Фрагмент для ознакомления
2
В России происходит строительство гражданско-правового общества, сопровождаемое множеством изменений в социальной и правовой сферах. Несмотря на позитивные внешние тенденции, анализ уровня преступности указывает на сохранение высокого числа зарегистрированных преступлений.
Для эффективной борьбы с преступностью необходимо комплексное использование государственной власти и специализированных средств и методов. Одним из путей улучшения работы правоохранительных органов является целенаправленное применение современной техники для получения оперативной информации и проведения криминалистических исследований. Что способствует предотвращению и разоблачению преступлений, а также оперативному реагированию на них, поиску преступников и пропавших без вести лиц, а также выявлению террористических актов [14].
Согласно многочисленным отчетам СМИ, правоохранительные органы обладают обширным арсеналом специализированной техники, который широко применяется и демонстрирует высокую эффективность. В настоящее время применение такой техники позволяет раскрывать более 75% преступлений, совершенных в скрытых условиях. Однако это относительно новое явление, поскольку шестьдесят лет назад такой техники не существовало, и понятие «специальные технические средства» было не распространено.
На ранних этапах технического оснащения органов внутренних дел применялась техника, предназначенная для решения специфических задач в различных областях, таких как наука, медицина, промышленность, а также в сфере обороны и безопасности. Примером такой техники может служить прибор ОЛД, предназначенный для диагностики с использованием люминесцентных методов исследования. Тем не менее, он успешно применялся в правоохранительных органах для обнаружения следов, оставленных люминесцирующими веществами.
Из-за аналогичности ситуаций, связанных с использованием технических средств на ранних этапах формирования технической базы правоохранительных органов, термин «специальные» было затруднительно применять к этим средствам. В дальнейшем развитии этих средств, используемых правоохранительными органами, они подвергались усовершенствованию и модификации с учетом их специфики применения. Изменения привели к тому, что такие технические средства приобрели специализированные функциональные возможности и получили право на называться «специальными» [14].
Механизмы, машины, устройства, приборы и вещества, используемые в правоохранительных органах, объединяются термином «техника», который обозначает «совокупность средств, созданных для обеспечения процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества». В зависимости от области применения, тактики использования и других характеристик, технические средства могут быть разделены на следующие категории:
специализированная техника общего назначения, используемая в различных сферах деятельности;
экспертно-криминалистическая техника, применяемая преимущественно в уголовном процессе для сбора и исследования доказательств;
технические средства оперативного и розыскного назначения, используемые для скрытых операций в разведывательной и поисковой деятельности.
Следует отметить, что появление технических средств в правоохранительных органах было обусловлено историческими обстоятельствами и имело свой уникальный путь развития.
В период 1960-х годов в Советском Союзе наблюдалась сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся значительным увеличением числа совершаемых преступлений практически по всем категориям. Особенно остро возрастала преступность в категории особо тяжких преступлений, где зафиксирован рост более чем на 30 процентов. Этот тренд был результатом реформ, проводимых под руководством Н. С. Хрущёва, в ходе которых Министерство внутренних дел СССР было ликвидировано. Власти стремились к построению общества без классов, свободного от преступности, что привело к ограничению полномочий правоохранительных органов в соответствии с этой идеологией. Важно отметить, что уровень образования сотрудников правоохранительных органов оставался низким: в некоторых структурах до половины сотрудников не имели даже среднего образования [9].
К 1966 году только 9 процентов начального состава милиции обладали высшим юридическим образованием, а лишь 11,7 процента рядового состава имели среднее образование. Заработная плата милиционера в то время была одной из самых низких в стране, что делало службу в милиции мало привлекательной для квалифицированных кадров. Сентябрь 1966 года стал переломным для правоохранительных органов страны, когда Николай Анисимович Щёлоков был назначен министром внутренних дел СССР. Он занимал этот пост с 1966 по 1982 годы.
Реформы в МВД СССР, начатые Н. А. Щёлоковым, были нацелены прежде всего на улучшение материального положения сотрудников милиции: значительное повышение заработной платы и введение на тот момент высоких социальных гарантий. Важным аспектом для Щёлокова было также увеличение престижа милиции и восстановление доверия общества к ней. Для достижения этой цели необходимыми были профессиональные и образованные кадры.
Под его руководством в МВД СССР была основана Московская академия МВД СССР и семнадцать высших учебных заведений. Проблема профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников милиции была решена. Н. А. Щёлоков активно внедрял «научный подход» в работу милиции, в том числе создавая дежурные части, что повышало оперативность их реагирования на преступления. Он также изучал и внедрял положительный опыт правоохранительных органов других стран. Уже в 1968 году была запущена инициатива Н. А. Щёлокова по созданию прототипа современного информационного центра в МВД СССР с использованием ЭВМ [9].
Известный специалист в области теории оперативно-розыскной деятельности, доктор юридических наук Владимир Овчинский, высоко оценивал деятельность Н. А. Щёлокова на посту министра МВД СССР, отмечая, что тот постоянно уделял внимание вопросам технического обеспечения сотрудников МВД, используя лучшие научные и практические достижения как в стране, так и за рубежом.
Процесс активного оснащения МВД СССР техническими средствами начался в 1960-х годах, в этот период формировался арсенал технических средств, которые впоследствии получили название «специальные технические средства». Понятие «специальная техника» стало широко использоваться в начале 1960-х годов. Что было связано с тем, что термины «криминалистическая техника» и «оперативная техника», применявшиеся ранее в нормативных и юридических документах, перестали полностью охватывать разнообразие технических устройств, применяемых правоохранительными органами для решения различных задач. Требовалось новое, более точное и обширное определение.
В 1963 году профессор Д. В. Гребельский впервые ввел в обиход термин «специальная техника». По его трактовке, этот термин охватывает все технические устройства и средства, применяемые правоохранительными органами для предотвращения и раскрытия преступлений, поиска скрывшихся преступников, а также обеспечения режима содержания заключенных и их охраны. Вместе с Д.В. Гребельским термины «специальная техника» и «специальные технические средства» были использованы и исследованы другими учеными, такими как П.П. Артеменко, В.И. Декшне, Н.И. Журавленко, С.В. Игнатов, Ю.Е. Смагин, Е.Ф. Толмачев и другие. Термин был включен в два учебника и представлен как результат коллективной работы ученых.
Однако до сих пор нет единого мнения среди ученых о том, что именно подразумевается под «специальной техникой» и «специальными техническими средствами». Следует отметить, что в ряде действующих нормативных актов, например в Федеральном законе от 12 августа 1995 года № 44-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», используется термин «специальные технические средства», который до сих пор не имеет четкого определения на законодательном уровне. Неопределенность или нечеткое определение терминов создает ситуацию, когда под одним термином может пониматься разное содержание, или наоборот [10].
Данный факт приводит к тому, что граждане обращаются в различные судебные инстанции, включая Конституционный Суд Российской Федерации, с жалобами на действия органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. В 70% случаев эти жалобы касаются конституционности норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», особенно в части проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных технических средств.
Другие жалобы связаны с отсутствием четкого определения понятия специальных технических средств в законодательстве, особенно в контексте их использования для негласного сбора информации, а также с неясностью признаков и критериев, разделяющих их от обычных технических средств, допустимых к использованию. С точки зрения заявителей жалоб, отсутствие четкого определения предоставляет правоохранительным органам необоснованно широкие полномочия для толкования закона, что позволяет отнести любое техническое устройство для сбора, передачи и регистрации информации к инструментам преступления.
Таким образом, начиная с периода активного оснащения правоохранительных органов в 1960-е годы, термин «специальная техника» вошел в научный и практический оборот, представляя собой совокупность технических средств и устройств, используемых для предотвращения и раскрытия преступлений, розыска преступников и обеспечения безопасности. Однако, несмотря на наличие различных трактовок данного понятия и его применение в нормативно-правовых актах, до настоящего времени отсутствует единое мнение среди ученых и правоприменителей относительно четкого определения технических средств, их признаков и критериев отграничения от обычных технических устройств.
1.2 Характеристика технических средств оперативно-служебной деятельности
В некоторых юридических документах рассматривается использование специализированной техники наряду с оперативными и криминалистическими методами. Однако такой подход считается несостоятельным, поскольку оперативная и криминалистическая техника включаются в понятие «специализированная техника», которое шире охватывает все технические средства, используемые правоохранительными органами [5].
Проведенный анализ употребления терминов «специализированная техника», «специализированные технические средства», а также других определений, таких как «специальное оборудование, инструменты», позволяет сделать вывод, что в нормативно-правовых актах правоохранительных органов эти термины не определены, и под ними может пониматься любое техническое оборудование. Анализ научной и учебной литературы свидетельствует о том, что такой подход является основой для подавляющего большинства существующих определений специализированной техники.
Технические средства, используемые правоохранительными органами для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также для поддержки повседневной деятельности, включают в себя устройства, системы, приспособления и материалы, а также тактико-технические приемы, объединенные под термином «специальная техника правоохранительных органов».
В последние десятилетия отмечается рост использования научных и технических достижений в правоохранительной сфере, что привело к увеличению технического обеспечения этих органов. В результате возникли самостоятельные группы технических средств, ориентированные на различные аспекты деятельности правоохранительных органов (следственная, оперативно-розыскная, административно-правовая, охранная), и объединенные общим термином «специальные технические средства правоохранительных органов» [5].