Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 История возникновения проблемы 7
1.2 Обзор известных исследований 13
1.3 Понятия и сущность изучаемых явлений и процессов 23
ГЛАВА 2: ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ И СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЭКСПЕРИМЕНТ И АПРОБАЦИЯ 35
1. Разработка критериев и стандартов профессионализма: определение ключевых компетенции, навыков и качества, которыми должен обладать учитель физкультуры, исходя из требований современной образовательной среды и научных исследований 35
2. Проведение анализа методов обучения и воспитания: изучение различных методов и подходов, используемых в обучении физической культуре, и оценка их эффективность с точки зрения достижения образовательных целей и удовлетворения потребностей учащихся 36
3. Оценка ресурсов и инфраструктуры: изучение наличия и доступности спортивных сооружений, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения качественных уроков физической культуры 37
4. Проведение апробации и оценить новые методы и подходы: разработать и внедрить новые методы обучения и воспитания, а затем провести их апробацию на практике с последующей оценкой их эффективности и влияния на процесс обучения и развития учащихся 39
5. Сформулировать рекомендации: на основе проведенных исследований и анализа результатов сделать выводы и сформулировать рекомендации для дальнейшего совершенствования работы учителей физкультуры и улучшения качества образования в школе 48
Вывод по главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Фрагмент для ознакомления
2
1.1.1 Развитие системы подготовки учителей физической культуры
История возникновения проблемы, связанной с развитием системы подготовки учителей физической культуры, уходит корнями в историю развития образования и физической культуры. В XIX веке в России начался активный процесс формирования системы образования, в том числе и в области физической культуры. В этот период начали открываться первые учебные заведения, специализирующиеся на подготовке учителей физической культуры . Важным этапом стало создание специальных учебных заведений, где будущие учителя получали соответствующее образование и педагогическую подготовку. Таким образом, появление первых учебных институтов и факультетов физической культуры стало ответом на растущую потребность в квалифицированных специалистах в этой области.
В XX веке развитие системы подготовки учителей физической культуры стало приобретать более систематический и научно обоснованный характер . С появлением новых педагогических и методических подходов возникла необходимость в соответствующем обновлении содержания и методов обучения будущих учителей. В этот период активно развивались научные исследования в области физической культуры и спорта, что также оказало влияние на процесс подготовки специалистов в этой области.
Современная проблема связана с необходимостью адаптации системы подготовки учителей физической культуры к изменяющимся требованиям и вызовам современного общества . С учетом развития технологий, изменениями в образовательной парадигме и общественных потребностях, важно обеспечить соответствие качества подготовки учителей актуальным потребностям и задачам современной школы и общества в целом.
В современном контексте система подготовки учителей физической культуры также сталкивается с вызовами, связанными с изменениями в обществе и образовании. С развитием информационных технологий и цифровизации образовательного процесса возникает необходимость в интеграции современных методов обучения и использовании цифровых инструментов в подготовке будущих педагогов .
Кроме того, в свете активизации дискуссий о здоровом образе жизни и физической активности, важно пересмотреть подходы к обучению физической культуре в школе и соответствующие программы подготовки учителей. Необходимо уделить внимание не только развитию спортивных навыков, но и формированию здорового образа жизни, комплексному подходу к здоровью и физическому развитию учащихся.
1.1.2 Определение основных этапов развития и истории исследований данной проблемы
Исследования в области подготовки учителей физической культуры имеют долгую историю, отражающую эволюцию педагогических подходов к обучению физической активности и здоровому образу жизни. Основные этапы развития и истории исследований данной проблемы можно выделить следующим образом:
1. Первые упоминания об образовании учителей физической культуры относятся к концу XIX - началу XX веков. В это время в ряде стран начали формироваться школьные программы по физической культуре, и требовался соответствующий кадровый ресурс для их реализации . Однако, в тот период подготовка учителей физкультуры не имела четких стандартов и основывалась в основном на индивидуальном опыте и спортивной подготовке.
2. В середине XX века под влиянием научных и педагогических исследований начали формироваться более системные подходы к обучению физической культуре. Программы подготовки учителей стали включать в себя не только спортивные аспекты, но и методики обучения, психологию и педагогику .
3. В последние десятилетия с учетом динамичных изменений в обществе и технологического прогресса, в образовательном процессе акцент начал смещаться с простой физической подготовки к формированию здорового образа жизни и комплексному развитию личности . Это отразилось и на программах подготовки учителей физической культуры, которые теперь включают в себя разнообразные аспекты, включая медицинские, психологические и социальные аспекты .
1.1.3 Изменения в требованиях к квалификации и компетенциям учителей физкультуры
Эволюция требований к квалификации учителей физкультуры
Эволюция требований к квалификации учителей физкультуры прошла через несколько значимых этапов, отражающих изменения в образовательной парадигме, педагогических подходах и требованиях общества к профессионалам в области физической культуры . Рассмотрим основные изменения, которые произошли в требованиях к квалификации учителей физкультуры на протяжении времени:
1. Классический подход: в начале своего развития учителя физкультуры требовались прежде всего спортивные навыки и физическая подготовка. Основным критерием оценки квалификации были достижения в спорте и умение передавать их ученикам.
2. Профессиональная подготовка: с появлением педагогического образования стало ясно, что для успешной работы в школе учителю физкультуры необходимо не только владение спортивными навыками, но и педагогические знания и навыки. Требования к квалификации учителей стали включать в себя получение высшего образования в области физической культуры и спорта, а также педагогической подготовки.
3. Интегрированный подход: с развитием концепции всестороннего развития личности и внедрением новых подходов к обучению, требования к квалификации учителей стали еще более многослойными. Они должны не только обладать спортивными навыками и педагогическими знаниями, но и иметь представление о медицинских аспектах физической активности, психологических особенностях учеников, методиках интеграции физической культуры в общеобразовательный процесс .
4. Цифровая компетентность: в современном мире учителям физкультуры также требуется владение цифровыми технологиями и умение использовать их для эффективной организации учебного процесса и мониторинга здоровья учащихся.
Развитие компетенций учителей физической культуры
Развитие компетенций учителей физической культуры является ключевым аспектом их профессиональной деятельности, поскольку от их компетентности зависит эффективность образовательного процесса и влияние на формирование здорового образа жизни учащихся . Рассмотрим основные направления развития компетенций учителей физической культуры:
1. Методические компетенции: этот аспект включает в себя умение разрабатывать и внедрять разнообразные методики обучения и оценки знаний и навыков в области физической культуры. Учителя должны быть способны эффективно планировать учебный процесс, выбирать подходящие методы обучения и контроля, адаптировать их к потребностям и особенностям каждого ученика.
2. Спортивные компетенции: важной частью профессиональной компетентности учителя физической культуры является владение спортивными навыками и знание правил различных видов спорта. Это позволяет им не только эффективно обучать учащихся, но и организовывать спортивные мероприятия и массовые занятия.
3. Педагогические компетенции: включают в себя умение вести уроки физической культуры, работать с различными возрастными группами, учитывать индивидуальные особенности учеников и создавать мотивирующую обстановку . Это также включает в себя умение адаптировать программы и методики обучения в соответствии с современными педагогическими подходами и требованиями образовательных стандартов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бебина Ольга Ивановна Технология обучения студентов педагогических специальностей реализации мобилизационной функции учителя // Сибирский педагогический журнал. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obucheniya-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-realizatsii-mobilizatsionnoy-funktsii-uchitelya (дата обращения: 13.03.2024).
2. Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: монография. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 495 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1107-7
3. Борисов Вячеслав Владимирович, Борисова Юлия Вячеславовна Модель формирования этнопедагогической подготовки учителей физической культуры Забайкальского края // Вестник БГУ. 2013. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-etnopedagogicheskoy-podgotovki-uchiteley-fizicheskoy-kultury-zabaykalskogo-kraya (дата обращения: 13.03.2024).
4. Борисова Елена Рафаиловна Социально-философские основания стратегии управления качеством образования в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskie-osnovaniya-strategii-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-v-vuze (дата обращения: 13.03.2024).
5. Бутовский, А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. – К.: Олимп. лит., 2009. – Т. 1. – С. 277–334.
6. Бутовский, А. Д. Наставление для производства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях. Упражнения с подвижными снарядами / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. – К.: Олимп. лит., 2009. – Т. 2. – С. 133–176.
7. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения во Франции / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. – К.: Олимп. лит., 2009. – Т. 1. – С. 24–109.
8. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения как предмет преподавания / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. – К.: Олимп. лит., 2009. – Т. 2. – С. 177–333.
9. Васильева, О.Н. Профессиограмма специалиста в области «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельности», «Прикладная информатика в области географии», «Филология» / О.Н. Васильева // Наука и современность. – 2011. – № 13-1. – С. 216-223.
10. Власова Е. В. Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2015. № 4 (122). C. 232–236.
11. Гузенко Лидия Владимировна Концептуальные основы развития и становления профессиональной ориентации в современной средней школе Германии // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-razvitiya-i-stanovleniya-professionalnoy-orientatsii-v-sovremennoy-sredney-shkole-germanii (дата обращения: 13.03.2024).
12. Гут А. В., Аппакова-Шогина Н. З., Пайгунова Ю. В. Развитие педагогической культуры и профессиональной компетентности спортивного педагога (на примере Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма) // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET. 2015. С. 102–114.
13. Гут Анжелика Викторовна Формирование профессиональной компетенции будущего тренера в образовательном пространстве спортивного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentsii-buduschego-trenera-v-obrazovatelnom-prostranstve-sportivnogo-vuza (дата обращения: 13.03.2024).
14. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23-30.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – С. 7-14.
16. Зорина, О.В. Эффективность технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной учебной деятельности [Текст] /О.В.Зорина // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47- 1. - С. 94-98.
17. Кашапов Мергаляс Мергалимович, Огородова Татьяна Вячеславовна, Ибрагимов Михаил Талибович Профессиональное развитие личности спортивного арбитра // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-lichnosti-sportivnogo-arbitra (дата обращения: 13.03.2024).
18. Киселева Ж.И., Шляпникова В.В., Валетов М.Р. Профилактика профессиональных заболеваний экономистов средствами физической культуры // Теория и практика современной науки. 2020. №6 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnyh-zabolevaniy-ekonomistov-sredstvami-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 13.03.2024).
19. Киспаев Т.А. Научные основы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся в техническом и профессиональном образовании: Монография. Караганда: Изд-во КарГУ, 2014.
20. Киспаев Тохтар Атамбаевич, Хамитов Тулеген Нургалиевич Физиолого-гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в учреждениях технического и профессионального образования // Мед. труда и пром. экол.. 2018. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologo-gigienicheskoe-obosnovanie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-uchrezhdeniyah-tehnicheskogo-i-professionalnogo (дата обращения: 13.03.2024).
21. Климова Тамара Юрьевна Образ неформатного учителя в литературе 1960-1990-х гг // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2015. №S10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-neformatnogo-uchitelya-v-literature-1960-1990-h-gg (дата обращения: 13.03.2024).
22. Королев, В.В. Современные проблемы подготовки учителей физической культуры общеобразовательной школы [Текст] /В.В. Королев // Актуальные проблемы современной медицины. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – Т. 4. – с.173-176
23. Косолапов В.В. Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 119-121.
24. Кошеленко Любовь В., Торопов Леонид В. Система воспитания эстетической культуры студентов, занимающихся физкультурой и спортом // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vospitaniya-esteticheskoy-kultury-studentov-zanimayuschihsya-fizkulturoy-i-sportom (дата обращения: 13.03.2024).
25. Кретти Брайент ДЖ. Психология в современном спорте: монография / пер. с англ. Ю. Л. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1049895/ (дата обращения: 13.03.2024).
26. Латипова Нигора Исаковна Проблемы теоретической подготовки по физической культуре учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ // SAI. 2023. №Special Issue 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-teoreticheskoy-podgotovki-po-fizicheskoy-kulture-uchaschihsya-8-9-klassov-obscheobrazovatelnyh-shkol (дата обращения: 13.03.2024).
27. Лубышева, Л.И. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // В сборнике: Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Мат-лы Всерос. науч.- практ. конф., посвящ. 85-летию Удмуртского госуд. ун-та. 2016. - С. 65-71.
28. Меньшиков В.М. Непрерывное образование как определяющее условие формирования универсального образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-opredelyayuschee-uslovie-formirovaniya-universalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.03.2024).
29. Мешкова Ирина Владимировна Профессионально важные качества будущих учителей физической культуры как условие формирования компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-buduschih-uchiteley-fizicheskoy-kultury-kak-uslovie-formirovaniya-kompetentsiy (дата обращения: 13.03.2024).
30. Мильер, А.И. Проектная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры [Текст] /А.И.Мильер// В сборнике: Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования материалы II Международной научно-практической конференции. Забайкальский государственный университет; под редакцией Е. И. Овчинниковой. 2014. - С. 44-47.
31. Мирошникова С. С. Профессиональные риски спортивного тренера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2014. № 1. C. 78–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-riski-sportivnogo-trenera (дата обращения: 15.03.2024).
32. Назмутдинов, В.Я. Компетентностный подход в обучении / В.Я. Назмутдинов, Г.Р. Юсупова // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. – 2013. – № 1. – С. 181-185.
33. Новаторов В. Е. Пути модернизации системы профориентационной деятельности в сфере культуры // Вестник ЧГАКИ. 2006. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-modernizatsii-sistemy-proforientatsionnoy-deyatelnosti-v-sfere-kultury (дата обращения: 13.03.2024).
34. Обучение бакалавров физкультурного профиля технологии спортизации школьного физкультурного образования [Текст] / А.Г. Поливаев, А.В. Шабанов, А.Н. Родионов, С.С. Стойчева, И.А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - №5. - С. 26-29.
35. Первова Галина Михайловна Модернизация образования: кадровый аспект // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovaniya-kadrovyy-aspekt (дата обращения: 13.03.2024).
36. Пилавов Павел Аристиевич Развитие и внедрение идей А. Бутовского по подготовке современного учителя физического воспитания и спорта // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-vnedrenie-idey-a-butovskogo-po-podgotovke-sovremennogo-uchitelya-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta (дата обращения: 13.03.2024).
37. Платонов Виталий Николаевич, Мальченкова Виктория Валерьевна К вопросу о совершенствовании учебных планов высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-uchebnyh-planov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 13.03.2024).
38. Реутова Ольга Викторовна, Стафеева Анастасия Владимировна, Замашкина Алевтина Евгеньевна Развитие педагогического мастерства будущего учителя физической культуры как фактора успешности деятельности школьника // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pedagogicheskogo-masterstva-buduschego-uchitelya-fizicheskoy-kultury-kak-faktora-uspeshnosti-deyatelnosti-shkolnika (дата обращения: 13.03.2024).
39. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с. URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785987046128.html (дата обращения: 13.03.2024).
40. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "человек - человек" // МНКО. 2019. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-lichnosti-kak-faktor-konkurentosposobnosti-sovremennyh-spetsialistov-sfery-chelovek-chelovek (дата обращения: 13.03.2024).
41. Спирин, Л.Ф. Профессиограмма как модель личности будущего педагога [Текст] /Л.Ф. Спирина // Пути совершенствования системы профессиональнопедагогической направленности (формирование готовности студентов к учительскому труду) – Вып. 5. – Саратов: СГПИ, 1977. – 112с.
42. Шабаев Артур Талгатович, Шабаева Гузель Фагимовна Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к спортивно-оздоровительной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-gotovnosti-buduschih-pedagogov-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya-k-sportivno (дата обращения: 13.03.2024).
43. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. – Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
44. Шевелев А. Н. Тенденции исторического развития петербургского учительства в период 1990-2010 гг // Проблемы современного образования. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-istoricheskogo-razvitiya-peterburgskogo-uchitelstva-v-period-1990-2010-gg (дата обращения: 13.03.2024).