Фрагмент для ознакомления
2
МЕНЕДЖМЕНТЕ
Контроллинг - это совершенно новая концепция управления, которая вырабатывается под влиянием внедрения управленческих практик в современную действительность. В широком смысле, это направление объединения методов, приемчиков и технических возможностей автоматизированного управления сложными объектами. В более узком и специальном смысле это инструмент для автоматизированной разработки и выполнения управленческих решений в системе управления. Таможенный контроль, как и любой другой процесс, направлен на достижение определенных целей и достижение поставленных задач. Основной целью контроля таможенного органа является сосредоточение процесса управления на обеспечении эффективного выполнения задач, возложенных на таможенный орган [9].
Согласно «Стратегии развития Федеральной таможенной службы России до 2030 года», основной целью является формирование новой «разумной» таможни, незаметной для законопослушного бизнеса. Контроллинг является важным инструментом обеспечения цифровизации и автоматизации таможенной деятельности, обеспечения независимости уплаты таможенных пошлин и налогов, электронной связи с внешнеторговыми партнерами и создания конкурентных преимуществ для добросовестных участников и уполномоченных экономических операторов. Для облегчения сотрудничества таможни с участниками мировой торговли необходимо совершенство таможенных услуг, реализацией которых должна заниматься таможенная служба. Контроллинг, как современная концепция управления, служит перспективным механизмом, который может решать многие задачи по созданию, применению, изменению и прекращению таможенных услуг. Таможенная служба-это совокупность инструментов, таможенных методов, процедур и технологий. Рассматривая сферу услуг для участников внешней торговли, можно выделить основные элементы: субъект (Федеральная таможенная служба) и объект (участники внешней торговли). Таможенные органы России предоставляют участникам внешнеэкономической деятельности широкий спектр услуг, и перечень таможенных услуг с каждым годом увеличивается [13].
Основными услугами, предоставляемыми участникам внешнеэкономической деятельности, являются:
ведение реестра владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли и т.д.;
предоставление информации о выпуске товара -принять предварительное решение -классификация товара, страна происхождения);
консультации по таможенным вопросам и другие услуги.
Наиболее четкие принципы контроля за таможенными службами изложены в административном регламенте Федеральной миграционной службы. Структура нормативных актов перекликается со структурой контроля. Например, в целях упрощения и автоматизации действий участников внешнеэкономической деятельности были сформулированы административные регламенты по ведению реестров таможенных перевозчиков и предоставлению государственных услуг. В положении указывается на прозрачность и доступность публикуемой информации для субъектов международного бизнеса. Это подтверждается положением, в котором указано, что информацию можно найти в приемной ФМС, а также на официальных сайтах служб и других федеральных ведомств. Работа таможенных органов будет налажена быстро, а регистрация электронных документов может быть осуществлена в течение 1 рабочего дня, что также свидетельствует о технизации и компьютеризации таможенной деятельности. Важной функцией контроля является контроль и координация действий. В этом случае контроль полностью возлагается на таможенные органы и предусматривается юридическая ответственность за неисполнение обязанностей. Таким образом, существенная особенность контроля при оказании таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности заключается в функции и результате решения задачи, автоматизации действий таможенных органов и субъектов международного бизнеса. Важным фактором контроля является необходимость систематизации и использования информации для создания перспективной модели таможенной деятельности. Таможенные услуги содержат в себе часть контроля, который существенно структурирует поведение участников внешнеэкономической деятельности. Предпосылки для создания целого департамента контрольных служб могут повлиять на деловую и эффективную коммуникацию между участниками внешнеэкономической деятельности и российскими таможенными органами [11].
Контроллинг за таможенным законодательством является комплексом мер, включая специальные таможенные проверки, которые уполномоченные осуществляют сотрудники таможенных органов, с тем, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства и государств-членов ЕАЭС в сфере таможенного порядка. Сотрудниками таможни проводится процедура проверки в строго указанном порядке для фиксации и проверки передвижения товаров по границе. При этом меры таможенного регулирования строго контролируется. К ним относят ограничения по экспорту и импорту определенных товаров в Российскую Федерацию, направленные на выполнение обязательств международного характера и обеспечение защиты экономики на внутреннем рынке страны. Нетарифная регулировка внешней коммерции может быть выражена в установлении квоты, минимальной стоимости, лицензировании, сертификации [21, с.63].
Комбинированный таможенный контроллинг при экспорте товаров начинается с принятия таможенных документов, при импорте – с момента пересечения грузового и транспортного средства границы Российской Федерации. Перечень мероприятий, выполняемых таможенными органами, включает кадровую, юридическую, техническую, экономическую или организационную процедуру. С помощью них сотрудники достигают желаемого результата в процессе выполнения правоприменительных, административных и хозяйственных действий [10].
В России много лет изучается таможенный контроль по экспорту и импорту. Он широко применяется в специальной литературе, в частности в научных материалах, где рассматриваются вопросы теории, практики, общей методологии. В ходе исследования проблемы отмечаются противоречия между острой необходимости постоянно совершенствовать форму контроля, а также подчиняться методам, посредством которых осуществляется контрольная деятельность. Другой трудностью является неизбежная глобализация различных общественных сфер. Россия развиваться не может без тесного взаимодействия с другими странами. Для этого взаимодействия предусмотрено участие РФ в бизнес-ассоциациях и в международных сообществах. Таможенный контроль по Таможенному кодексу ЕАЭС проводится в виде единой процедуры [9]. В Кодексе установлены порядки и условия перевозки товаров по таможенным границам Экономического Союза и прибытие товаров на территорию Экономического Союза или выезд с них. Это меры регламентируют хранение, временное хранение, таможенные оформления, декларации, выдачи, уплаты обязательного и специального платежа, в том числе компенсационных и иных сборов. Также в ТК ЕАЭС даны подробные инструкции по порядку выполнения таможенных проверок, а также взаимодействия таможенных органов. Таможенный контроль отличается от иных видов потому, что он выполняется исключительно в интересах государства и граждан, исключительно в органах таможенной службы, в строго установленном законом порядке [12].
Внешнеэкономический контроллинг предполагает регулирование экономической деятельности в рамках принципа равноправия компаний, занимающихся экспортными и импортными операциями. Обязательными факторами являются прозрачность заключения международных договоров внешнеторговой торговли, четкая и понятная процедура осуществления таможенной операции. Контрольные мероприятия не могут быть осуществлены без использования современной информационной техники, такой как системы менеджмента рисков [8].
При таможенном контроллингедолжностные лица таможенного органа имеют право:
требовать и получить от проверяемого лица документы коммерческого, транспортного перевозочного характера, бухгалтерских и отчетных документов и другую информацию, включая электронные носители, касающиеся проверяемых товаров, включая данные о ходе дальнейших операций Проверяемого лица по этим товарам;
требовать, чтобы проверяемый представил отчеты по статье 18 ТК ЕАЭС, копии документов, и иную информацию по сделкам и операциям, которые проводятся в отношении таких товаров;
запрашивать государственные органы государств-участников и получить от них данные и документы, необходимые таможенному досмотру, включая составляющие торговые, банковские, налоговые и другие тайны, охраняемые законом;
направлять запрос организациям, госорганам и другим организациям государств, членов и не членов Союза по вопросам таможенного контроля;
назначить экспертизу;
ТК ЕАЭС выделяет отдельно право должностным лицам таможенного органа запрашивать данные о ходе дальнейших операций проверяемого лицом в отношении товара, что дает возможность получить полное представление для проверки соответствия международным договорам и актам таможенной регулировки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Акматалиева, А. С. Таможенная статистика [Текст]: учебное пособие для вузов / А. С. Акматалиева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 306 с.
3. Бойцова, И. С. Таможенная процедура таможенного транзита, особенности таможенных операций при ее совершении [Текст]: учебное пособие для вузов / И. С. Бойцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 135 с.
4. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
5. Гашимов, М. И. Проблемы и перспективы развития системы таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / М. И. Гашимов // Молодой ученый. – 2022. – № 15 (410). – С. 251-253.
6. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
7. Зайцев, Н. И. Основы расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. И. Зайцев, Х. Х. Рамалданов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 115 с.
8. Ишкарина, А. Р. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики [Текст] / А. Р. Ишкарина // Молодой ученый. — 2020. – № 45 (335). – С. 315-317.
9. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
10. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела [Текст] / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 223 с.
11. Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов [Текст] / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
12. Куракин, В. С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации [Текст] / В. С. Куракин // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 332-335.
13. Лузина, Т. В. Организация делопроизводства в таможенных органах [Текст] / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 273 с.
14. Новикова, С. А. Таможенное дело [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
15. Староверова, К. О. Управление персоналом в таможенных органах [Текст]: учебник и практикум для вузов / К. О. Староверова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 240 с.
16. Таможенный контроль товаров и транспортных средств [Текст]: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 158 с.
17. Чайка, Ю. А. Исследование теоретических основ таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / Ю. А. Чайка // Молодой ученый. – 2021. – № 16 (358). – С. 365-368.
18. Шашкина, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров [Текст]: практ. пособие / А. Н. Шашкина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 130 с.
19. Шестакова, А. В. Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля [Текст] / А. В. Шестакова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 15 (410). – с. 33-36.