Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена религиозной прозе И.С. Шмелева.
Обращение к материалу творчества И.С. Шмелева является крайне значимым. Близкий писателю по духу И.А. Ильин аттестовал художника «бытописателем русского национального акта», открывающим за картинами обыденной повседневности чистоту и красоту русского национального быта, духовного, культурного и государственного величия. В статье, посвященной выходу посмертного издания рассказов (1895—1950), Н.В. Станюкович писал о Шмелеве: «За картинами бодрого труда, любовного домостроительства, трепетного осознания и безудержного, хмельного завершения праздников, нарисованных щедрой кистью, у него всегда возникает внутренний мир русского человека — грешника и богоискателя»[ Дзыга, Я.О. Творчество И.С. Шмелева в контексте традиций русской литературы : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Дзыга Ярослава Олеговна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"].- Москва, 2013.]. Произведения И.С. Шмелева наполнены ценностями, православными смыслами, которые формируют правильную духовную картину мира.
Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении проблемы отражения религиозного христианского православного сознания в произведениях И.С. Шмелева.
Цель исследования: выявление специфики репрезентации христианских ценностей и православной картины мира в произведениях И.С. Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье».
Объект исследования: религиозная проза И.С. Шмелева.
Предмет исследования: произведения «Лето Господне» и «Богомолье».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности творческого пути мастера религиозной прозы И.С. Шмелева.
Провести анализ специфики репрезентации духовно-нравственных ценностей православия в произведениях «Лето Господне» и «Богомолье».
Методы исследования. На различных этапах работы использовались следующие методы научного исследования:
общетеоретические методы (анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в научной литературе).
описательно-аналитический метод; метод контекстуального анализа языковых единиц; метод семантического анализа языковых единиц, которые использовались при анализе произведений И.С. Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье».
Объём и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Первая глава посвящена общим аспектам становления И.С. Шмелева как религиозного писателя.
Во второй главе проводится анализ произведений И.С. Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье».
В заключении содержатся основные выводы по исследованию.
Глава 1.И.С. Шмелев – певец русского православия
Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Замоскворечье в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана Сергеевича - государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уезда Московской губернии) - поселился в Москве после пожара 1812 г.
Сергей Иванович Шмелев (1842-1880) - отец писателя - принадлежал к купеческому сословию, тем не менее, он не выбрал для себя торговлю как дело жизни, а основал большую артель плотников, занимался устроительством банных заведений, выступая как подрядчик. В плане характера Сергей Иванович был жизнелюбивым человеком, верующим, что, конечно же, нашло позитивное отражение в воспитании сына – будущего писателя И. Шмелева.
Будучи коренным жителем Москвы, Шмелев прекрасно знал этот город, испытывал к нему страстную, преданную и нежную любовь. С внутренним мироощущением писателя в наибольшей мере сближалась та Москва, которая находится в треугольнике, образуемым изгибом Москвы-реки с водоотводным каналом и с юго-востока ограничен Крымским валом и Валовой улицей: это то самое Замоскворечье, где проживали купцы, представители из мещан, фабричного, заводского люда.
Семья И.С. Шмелева имела патриархальные взгляды, кроме того, в все члены семьи были религиозны («...дома не видел книг, кроме Евангелия», - вспоминал Шмелев). Также эта религиозность органично дополнялась патриотическими чувствами, пылкой любовью к Родине, к русской истории, ее героическому прошлому и наследию[ Кириллова Л. Иван Шмелев: под солнцем Родины. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/82611.html?ysclid=luqsfragxl646252132].
Патриархальны, религиозны, как и хозяева, и преданы им были слуги. От них будущий писатель узнавал об иконах, о святых, с ними же путешествовал в Троице-Сергиеву лавру, знаменитый монастырь, который основал преподобный Сергий Радонежский. Со слугами Шмелев читал Пушкина, Крылова, русских классиков. А позже Шмелев посвятил одному из них - старому «филенщику» Горкину – свои лирические воспоминания, наполненные благодарностью и любовью.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Азаров Ю.А. Иван Сергеевич Шмелев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shmelev-ivan-sergeevich-1873-1950?ysclid=luqshlonkx56977794
2.Багманова Л.Н. Мир русского православия в творчестве И.С. Шмелева : лингвокультурологический аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Багманова Лилия Ниязовна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2013.- 170 с.
3.Дзыга, Я.О. Творчество И.С. Шмелева в контексте традиций русской литературы : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Дзыга Ярослава Олеговна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"].- Москва, 2013.
4.Кириллова Л. Иван Шмелев: под солнцем Родины. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/82611.html?ysclid=luqsfragxl646252132
5.Макаров Д.В. Православная традиция мировосприятия в русском слове («Лето Господне» И.С. Шмелева) / Д.В. Макаров //И.С. Шмелев и литературно-эмиграционные процессы XX века: Материалы международной научной конференции. - Симферополь, 2007. - С. 46-54.
6.Макаров Д.В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С. Шмелева. Дисс... канд. филол. наук / Д.В. Макаров. - Ульяновск, 2001. - 194 с.
7.Параскева Е.В. Мотив дома в дореволюционном творчестве И.С. Шмелева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-doma-v-dorevolyutsionnom-tvorchestve-i-s-shmelyova
8.Параскева Е.В. Мотив дома в художественном пространстве прозы И.С. Шмелева. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37231049
9.Подвигина Н.Б. Концепт «грех» в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне» / Н.Б. Подвигина // Наследие И.С. Шмелева: текст, контекст, интертекст: Материалы международной научной конференции. - Симферополь, 2007. - С. 300-308.
10.Подвигина Н.Б. О репрезентации концепта «ангел» в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» / Н.Б. Подвигина // Русский язык в современном мире: Материалы Международной научной конференции: Ч. 1. - Воронеж,2007. - С. 149-153.
11.Подвигина Н.Б. Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И.С.Шмелева (на материале религиозной лексики произведения «Лето Господне»): Автореферат дисс... канд. филол. наук / Н.Б.Подвигина. - Воронеж, 2010. - 19 с.
12.Шмелев И.С. Лето Господне. https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/
13.Шмелев И.В. Лето Господне. https://azbyka.ru/fiction/bogomole/