет людям действовать, основываясь на своих собственных эмоциях и желаниях, регулировать их и приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. Этот навык демонстрирует, как люди взаимодействуют с окружающим миром.
В основу эмоционального интеллекта входят мотивация, самосознание, уверенность в себе и гибкость. Эти компоненты находятся под влиянием социальных норм, эволюционируют с течением времени и охватывают ключевые черты личности человека [20].
Научные исследования эмоционального интеллекта ведутся уже более сорока лет. В настоящее время внимание ученых сосредоточено на детальном изучении структурных составляющих этого феномена. Также разрабатываются и внедряются диагностические методики, шкалы и тесты, основанные на существующих теориях в различных диссертационных исследованиях.
Российская психология рассматривает эмоциональный интеллект в единстве эмоциональных и когнитивных процессов психики.
Одной из выдающихся теорий российской школы эмоционального интеллекта является теория Д. В. Люсина, которая не включает в свою модель личностные характеристики индивидов. По мнению автора, эмоциональный интеллект - это способность распознавать и регулировать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Таким образом, исследователь связывает эту способность с пониманием и выяснением причин, факторов и последствий первичных эмоциональных переживаний индивида.
В настоящее время российские психологи, основываясь на этой теории, изучают нюансы эмоционального интеллекта у людей разных профессий или принадлежащих к разным возрастным и социальным группам.
В области зарубежной психологии существуют две широко признанные теории эмоционального интеллекта, которые тесно связаны с социальным интеллектом [8].
В 1990 году П. Сэловей и Дж. Мейер выдвинули теорию способностей, основанных на когнитивных функциях, которые облегчают обработку эмоциональной информации. По мнению этих ученых, эмоциональный интеллект - это способность отличать собственные чувства от эмоциональных проявлений других людей, позволяющая регулировать свои мысли и поведение. Человек анализирует эмоциональные данные, оценивает их важность и взаимосвязи, используя их в качестве основы для принятия решений [24].
Другие теории включают смешанные модели Д. Гоулмена и Р. Бар-Она, которые объединяют когнитивные способности с личностными характеристиками, такими как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.
В рамках эмоционального интеллекта Д. Гоулмен выделяет такие элементы, как 1) самосознание - распознавание собственных эмоций и их влияния на поведение; 2) саморегуляция - управление эмоциями для достижения целей; 3) эмпатия - понимание эмоций других людей; 4) управление взаимоотношениями.
Фрагмент для ознакомления
3
1.ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: национальный стандарт Рос. Федерации: дата введения 2022 – 05 – 31. - М.: Министерство юстиции РФ, 2022. –№ 286. – 36 с.
2.Андерсон, М. Н. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников в современных реалиях: обзор исследований // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 5. – С. 104 – 107.
3.Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 549 c.
4.Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2019. ― № 14 (73). ― С. 243-244.
5.Афонина, Е.И. Особенности рефлексии эмоций и эмоционального поведения у лиц разных возрастов. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. ― 178-182 с.
6.Белопольская, А. А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) / А. А. Белопольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 381-383.
7.Вайсбах, X. Эмоциональный интеллект / Х. Вейсбах, У. Дакс. – М.: Лик Пресс, 2018. – 160 с.
8.Власовец, Ю. М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе // Молодой учёный. – 2022. – № 6 (401). – С. 45-47.
9.Волокитин, А. П. К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / А. П. Волокитин, Е. С. Волокитина // Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования : сб. науч. тр. – 2019. – С. 45–49.
10.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Издат. Перспектива, 2020. – 224 с.
11.Геращенко, Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников / Т. А. Геращенко // Педагогика и психология как основа развития современного общества : сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 15 августа 2019 года. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 39-42.
12.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулмэн; пер. с англ. А.П. Исаевой. 9-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. ― 544 с.
13.Гукаленко, О. В. Развитие эмоционального интеллекта как фактор учебной и социальной успешности школьников: теоретический обзор // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2022. – № 2. – С. 14-28.
14.Дворянцева, С. В. Эмоциональный интеллект как основа психического здоровья личности / С. В. Дворянцева, Т. А. Серебрякова // Современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: реализация принципов конвенции о правах ребенка : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 17 ноября 2022 года. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. – С. 129-132.
15.Денисова, Д. С. Особенности формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста / Д.С. Денисова, А.В. Долгополова // XVI КОРОЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник материалов Международной молодёжной научной конференции, посвящённой 60-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, в 3 томах. – Самара, 2021. – С. 1116–1117.
16.Емельянова, И. В., Кулагина, И. Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте Психолого-педагогические исследования. 2020. ― Том 12. № 2. ― С. 91–107.
17.Жарова, Д. В. Исследование когнитивного компонента эмоциональной культуры младших школьников / Д. В. Жарова, М. Ю. Шушерова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2(25). – С. 83-87.
18.Иванова, И. А. К вопросу влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональный комфорт ребенка младшего школьного возраста / И. А. Иванова, А. М. Емельянова, А. В. Кабаева // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 167-170.
19.Иванова, И. А. Особенности эмоциональной составляющей личности детей, нуждающихся в социальной реабилитации / И. А. Иванова, Т. Е. Федосеева, А. М. Емельянова // Европейский журнал социальных наук. – 2018. – № 7-1. – С. 370-377.
20.Иванова С.В. Эмоциональный интеллект: что это? (аналитический обзор литературы по эмоциональному интеллекту в педагогическом аспекте) // Ценности и смыслы. 2022. ― №4 (80). ― С. 6-53.
21.Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. ― 291 с.
22.Лебедева, О. В. Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Лебедева, Е. В. Сидорина, Е. Н. Шильникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 334-337.
23.Лебедева, О. В. Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте посредством танцевально-двигательных упражнений / О. В. Лебедева, Е. И. Матвеева // Нижегородский психологический альманах. – 2022. – № 1. – С. 105-115.
24.Макарчук, А. В. Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. Первый год обучения : методическое пособие / А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева. — М. : Дрофа, 2019. — 199 с.
25.Мамонова, Е. Б. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу младшего подростка / Е. Б. Мамонова, Е. А. Зак // Нижегородский психологический альманах. – 2022. – № 2. – С. 1-10.
26.Мамонова, Е. Б. Особенности нарушений развития эмоционально-волевой сферы младших школьников / Е. Б. Мамонова, И. А. Никитина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 115-123.
27.Мачко, К. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема / К. В. Мачко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 415-418.
28.Наймушина, Л.М. Социально-эмоциональное обучение как направление развития педагогической науки и практики. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. 41-48 с.
29.Научно-методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся в образовательной среде (начальная школа): методические рекомендации/ под общей и научной редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 43 с.
30.Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2019. 424 с.
31.Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / О. Г. Филиппова, М. Н. Терещенко, Ю. В. Батенова, А. А. Прохорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 4(37). – С. 370-374.
32.Сёмина, Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка / Р. Р. Сёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 286-288.
33.Сердюкова, Н.А. О даре эмоционального интеллекта / Н.А. Сердюкова // Начальная школа. 2018. № 5. С. 74-76.
34.Снегирёва, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта детей из приёмных семей [Электронный ресурс] / Е. С. Снегирёва, В. Н. Сазонова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – № 4 (285). – С. 250–253.
35.Соловьенкова, Н. К. Роль игры в развитии эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Н. К. Соловьенкова // Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 10 (27). – С. 206–212.
36.Суровцева, Н. Н. Изучение эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / Н. Н. Суровцева // Актуальные вопросы педагогики : сб. науч. тр. – Пенза, 2020. – С. 138–144.
37.Филиппова, О. Г., Прохорова,, А. А. Эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе сказкотерапии // Психолого-педагогическое пространство детства: поиски, проекты, исследования [Текст]: сборник научно-методических статей / под редакцией О.Г. Филипповой. Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. 180 с.
38.Хэссон, Д. / Развитие эмоционального интеллекта: подсказки, советы, техники / Джилл Хэссон; [пер. с англ. ] - М.: Альпина Паблишер, 2021. – 127 с.
39.Шингаев, С. М. Развитие эмоционального интеллекта школьников как важной составляющей успешной личности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. – Вып.2.– С.615 - 623.
40.Эмоциональный интеллект школьника: становление и развитие: монографический сборник / под общей и научной редакцией С. В. Ивановой. – М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 203 с.