Фрагмент для ознакомления
2
Если рассматривать право в русле формального подхода, то право мы можем представить как систему норм. Кроме того, все правовые нормы имеют единую государственную природу. Именно правовая норма есть базовый фундаментальный элемент права как системы.
Кроме того, следует отметить, что норма права является образцом, моделью определенных отношений в общества. И эта модель, конечно же, устанавливается и охраняется государством. Правовая норма определяет границы допустимого и должного поведения членов общества. Норма права способна также определить степень свободы в тех или иных правоотношениях. Правовая норма предусматривает наличие свободы участников регулируемых отношений в обществе в следующих аспектах:
— в первую очередь, субъект может по собственному усмотрению выбирать – как ему поступать, иными словами, он наделен внутренней свободой,
— также все мы реализуем свои действия во внешней среде, а значит, у нас есть не только внутренняя, но и внешняя свобода .
Здесь следует обратить внимание на признаки, которые являются характеристикой правовой нормы.
1. Государство реализует процессы установления и санкционирования нормы права. Норма права, как уже отмечалось ранее, имеет статус определенной поведенческой модели. Кроме того, норма должна получить закрепление на нормативно-правовом уровне, который признается как официальный.
2. Норма права наделена обязывающим характером, который синтезируется с предоставительным характером правовой нормы.
Например, обратимся к вопросу относительно права собственности. И речь идет о том, что собственник может распорядиться тем имуществом, которым он обладает. А право кредитора состоит в том, чтобы потребовать возврат долга от должника. И таких примеров в правовой сфере достаточно много, на разны уровнях правоотношений.
Также норма права может обязывать совершение или не совершение определенных действий. Человек в обществе не может быть абсолютно свободным, поскольку в противном случае наступит анархия, хаос, правовой беспредел, чего допускать нельзя. Правовая норма сдерживает эти негативные следствия, направляя человека в русло правомерного поведения.
Конечно же, в законодательстве ведущих стран мира закреплено, что у человека есть как права, так и свободы, тем не менее, они не могут быть неограниченными. Более того, если таковы требования государственной и общественной безопасности, то права могут быть ограничены в законодательном порядке .
Итак, реализация прав и свобод человека и гражданина не должна приводить к нарушению прав, свобод других лиц. И государство должно обеспечивать правомерное поведение людей, ограничивая свободу до рамок дозволенного.
Свои права человек может как реализовать, так и не реализовать, поскольку право и обязанность мы отождествлять не можем. Например, граждане могут участвовать в выборах, тем не менее, есть и такие граждане, которые не хотят использовать свое избирательное право. Как безусловное и однозначно определенное следует рассматривать право человека на жизнь. Но известны и случаи, когда люди добровольно отказываются от данного права.
Итак, уверенно заявить, что несмотря на то, что два таких понятия, как право и свобода, являются довольно похожими, зачастую даже сложно провести четкую грань между ними. Но все же присутствуют и некоторые существенные различия, именно поэтому законодателем данные категории разграничены .
Право – это скорее возможность, которая обеспечивается государством. Осуществляя закрепление прав, государство берет на себя обязанность по его реализации, понимая, что человеку это сделать самостоятельно почти невозможно. Что же касается категории свободы, то она отличается большей вариативностью. Право по своей сути имеет большие ограничения. У свободы одни рамки: это рамки относительно свобод других людей, а право еще и в отношении представленных государством вариантов поведения.
Таким образом, норма права имеет предоставительный и обязывающий характер. И эти аспекты не противоречат друг другу.
3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения.
О принуждении следует также сказать особо. Принуждение может использоваться, чтобы бороться с нарушениями, с преступлениями. Тем не менее, это принуждение должно иметь правовой базис. Чтобы общественная жизнь протекала в нормальном режиме, есть необходимость в определенном порядке, урегулированности отношений. Для этого и создаются определенные социальные нормы, определяющие правила поведения. Тем не менее, действенность данных норм зависит от их выполнения всеми членами общества.
Принуждение направлено на то, чтобы поддерживать в обществе и государстве такие важные элементы, как организованность, порядок. Суть принуждения сведена к воздействию, посредством которого человеком выстраивается поведение не согласно собственным желаниям, а в интересах общества и государства. Благодаря принуждению члены общества исполняют собственные обязанности, соблюдают установленные запреты.
В результате появления государства принуждение в аспекте соблюдения и исполнения правовых норм приобретает государственный характер, его реализуют уполномоченные государственные органы, то есть, речь идет о базовом методе управления гражданским обществом.
Как показывает практика, правовое принуждение – это есть абсолютно необходимый элемент государства, но правовое принуждение всегда пребывает в рамках права и законности, оно должно быть справедливым, если это не так, что правовое принуждение становится произволом, нелегальным принуждением.
Эти примеры репрезентованы в тех государствах, которые обладают тоталитарным или авторитарным режимами правления.
Если человек совершает нарушение права, то вполне справедливым будет применение к нему мер правового принуждения. Правовое принуждение позволяет удерживать общество в состоянии баланса, не допускать разгула преступности и иных негативных явлений .
Законодательство предусматривает также и возможность применения санкций и принуждения ради обеспечения безопасности. Яркий пример – досмотры на транспорте, функционирование института административного надзора.
Правовое принуждение в правовом государстве, конечно же, имеет свои особенности. В первую очередь, оно направлено на защиту интересов граждан, государства, общества, во-вторых, речь идет о вспомогательном, дополнительном метода общественного управления. Таким образом, принуждение, насилие в правовом поле могут оправданно использоваться, чтобы бороться с теми явлениями, которые угрожают обществу, свободам и правам людей.
4. Вышеназванные признаки (свойства) нормы права выступают как государственный регулятор тех отношений в обществе, которые носят рутинный типовой характер, которые повторяются .
1.2.Определение системы права
Система права – это одно из фундаментальных понятий, которое применяется для дефиниции внутренней правовой структуры. Система права складывается в процессе как исторического, так и социального развития государственной системы, общественных отношений. То есть, было бы неверно считать, что своим появлением и особенностями система права обязана только воле законодателей. Реальная действительность, исторические особенности, специфика государственного развития – все это так или иначе влияет на систему права и находит в ней непосредственное отражение.
Отрасли и правовые институты определяются также на базе социального и государственного строя, функционирования тех институтов, которые составляют основу государства и общества. Соответственно, исходя из этого, мы можем сказать, что система права способна показать, в каком соотношении находятся разные части и элементы права как более масштабного феномена государственного и общественного бытия.
В науке представлены различные подходы к определению системы права, в частности, это материальный подход, а также генетический, исторический.
Говоря о материальном подходе, необходимо заметить, что он базируется на фундаментальном принципе социальных отношений.
В юридической науке они выступают как предмет правового регулирования. Итак, система права делится согласно отраслевому принципу, а именно: государственное, административное, конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и т.д. На современном этапе дискуссионным вопросом является проблема определения в самостоятельные отрасли предпринимательского права, банковского права и т.д. Но и есть также и позиции, согласно которым такое выделение является необходимым и обусловленным реальной правовой практикой.
Обратимся к структурному подходу. Он является иерархическим, системно-структурный в аспекте методологии и ведущих принципов. В рамках этого подхода определяется, что система права представлена несколькими иерархическими уровнями, в частности, мы можем выделить такие уровни, как собственно норма, правовой институт и отрасль права.
Есть также и такие ученые, которые придерживаются альтернативной позиции о необходимости выделения подвидов отраслей, правовых общностей и т.д. (В.В. Лазарев, С.В. Липень).
Система права отличается не структурированным и иерархическим характером, но также она имеет пирамидальное строение. То есть, каждый уровень обретает все большую конкретность и дифференцированность в аспекте содержания.
Весьма интересен и самобытен исторический подход. В качестве базового критерия деления системы права здесь выступает форма права, которая формируется на основе исторически обусловленного процесса. Соответственно, здесь мы можем выделить право традиционное, договорное и кодифицированное .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СБС Консультант Плюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СБС Консультант Плюс
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СБС Консультант Плюс
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195 // СБС Консультант Плюс
5. Алексеев С.С. Право: азбука теория, философия: опыт комплексного исследования. - М.: Юридическая литература, 2010.
6. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / под ред. С.А. Степанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург: Ин-т частного права, 2017 // СПС Гарант. [Электр. ресурс].
7. Воронина Д.В. Понятие, виды и значение правового поведения. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vidy-i-znachenie-pravovogo-povedeniya?ysclid=lu03g48cjy658612050
8. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 461 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08962-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541391
9. Зорина Е.А. Правовое поведение личности в современном российском обществе // Научный взгляд. – 2019. – №1. – С. 202.
10. Казарян Э. А. Соотношение понятий «свобода» и «права человека» / Э. А. Казарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59556/
11. Колмагорова Ю.А. Нормы права: понятие, структура, виды / Ю. А. Колмагорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62138/
12. Куракина Ю.В. Соотношение прав человека и прав гражданина. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005540009/
13. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права : учебное пособие / О. Э. Лейст. - Москва : Зерцало-М, 2015. - 352 с. - (Серия «Русское юридическое наследие»). - ISBN 978-5-94373-300-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1182391. – Режим доступа: по подписке.
14. Осейчук В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17567-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533343 (дата обращения: 19.04.2024).
15. Основы государства и права : учебное пособие для вузов / С. А. Комаров [и др.] ; под общей редакцией С. А. Комарова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 677 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16841-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539044
16. Правоведение : учебник для вузов / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 494 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18241-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534595 (дата обращения: 19.04.2024).
17. Правоведение : учебник для вузов / С. И. Некрасов [и др.] ; ответственный редактор С. И. Некрасов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 645 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17478-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535633 (дата обращения: 19.04.2024).
18. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 155 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17492-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539140 (дата обращения: 19.04.2024).
19. Теория государства и права. Курс лекций./Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.// ww.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm