Фрагмент для ознакомления
2
При проведении анализа определений понятия «туризм», которые существуют на сегодняшний день, можно сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве авторы определяют туризм только с позиции потребителя, т.е. называя туризмом только путешествие, которое предпринимается для реализации определенных целей. Это не верно, потому. Что труизм должен рассматриваться также и с позиции производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, которые располагают ресурсами туристической деятельности. Уместным будет следующее понятие «туризма»: отрасль экономики специфического характера, которая включает в себя деятельность предприятий туристической сферы, предоставляющих туристам комплекс услуг и осуществляющих торговлю туристическими товарами для того, чтобы удовлетворять потребности человека, которые могут возникнуть в период его путешествия или поездки [12].
Туризм – вид путешествий, при котором респондент совершает экскурсии по различным местам в свободное от основной работы время с рекреационными, познавательными, профессиональными, деловыми, спортивными, религиозными и другими целями. Это один из видов активного отдыха, лучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, получить положительные эмоции. Слово «туризм» (tourisme, от тур) в переводе с французского языка означает «прогулка», «поездка», «путешествие». Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, лечит физически, способствует развитию личности. Это позволяет совместить отдых с изучением нового. Туристская поездка предполагает лишь временный выезд человека за пределы его привычной среды, без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания, что исключает из категории туристов лиц, совершающих поездку профессионально или вынужденно (дипломаты и сотрудники консульств, военнослужащие, эмигранты, беженцы, кочевники и др.). Основой развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические).
Специфичность туристической отрасли государственной экономической системы состоит в том, что продуктом данной отрасли является предоставление права на потребление определенных услуг, создаваемых в других отраслях экономики.
На уровне микроэкономики качественные характеристики особенностей туризма определяет специфику предпринимательства в данной области, проявляясь в уникальности взаимодействий субъекта и объекта туристской деятельности основываясь на методы реализации технологий, используемых в туристической деятельности, при этом в качестве объекта туризма рассматривается не товар (как принято в других отраслях), а потребитель товара.
1.2. Государственное регулирование развития туризма
Туризм, представляя собой социально-экономическую подсистему, тесно связан с такими институтами, как «экономика», «экологическая среда». Функционирование туристической системы нельзя представить, если не будет осуществляться взаимодействие с другими отраслями экономики. По этой причине обоснование потребности в государственном регулировании развития туристической отрасли необходимо строить основываясь на результаты исследования современного состояния туристического рынка, анализ роли туризма в экономической системе государства, особенностях потребления туристических услуг и специфических особенностей туризма, как продукта, воздействия, которое туризм оказывает на другие отрасли экономической системы, например, на состояние экологии и социально-культурное развитие государства [15].
По традиции, в туризме принято выделять следующие его экономические функции: производственную, функцию обеспечения занятости и функцию создания дохода. Кроме того, к экономическим функциям туризма можно отнести следующие: функцию сглаживания диспропорций в развитии региона (это особенно актуально на современном этапе) и функцию сглаживания отклонений в платежном балансе. В процессе реализации данных функций происходит определение места туризма в экономической системе государства.
Масштаб и значение туризма говорит о том, что туризм является стратегической отраслью экономики государства, что формирует потребность в осуществлении непосредственного государственного регулирования, с тем, чтобы обеспечивать пропорциональное развитие территориальных и отраслевых комплексов народного хозяйства, обосновывать политику занятости, обеспечивать рост доходов бюджета и управлять состоянием платежного баланса.
Так у сферы туризма существует множество связей с другими отраслями экономики, то порождаются экономические, экологические и социально-культурные эффекты внешнего характера, находящиеся чаще всего вне сферы контроля субъектов туристической деятельности. Основным направлением государственного регулирования развития туризма необходимо считать минимизацию отрицательных и максимизацию положительных последствий воздействий извне [13].
Набор функций и методов реализации государственного политики регулирования туризма, относительно туристической отрасли в конкретизированной форме приводится в табл. 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глобальный этнический Кодекс туризма, принятый Генеральной ассамблеей ООН 21 декабря 2001 года: электронный ресурс https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tourism. pdf.;
2. Хартия туризма, одобрена резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года, электронный ресурс https://docs.cntd.ru/document/901756802;
3. Гаагская декларация, принятая 14 апреля 1989 года на межпарламентской конференции по туризму: электронный ресурс https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1700570169&tld;
4. Манильская декларация по мировому туризму, принятая на всемирной конференции по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г.: электронный ресурс https://kaztour-association.com/wp-content/uploads/2021/09/pdf;
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. С изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.): электронный ресурс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;
6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (в ред. от 01 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
7. Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (12 мая 2008 г.) // СПС Консультант Плюс
8. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2000 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей // СПС Консультант Плюс
9. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // СПС Консультант Плюс
10. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. N 1532 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» // СПС Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
12. Еремкин А.А. Нормативное и правовое регулирование государственной и региональной политики в сфере туризма // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-i-pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennoy-i-regionalnoy-politiki-v-sfere-turizma (дата обращения: 08.04.2024).
13. Журавлева, Ю. А. Особенности правового регулирования туризма в субъектах Российской Федерации / Ю. А. Журавлева, Д. Э. Удалов // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. – 2020. – Т. 17, № 2. – С. 73-80. – EDN SEVUJF.
14. Завьялова С.В. Проблемы гражданско-правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации: монография. Москва: Проспект, 2016. 112 с.
15. Клейман А.А. Совершенствование управления развития инфраструктуры туризма в регионе. // Балтийская академия туризма и предпринимательства, Санкт-Петербург. 2011. С. 44-48
16. Муталиева, А. А. Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации : автореферат на соискание степени кандидата юридических наук / А. А. Муталиева. - Москва, 2012. - 181 c. - Текст : непосредственный.
17. Саченок Л. И. Проблемные аспекты правового регулирования туристической деятельности: направления их решения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-pravovogo-regulirovaniya-turisticheskoy-deyatelnosti-napravleniya-ih-resheniya (дата обращения: 08.04.2024).
18. Саченок Л. И., Змерзлый Б. В. Направления государственно-правового регулирования туристической деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-gosudarstvenno-pravovogo-regulirovaniya-turisticheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.04.2024).
19. Сенин В.В. Организация международного права // Издат. "Финансы и статистика". М. 2018., 400 с.
20. Сирик Н.В. Правовое регулирование туристской деятельности: учебное пособие / Н.В. Сирик, А.С. Кусков. Москва: КНОРУС, 2018. 328 с.
21. Слепцов Анатолий Николаевич, Прокопьев Александр К вопросу государственного регулирования туризма: правовой аспект // Арктика XXI век. Гуманитарные науки . 2021. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-gosudarstvennogo-regulirovaniya-turizma-pravovoy-aspekt (дата обращения: 08.04.2024).
22. Тарчоков С.К., Удалов Д.Э. Правовое регулирование деятельности в сфере туристской индустрии в городе Москве // Научный вестник МГИИТ. 2019. № 5 (61). С. 87-102.
23. Удалов Д.Э. К 20-летию закона о туризме (перспективы правового регулирования туристских отношений) // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 6 (44). С. 38-49
24. Федорова С.В. Туристическая политика в современной экономике. М. 2014. С. 30-48.