Фрагмент для ознакомления
2
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается в дошкольном возрасте и наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Пространственные представления это: деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Под пространственным мышлением понимают специфический вид мыслительной деятельности субъекта. Развитие пространственного мышления необходимо для решения задач, которые требуют ориентации в пространстве, как видимом, так и воображаемом. Пространственное мышление базируется на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений. К главным особенностям пространственного мышления: относят:
1. Оперирование пространственными образами.
2. Создание образов путём восприятия.
Оперирование пространственными образами развивается благодаря решению различного рода задач, графических, геометрических, конструктивно-технических, технологических и др. Создание этих образов путём восприятия, или по представлению пространственных свойств и отношений объектов также является особенностью пространственного мышления. По мнению психологов, сенситивным периодом для развития пространственного мышления ребёнка является возраст от 6 до 10 лет. Это говорит о том, что период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным периодом для формирования пространственного мышления.
Благодаря сформированному пространственному мышлению младший школьник способен:
-проанализировать свойства объекта;
-выделить пространственные свойства объекта;
-преобразовывать объекты.
Если пространственное мышление младшего школьника развито хорошо, он может с лёгкостью ориентироваться в окружающей его среде. Он хорошо представляет, что такое объём, или форма, величина, существенные признаки модели и др.
Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Под пространственным мышлением понимают вид мыслительной деятельности, который позволяет субъекту решать задачи, требующие ориентации в пространстве [19].
К особенностям пространственного мышления относят оперирование пространственными образами в процессе решения задач, геометрических, графических, конструктивно-технических, технологических и др. Такого рода образы создаются путём восприятия, или путём представления пространственных свойств и отношений объектов. Психологи считают, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет.
Пространственные представления - это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности [11].
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. В области школьного образования одним из наиболее актуальных направлений выступает развитие познавательной сферы детей. Формирование учебных представлений младших школьников, несомненно, зависит от индивидуального психического развития ребёнка и от развития его познавательной сферы.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивали, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательной сферы. От того, насколько у ребёнка будут сформированы учебные представления и пространственное мышление, зависит успешность всей их последующей учебной деятельности.
Пространственные представления – это также:
1. Сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов.
2. Сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений.
3. Понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Изучение пространственных представлений и развитие пространственного мышления, прежде всего, способствует общему развитию. Это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития пространственных представлений у младших школьников в процессе их развития чрезвычайно велико. Наличие понимания такого рода представлений подразумевает следующее:
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом;
-умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;
-работа с раздаточным материалом;
-счет предметов, звуков, движений;
-использование при работе реальных предметов, затем их изображений, затем заменителей.
Развитие пространственных представлений можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка. Младшие школьники в состоянии выделять общие схемы ориентации в пространстве. Для них это является своеобразной системой координат, внутри которой происходит овладение представлениями о различных свойствах мира. Очень важно помнить, что у ребёнка в этом возрасте преобладает образное мышление. Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие пространство и количество.
На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками пространственных форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15]. Развивается его способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих представлений. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. М. Монтессори считала, что процесс восприятия формы предметов должен быть направлен не только на узнавание формы.
Необходимо формировать у детей умение абстрагировать форму от вещи и видеть её в других вещах. Е.И. Тихеева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и др. занимались проблемами исследования формирования у детей представлений о фигурах и формах предметов [3].
В современных образовательных условиях достаточно важно выявлять уровень сформированности у детей пространственных представлений. И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления детей. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях.
В процессе работы с количественными понятиями у детей формируются навыки изображения предметов средствами графики и пластики в процессе их знакомства с различными материалами, техниками работы и способами обработки этих материалов и др. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных формах и количествах [13].
Восприятие величин при этом основано на градации различий между однородными предметами разного размера. Согласно результатам исследований А.В. Запорожца и Л.А. Венгера своеобразие развития детей заключается в создании для них благоприятных условий для формирования представлений на основе сенсорного восприятия [10].
Н.Н. Поддьяков исследовал тип мышления детей, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Такой тип мышления в дальнейшем был назван детским экспериментированием. Это не задаётся взрослым, а выстраивается самим ребёнком на основе его ощущений.
В ходе частого экспериментирования у ребёнка формируются особого рода представления, которые при направленной помощи взрослого приобретают понятные черты. Детское экспериментирование позволяет формировать у ребёнка исследовательское поведение, что чрезвычайно важно в современной образовательной среде, поскольку регламентировано ФГОС НОО.
Для ребёнка это является одним из основных источников получения представлений. Представления детей формируются на основе ощущения и восприятия. Педагогу необходимо организовать процесс чувственного восприятия детей, в основе которого лежит ощущение. Можно сказать, что это является первой ступенью в процессе формирования представлений.
Под ощущением психологи понимают отражение отдельных свойств, предметов и явлений окружающей действительности, которые действуют непосредственно на органы чувств субъекта. Во многих источниках по педагогике и психологии описаны методики, с помощью которых воспитатели помогают ребенку формировать знания и о цвете, и о величине, и о количестве, что помогает осваивать и формировать знания по количественным представлениям.
Под обучающим контролем взрослого, спектр подобного рода знаний лишь увеличивается. Чтобы лучше познакомиться с предметом, дети тянутся его потрогать, взять в руки, изучая, таким образом, новые объекты и фигуры. Ощупывания различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. В данном случае можно говорить о том, что основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет исследование, которое одновременно осуществляется зрительным и двигательно-осязательным анализаторами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
2. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2019. – No12 – С. 1-4.
3. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 08.04.2024). - Текст: электронный.
4. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт, 2023. - 386 с.
5. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
6. Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 08.04.2024). - Текст: электронный.
7. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 08.04.2024).
8. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2020. – 142 с.
9. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 144 с.
10. Кемельбекова, Г.А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла электронный ресурс / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 08.04.2024).
11. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №4 (31). – С. 22-25.
12. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2021 – №4. – С.27-30.
13. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2019. – №7. – С. 35-39.
14. Русский язык. Сборник упражнений: учебник и практикум / под ред. П.А. Леканта. - Москва: Юрайт,2023. - 314 с.
15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 338 с.
16. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2019. - №2.4- С. 45-49.
17. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя Текст / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. – 468 с.
18. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 08.04.2024).
19. Харламенков, А. Е. Жестово-русский словарь: 4 изд., испр. и доп.- Москва: Юрайт,2023 - 522 с.
21. Чернышева, Л.И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учеб. пособие. - Москва: Юрайт, 2023. – 289 с.
21. Шарипова, Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения Электронный ресурс / Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589 (дата обращения: 08.04.2024).