Фрагмент для ознакомления
2
Одним из значимых факторов успеха в этом деле является эффективный маркетинг, построенных на грамотно организованных и проведенных маркетинговых исследованиях – систематическом сборе, документировании и анализе данных по различным аспектам маркетинговой деятельности. Методологический аппарат маркетинговых исследований весьма широк.
Маркетинговое исследование ‒ это форма бизнес-исследования, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в экономике, которую диктует рынок. И действительно, потребитель ‒ это одна из наиболее важных движущих сил рынка. Именно он, приобретая продукцию или услугу, обеспечивает доход компании. Поэтому маркетинговое исследование потребителей является одним из самых актуальных направлений [3].
Маркетинговое исследование потребителей представляет собой исследование их установок, мотивов, образа жизни, алгоритмов принятия решения в зависимости от личных качеств, характера работы, возраста, различий в потребностях и социальном положении. Такие исследования проводятся предприятиями для разработки стратегии продвижения новых товаров и услуг на рынке, а также для создания методики стимулирования продаж уже существующих.
Целями маркетинговых исследований являются [38]:
Поисковая – собрать информацию, чтобы предварительно оценить проблему и структурировать ее;
Описательная – описать выбранные объекты исследования, явления и факторы, которые оказывают влияние на их состояние;
Каузальная – проверить гипотезу о существовании причинно-следственной связи между какими-либо явлениями;
Тестовая – отобрать перспективные варианты или оценить правильность принятых управленческих решений;
Прогнозная – спрогнозировать состояния исследуемого объекта в будущем.
Специфика маркетингового исследования, которая отличает его от сбора и анализа внешней и внутренней текущей информации, состоит в том, что целевая направленность маркетингового исследования – это стремление решить конкретную, определенную проблему или комплекс проблем маркетинга.
Каждое предприятие самостоятельно устанавливает тематику и объем проводимых маркетинговых исследований, опираясь на имеющиеся у нее возможности и потребности в маркетинговой информации, в связи с чем виды маркетинговых исследований могут быть самыми разными.
С помощью маркетингового исследования решаются следующие задачи [17]:
определение доли и объема рынка конкретных товаров и услуг;
выявление особенностей потребительского поведения;
выявление уровня удовлетворенности покупателей определенными товарами и услугами;
выявление потребительских предпочтений в отношении определенных брендов;
составление портрета среднестатистического потребителя той или иной услуги или товара.
Таким образом, изучение покупательского поведения ‒ один из самых востребованных видов маркетинговых исследований. Получая информацию о потребностях, психологических реакциях потребителя, можно составить портрет целевой аудитории [11].
Так компания может ответить на вопросы о потребностях и ожиданиях целевой аудитории, ее финансовых возможностях, намерениях (сколько покупатели готовы потратить на услугу или товар) и понять, как ей удовлетворить потребности своих клиентов качественнее конкурентов. Исследование также дает информацию для разработки стратегии развития компании, направленной на рост покупательской активности [10].
Моделированием поведения потребителей называют логическое построение его действий, нацеленных на удовлетворение собственных потребностей. Действия потребителей значительно отличаются друг от друга в зависимости от потребностей и целей покупок, характера спроса, мотивации поведения и т.д.
Таким образом, цели маркетинговых исследований многочисленны, и они эффективны для бизнеса, которые хочет исследовать своих потребителей и причины изменения продаж своих товаров и услуг.
1.2 Методы маркетинговых исследований
В первую очередь методы маркетинговых исследований подразделяют на сбор первичных и вторичных данных (см. рисунок 1).
Первичная информация собирается для работы с конкретной задачей и согласно избранной методике. Первичные данные имеют свою структуру и могут быть проведены по следующим методикам: количественные, качественные и смешанные [18]. В каждом отдельном случае инструменты маркетинговых исследований будут разниться, поскольку преследуются различные цели.
Качественные методы предполагают получение информации о поведенческих мотивах, количественные – получение количественных данных, смешанные объединяют оба направления.
Рисунок 1 – Методы маркетинговых исследований [38]
Примером качественных методов является наблюдение – это наиболее простой из перечисленных методов, однако он обычно дает результаты наименее удовлетворительные. Его сущность заключается в наблюдении за процессами, которые связаны с исследуемым фактором [20]. К примеру, это измерение потока клиентов в заведении, что в дальнейшем служит фундаментом для определения принципов планировки торгового помещения.
Наблюдение осуществляют за счет целенаправленного, организованного восприятия с последующим фиксированием полученной информации.
Объекты наблюдения в маркетинге – это люди или группы людей, организации, их конкуренты, рынок или отдельные его системы и состояния. В различных ситуациях для маркетингового исследования необходимы различные виды наблюдения [12]. Рассмотрим их подробнее.
Исходя из того, каков регистрируемый объект, наблюдение может быть полное (когда регистрируют все возможные проявления) и выборочное (регистрируют лишь заранее выбранные явления, параметры и состояния).
Также наблюдения могут быть полевые (когда их проводят в естественных условиях) и лабораторные (их осуществляют в условиях, искусственно созданных).
Наблюдения могут быть структурированные (систематичные) и неструктурированные (несистематичные). Структурированное наблюдение проводят согласно четкому плану, а неструктурированное наблюдение дает лишь общее впечатление о видах и проявлениях изучаемого объекта.
По способу регистрации информации могут быть аудио-наблюдения, видеонаблюдения или наблюдение человеком.
В зависимости от того, насколько осведомлены респонденты, наблюдения могут быть открытые (когда респонденты в курсе о том, что за ними наблюдают) и скрытые (когда респонденты не знают о наблюдении) [12].
Также, помимо описанных выше, есть и многие иные классификации маркетинговых наблюдений.
В заключение можно сказать, что техника наблюдения в существенной степени обуславливается уровнем подготовленности, профессиональной квалификацией и объективностью наблюдателя. Также ее ограничивает необходимость соблюдать секретность для того, чтобы на закономерностях поведения наблюдаемых не отразилось их осознание того, что они подвергаются исследованию. К тому же, внешнее поведение нечасто проливает свет на внутренние мотивы поведения потребителей и их процессы принятия решений, а именно они часто являются объектом изучения маркетологов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев А.А. Разработка коммуникационной стратегии компании: методология и инструменты // Управленческий учет. 2022. № 8-1. С. 13-19.
2. Алексенко Е.В., Бондаренко Н.С. Анализ основных моделей процесса рекламного воздействия на потребителей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ‒ 2018. ‒ №10-2.
3. Амирова Д.Р., Запорожец О.И. Маркетинг в социальных сетях // E-Scio. ‒ 2019. ‒ №4(31).
4. Арокина В.И. Социальные сети ‒ инструмент маркетинга // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2021. ‒ №2-1.
5. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Выбор потребителя в контексте поведенческой экономики Ричарда Талера // Финансовый журнал. ‒ 2018. ‒ №2(42).
6. Барьеры маркетинговых коммуникаций и пути их преодоления / Шемчук М.А., Комарчева О.С., Шадрин В.Г. // Техника и технология пищевых производств. 2023. Т. 53. № 2. С. 294-308.
7. Боднарчук П.С., Чернышева А.М. Реклама в блогах и социальных сетях // Скиф. ‒ 2020. ‒ №12(52).
8. Бондарева А.В. Управление маркетингом в работе компаний малого и среднего бизнеса // В сборнике: актуальные проблемы и достижения региональных экономических систем. сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2020. С. 23-25.
9. Бутковская Г.В., Статкус А.В. Цифровой маркетинг: поведение потребителей // Вестник ГУУ. ‒ 2019. ‒ №5.
10. Власенко О.И. Психология маркетинга в SMM-менеджменте // Digital. ‒ 2020. ‒ №1.
11. Воловская Н.М., Идрисова А.И. Факторы, влияющие на поведение потребителей // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2020. ‒ №4-1.
12. Гаврикова М.А. Социальные сети как инструмент продвижения бренда // Достижения науки и образования. ‒ 2020. ‒ №18(72).
13. Гончаров И.Л., Горелова О.А. Психология потребительского выбора и его влияние на ценообразование в условиях рынка // Вестник ГУУ. ‒ 2020. ‒ №8.
14. Долженко И.Б. Влияние цифрового маркетинга на поведение потребителей // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2021. ‒ №10-1.
15. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 304 с.
16. Иванченко О.В., Барауля Е.В. Веб-аналитика в формировании исследовательской информационно-коммуникационной инфраструктуры маркетинга отношений // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2020. № 1 (69). С. 100-106.
17. Иващенко Т.И. Исследование рынка информационно-коммуникационных технологий / Хабаровск, 2021.
18. Интернет-маркетинг: учебник для вузов; под общ. ред. О.Н. Жильцовой. ‒ М.: Юрайт, 2022. ‒ 301 с.
19. Калужский, М.Л. Практический маркетинг: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 185 с.
20. Киргизова Н.П. Маркетинговые исследования рынка сбыта продукции // StudNet. – 2021. – №9.
21. Кондратьев Д.А. PR-деятельность как активный инструмент маркетинга // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2019. ‒ №3-1.
22. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. ‒ 5-е изд. ‒ М: Вильямс, 2016. ‒ 752 с.
23. Красноставская Н.В. Послепокупочный диссонанс при совершении импульсных покупок товаров в интернете // Научные междисциплинарные исследования. ‒ 2020. ‒ №8-1.
24. Куликова Е.С. Контент как один из инструментов цифрового маркетинга // Московский экономический журнал. ‒ 2020. ‒ №7.
25. Леонов В.А. Сущность и разновидности маркетинговых исследований // Символ науки. – 2021. – №3.
26. Литвинова Е.Ю. Роль маркетинговых исследований в деятельности предприятий туризма и гостеприимства // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2023. – №1-2.
27. Лужнова Н.В., Усанова Е.А. Роль социальных сетей в интернет-маркетинге // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2020. ‒ №3-1.
28. Лыу Т.Х., Тростинская И.Р. Современные тенденции коммуникационных технологий российских компаний при выходе на зарубежный рынок // В сборнике: Технологии PR и рекламы в современном обществе. материалы XIV Всероссийской научно- практической конференции. 2019. С. 205-210.
29. Маркетинговые исследования в формировании современного образа бренда на рынке В2В / Серова О.Ф., Урсул В.В., Ларионова Е.А., Тимофеева Т.С., Полусмакова Н.С. / Волгоград, 2020.
30. Маркетинговые исследования: краткий обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sarmont.by/blog/marketing-research-obzor/#:~:text=маркетинговые%20исследования%20—%20это,д. (дата обращения: 08.04.2024).
31. Маханьковская А.Е. Исследование удовлетворенности потребителей: состояние, проблемы, рекомендации по совершенствованию // Вестник науки. – 2021. – №10(43).
32. Наумов В.Н. Поведение потребителей: учебник. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: ИНФРА-М, 2020. ‒ 345 с.
33. Полэр А.А., Орехова Л.Г. Контент-стратегия в социальной сети Instagram: коммуникативный аспект // Academy. ‒ 2019. ‒ №12(51).
34. Популярные соцсети в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://synergy.ru/akademiya/management/populyarnyie_soczseti_v_rossii (дата обращения: 08.04.2024).
35. Приймак В.В. Перспективные методы продвижения бренда в социальных сетях на современном этапе // Скиф. ‒ 2020. ‒ №11(51).
36. Применение методов оценки коммуникативной эффективности веб-сайта организации в маркетинговом исследовании / Изакова Н.Б., Капустина Л.М., Сон В.С. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 12. № 3. С. 89-94.
37. Прихошко Н.В. Позиционирование уникального торгового предложения отелей через социальные сети // Материалы Афанасьевских чтений. ‒ 2019. ‒ №3(28).
38. Продвижение B2B в соцсетях [Электронный ресурс] / Pressfeed. ‒ Режим доступа: https://news.pressfeed.ru/prodvigenie-b2b-v-soccetyax (дата обращения: 08.04.2024).
39. Разработка маркетинговых рекомендаций для совершенствования коммуникационной стратегии торгового центра / Бекшокова П.А., Мухтарова Г.М., Бекшокова А.К. // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10 (159). С. 718-721.
40. Рязанова Г.Н. Управление поведением потребителя в организации метамодерна // Вестник ГУУ. ‒ 2020. ‒ №11.
41. Сахбиева А.И. Особенности поведения потребителей в условиях цифровой экономики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. ‒ 2021. ‒ №3.
42. Татаринов К.А., Зверев А.Ф. Психологические инструменты манипуляции поведением потребителя // АНИ: педагогика и психология. ‒ 2020. ‒ №3(32).
43. Токмянина У.О. Анализ маркетинговых коммуникаций на рынке винтажных товаров премиум класса Санкт-Петербурга // В сборнике: Технологии PR и рекламы в современном обществе. Инженеры смыслов будущего десятилетия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 259-263.
44. Тюрин Д.В., Волкова А.О. Особенности поведения потребителей в интернет-шопинге // Практический маркетинг. ‒ 2021. ‒ №3.
45. Филипов Ю.С. Копирайтинг как один из самых популярных видов интернет-маркетинга // Скиф. ‒ 2021. ‒ №1(53).
46. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 376 с.
47. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 159 с.
48. Шадрин В.Г. Трансформация технологий маркетинга в цифровой среде // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. ‒ 2020. ‒ №2(16).
49. Шевченко Д.А. Цифровой маркетинг: обзор каналов и инструментов // Практический маркетинг. ‒ 2019. ‒ №10(272).
50. Шендо М.В., Свиридова Е.В. Маркетинговые инструменты манипуляции потребительским сознанием // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. ‒ 2018. ‒ №3.
51. CMO Survey: Marketers turn to digital, social to retain customers Report [Electronic resource]. ‒ URL: https://www.fuqua.duke.edu/duke-fuqua-insights/cmo-survey-marketers-turn-digital-social-retain-customers (date of treatment: 08.04.2024).
52. 5 Statistics that Will Change Your View of the B2B Buyer’s Journey [Electronic resource] / International Data Group. ‒ URL: https://www.idg.com/5-statistics-will-change-view-b2b-buyers-journey (date of treatment: 08.04.2024).