Фрагмент для ознакомления
2
Государство – это общественный продукт, весьма сложный социальный организм . Благодаря государству общественная жизнь приобретает упорядоченность. Однако государство неспособно обеспечить общественную стабильность, если оно не обладает государственной властью. То есть, государственная власть – это залог равновесия общества, баланса между общественным и частным интересом. Кроме того, государство в идеале обеспечивает развитие гражданских институтов, формирование гражданского общества. Нельзя не согласиться с тем, что государство выступает в качестве особой структурной организации. Если мы будем анализировать государство в качестве особой властной политической организации, территориальной организации, то тут же мы должны обратить внимание на иные черты, отличающие государство .
В частности, речь идет о том, что государство обладает монополией на реализацию принудительной власти в отношении общества. У других организаций такое право отсутствует. Кроме того, важно обратить внимание на суверенитет государства. Государственная власть верховна, независима. Государство осуществляет как внешнюю, так и внутреннюю политику от лица общества. Также именно государство издает общеобязательные законы, в демократическом правовом государстве эти законы обязательны абсолютно для всех. К сожалению, на практике это положение реализуется далеко не всегда.
Как уже отмечалось ранее, государство взимает налоги, сборы с населения. Эти налоги идут в государственную казну, чтобы затем выполнять функцию поддержки государственного аппарата.
Являясь на протяжении всей истории человечества основным явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики разных стран, государство в качестве института или организации всегда сохраняло отличия от иных, как догосударственных, так и негосударственных институтов и организаций за счет своих специфических признаков. Их выявление и изучение позволяет более глубоко и многоаспектно изучить не только прошлое, но и настоящее нашей страны и других стран.
Современное определение государства базируется на том, что государство имеет определенные принципы. Прежде всего, здесь речь идет о наличии у государства публичной (политической) власти. Власть как система отношений подчинения одних людей другим существовала и в догосударственном обществе, однако она представляла собой непосредственно общественную власть, её источником являлось соответствующее общество (род, племя и т.д.), само общество её использовало и обеспечивало. Властные функции по управлению делами рода, племени или союза племен осуществлялись в рамках первобытно-общинного строя, их выполняли не выделяющиеся из общества и не ставящие себя над ним люди, а самые занятые производительным трудом взрослые члены данного общества .
Далее следует выделить те черты, которые в целом присущи публичной государственной власти.
Во-первых, эта власть пребывает как бы над обществом, но все же, это не означает, что она не должна обеспечивать интересы людей. В правовом государстве такой баланс тщательно соблюдается.
Во-вторых, в государстве существует определенный класс чиновников, управленцев, которые реализуют эти властные функции. Они состоят на государственной службе. В разных странах закреплен порядок получения государственных должностей.
Также нельзя не отметить, что государственная власть осуществляется государственными органами. Чтобы реализовать эту власть, государство использует разного рода ресурсы. Среди этих ресурсов особенно важны экономические и социальные. Для государственной власти важен авторитет. Безусловно, на реализацию государственной власти влияют принятые в конкретном государстве управленческие технологии, уровень правового сознания общества. Наконец, важна и политическая культура.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, почему государство нуждается в аппарате принуждения. Этот аппарат принуждения непосредственно поддерживает правовой баланс в обществе, обеспечивает реализацию права, законности. И здесь еще раз важно сказать о взаимозависимости государства и права. Взаимовлияние права и государства имеет глубокий базис. Государство не может существовать без права, точно так же право не существует вне государства. Даже в тех государствах, где существует тоталитарный режим, так или иначе реализуются требования права. В каждом государстве устанавливается определенный правопорядок, используются те или иные правовые формы. Взаимодействие этих явлений является многогранным и постоянным. Государство принимает активное участие в правотворческой деятельности, занимается объективацией волеизъявления народа или его большинства в правовых актах, осуществлением правоприменительной деятельности, в необходимых случаях обеспечением реализации права посредством государственного принуждения .
Право выполняет функцию юридического оформления государства, закрепления системы государственных органов, их компетенции, установлением предела осуществления власти государства, обеспечения права и свободы граждан, т.е. придания государству и его деятельности легитимного характера. Государственный суверенитет – это политико-правовой признак государства, выражающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает, что:
1. её властная сила универсальна и относится ко всему населению, всем организациям и учреждениям, политическим партиям и общественным объединениям;
2. её властные полномочия уникальны, благодаря чему у органов государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;
3. государственная власть обладает такими средствами воздействия, которых нет ни у какой другой власти.
Среди основных признаков государства выделим так же разделение населения по территориальным единицам. Государство обладает строго локализованной территорией, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, становится подданными (монархия) или гражданами (республика) государства.
Государство защищает граждан государства, проживающих на его территории и вне ее, а также защищает и саму территорию государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают, что её нельзя насильственно расчленить или захватить, отторгнуть её часть. Подобные акты, кто бы ни являлся их источником, возможно квалифицировать в качестве актов прямой агрессии. Каждое государство имеет право и обязано защищать свою территорию и своих граждан, которые проживают на его территории. С территориальной организацией населения связано не только появление государства, но начало формирования отдельных стран. А потому с этих позиций возможно говорить о совпадении понятий «государство» и «страна».
Основной признак государства – это также займы и налоги. Государство само по себе не производит материальные блага, соответственно, чтобы содержать государственный аппарат и поддерживать социальные функции, государством устанавливаются налоги, подати, пошлины и иные денежные сборы. Первоначально они служили для содержания армии, полиции и других принудительных органов, а также государственного аппарата. Позднее их стали использовать для реализации осуществляемых государством образовательных, медицинских, культурных, воспитательных и иных программ.
Вся история развития государства связана с особенно важным значением для него налогов. Они всегда выступали в качестве важного источника пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, которые государство устанавливает и взимает с граждан и юридических лиц. Те установления, которые имеют отношение к видам и порядку взимания налогов, находили свое отражение в законах и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление сохраняется и в настоящее время. В большинстве современных государств имеет место целая серия законов, которая в целом составляет налоговое право. Уплату налогов нередко возможно рассматривать в качестве конституционного долга или конституционной обязанности граждан.
Кроме названных основных признаков каждое государство имеет свои символы, памятные даты, атрибуты. Каждое государство обладает своим гимном, флагом, установившимися правилами официального поведения, традициями, формами обращения людей друг к другу и приветствиями. Они, как правило, кратки, экспрессивны и легко произносимы. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они дают возможность проведения достаточно четкой грани между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями – с другой .
В современных развитых странах государство постепенно начинает выступать в качестве механизма преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а за счет того, что достигается общественный компромисс. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с потребностями и интересами общесоциального характера, что является основой разумного сотрудничества различных, в том числе противоречивых, сил.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//СПС Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ//СПС Консультант Плюс
Научная и учебная литература
3. Антонов М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов [Электронный ресурс]. М. : Издательство Юрайт, 2018. 497 с.
4. Бялт В. С. Правоведение : учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. URL: https://urait.ru/bcode/453269 (дата обращения 08.04.2024)
5. Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. №3. С. 435-437.
6. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. М.: Территория будущего, 2006.
7. Величко А.М. Церковь, власть и политика // Православная государственность: 12 писем об Империи. СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), 2003.
8. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов . Москва : Издательство Юрайт, 2024. URL: https://urait.ru/bcode/541391 (дата обращения: 08.04.2024).
9. Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. 2016. №3. С. 688-690.
10. Муромцев Г.И. Мусульманское право в контексте правогенеза. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-v-kontekste-pravogeneza?ysclid=lufjos1o3f887893894 (дата обращения 08.04.2024)
11. Мухаев Р. Т. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. М. : Издательство Юрайт, 2022. URL: https://urait.ru/bcode/508827 (дата обращения 08.04.2024)
12. Небратенко Г.Г. Доктрина правовой семьи традиционного обычного права: современное состояние и перспективы модернизации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-pravovoy-semi-traditsionnogo-obychnogo-prava-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-modernizatsii (дата обращения 08.04.2024)
13. Основы государства и права : учебное пособие для вузов / С. А. Комаров [и др.] ; под общей редакцией С. А. Комарова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 677 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16841-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539044 (дата обращения: 08.04.2024).
14. Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 4-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] М. : Издательство Юрайт, 2021. 516 с.
15. Правоведение : учебник для вузов / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. М. : Издательство Юрайт, 2024. URL: https://urait.ru/bcode/534595 (дата обращения: 08.04.2024).
16. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 341 с.
17. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. М. : Издательство Юрайт, 2024. 455 с.