Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у учащихся инофонов на уроках русского языка в начальной школе 5
1.1. Обучение детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка 5
1.2. Средства и способы формирования грамматического строя речи у детей-мигрантов на уроках русского языка в начальной школе 11
Выводы по первой главе ………………………………………………………..18
Глава 2. Методические аспекты формирования грамматического строя речи у учащихся инофонов на уроках русского языка в начальной школе 19
2.1. Организационно-педагогические условия формирования грамматического строя речи у детей-мигрантов на уроках русского языка в начальной школе 19
2.2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей-мигрантов на уроках русского языка в начальной школе 22
Выводы по второй главе……………………………………………………..….25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности субъектов учения. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных интенсивных технологий и средств обучения, в том числе, при обучении детей-мигрантов.
Предназначение инновационных процессов заключается в развитии любой образовательной организации как педагогической системы и особой социальной организации с целью достижения качественно новых результатов образования. Образование, прежде всего, выполняет социально-культурную функцию. Любые преобразования в обществе трансформируются в новые цели образования, новое содержание и методы обучения и воспитания людей.
Учебная деятельность является важнейшей и неотъемлемой частью в работе с иностранными гражданами при изучении ими русского языка. Для детей-мигрантов русский язык является иностранным, в связи с чем, при работе с детьми-мигрантами можно использовать педагогические технологии, которые хорошо себя зарекомендовали при обучении субъектов иностранному языку. Речь может идти о приёмах интенсивного изучения русского языка как иностранного, об игровых технологиях и методиках, о методиках проблемного обучения и др.
Языковой материал закрепляется эффективнее благодаря разным видам и формам учебной деятельности, когда обучающийся погружается в языковую среду и непосредственно осваивает языковые единицы.
Активная учебная деятельность создает интерес благодаря масштабному разнообразию используемых техник, немалому объему интерактивных заданий, взаимодействия с новыми людьми, получению бесценного опыта и др. Преимуществом такой деятельности является возможность применять получаемые знания сразу же на практике и полностью адаптироваться в новой языковой среде. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания русского языка как иностранного, а также, подбора наиболее эффективных форм обучения при изучении русского языка.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования грамматического строя речи у учащихся инофонов на уроках русского языка в начальной школе (дети мигранты).
Объект исследования: образовательный процесс обучения русскому языку детей-мигрантов.
Предмет исследования: средства и способы формирования грамматического строя речи у учащихся инофонов на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть обучение детей-мигрантов как современную образовательную технологию в преподавании русского языка.
2. Изучить средства и способы формирования грамматического строя речи у детей-мигрантов на уроках русского языка в начальной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования грамматического строя речи у детей-мигрантов на уроках русского языка в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей-мигрантов на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у учащихся инофонов на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Обучение детей-мигрантов как современная образовательная технология в преподавании русского языка
Суть любого современного образовательного процесса полностью регламентирует ФГОС на всех этапах образования, от дошкольного, до вузовского. Поликультурное образовательное пространство определяется как территориально обозначенное пространство. Оно отражает специфичные характеристики культурного многообразия и служит универсальной образовательной средой социализации всех тех, кто обучается (представители разных национальностей).
Целью развития поликультурного образовательного пространства является формирование личности субъекта, который способен к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. Учащийся субъект обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умеет жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований и др. [12].
Поликультурное пространство - это часть среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания.
К принципам поликультурного образования относят:
-принцип диалога и взаимодействия культур;
- принцип стратегии интеграции и консолидации во взаимодействии;
- принцип овладения содержанием поликультурного образования;
-принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей;
-принцип учета национального и культурного факторов.
Речь также может идти об отношениях субъектов образовательного процесса, о формировании у обучающихся новых образовательных результатов и др. [6].
В современной образовательной среде чаще всего выделяют четыре ведущих парадигмы образования:
1. Когнитивная.
2. Личностно ориентированная.
3. Функционалистская.
4. Культурологическая.
На практике чаще всего говорят о личностно ориентированной парадигме, которая рассматривается как личностно ориентированный подход в обучении к каждому субъекту. Личностно ориентированная парадигма рассматривается в совокупности с системно-деятельностным подходом, который регламентирует ФГОС.
Когнитивная парадигма относится к познанию только на основе мышления субъекта, следовательно, это направление важно учитывать в любой образовательной среде и при любых подходах к обучению, в том числе, детей-мигрантов.
Цель обучения традиционного образования заключалась в формировании у субъекта соответствующих предметных знаний, умений и навыков. В современной образовательной среде речь идёт о несколько ином обобщённом результате образования. В качестве одного из основных требований ФГОС к результатам образования выступает овладение школьниками универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, регулятивными и коммуникативными [10].
УУД призваны обеспечить овладение субъектами ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Владение всем комплексом УУД даст ученикам очень многое и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
2. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2019. – No12 – С. 1-4.
3. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 08.04.2024). - Текст: электронный.
4. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт, 2023. - 386 с.
5. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
6. Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 08.04.2024). - Текст: электронный.
7. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 08.04.2024).
8. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2020. – 142 с.
9. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 144 с.
10. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 08.04.2024).
11. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №4 (31). – С. 22-25.
12. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2021 – №4. – С.27-30.
13. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2019. – №7. – С. 35-39.
14. Русский язык. Сборник упражнений: учебник и практикум / под ред. П.А. Леканта. - Москва: Юрайт, 2023. - 314 с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 338 с.
16. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2019. - №2.4- С. 45-49.
17. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. – 468 с.
18. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 08.04.2024).
19. Харламенков, А. Е. Жестово-русский словарь: 4 изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт,2023 - 522 с.
21. Чернышева, Л.И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 289 с.
22. Шарипова, Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения Электронный ресурс / Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589 (дата обращения: 08.04.2024).