Фрагмент для ознакомления
2
Особенности социально-экономического развития страны не могли не сказаться на состоянии военного ведомства и положении армии в целом.
Заведывание флотом по военно-морской, боевой и строевой частям возлагалось на Главный морской штаб, заменивший бывший Инспекторский департамент. Начальник Штаба являлся «прямым и ответственным помощником» Управляющего министерством во всём, касающемся готовности флота в боевом отношении. В Главном морском штабе сосредоточивались сведения о личном составе флота, составление программ плавания и данные «...о состоянии иностранных военных флотов и команд» . Этой последней обязанностью специально стал заведовать Военно-морской отдел при Штабе.
В Морском учёном комитете сосредоточивались вопросы, касающиеся развития, новшеств и открытий в области мореходных наук, а также научная разработка относящихся к морскому ведомству вопросов. Контролировал этот комитет и все учебные заведения военно-морского ведомства .
Главное гидрографическое управление отвечало за безопасность мореплавания. К обязанностям этого учреждения относились:
1) сбор точных сведений об условиях плавания в российских и иностранных водах и распоряжения о производстве съёмок и промеров в российских морях;
2) составление и исправление карт, атласов, лоций и других руководств для плавания;
3) попечение об устройстве и содержании маяков и предостерегательных знаков, а также лоцманских и спасательных учреждений морского ведомства .
Центральное учреждение по хозяйственной части получило наименование Главного управления кораблестроения и снабжений и состояло их трёх отделов:
1) сооружений, к обязанностям которого относились - наблюдение за постройкой новых судов в разных портах Империи, снабжение этих судов механизмами, артиллерией и минами, а также постройка новых зданий;
2) заготовлений, которое формировало материалы и припасы, необходимые портам для постройки и ремонта судов и зданий, провиант для довольствия команд, отправляющихся в плавание;
3) счётного - для заведования всей счётной частью Морского министерства, т.е. составление финансовой сметы, выдача ассигнований и наблюдение вообще за правильностью счетоводства и отчетности.
Объединение технических специальностей, отвечающее за непосредственное строительство кораблей, создавалось через учреждение Морского технического комитета. Это управление заменило собой существовавшие прежде кораблестроительное и артиллерийское отделения Технического комитета, Управление главного инженер-механика и Заведующего минною частью во флоте. Помимо постройки кораблей этот отдел решал все вопросы, касающиеся постройки зданий и портовых сооружений .
Главный медицинский инспектор флота осуществлял высший надзор за медицинской частью морского ведомства. Ему также подчинялись и все медицинские чины и врачебные учреждения морского ведомства .
С преобразованиями центральной организации Морского ведомства согласовывалось и преобразование портовых учреждений. К ним применялись общие начала по частям: строевой, хозяйственной и технической.
В порядке управления военные порты, по-прежнему, разделялись на порты главные и второстепенные. К первым принадлежали: Кронштадт, Санкт-Петербург, Николаев и Владивосток; ко вторым: Ревель, Свеаборг, Севастополь, Батум, Баку и Николаевск на Амуре. В портах первого разряда положено было иметь Главных командиров с их штабами, а в портах второго разряда - командиров портов. Власть и значение главного командира как высшего в портах административного лица новым положением определялось точнее. Он являлся начальником всех состоящих в его ведении судов и находящихся в порту чинов и учреждений морского ведомства, а также был попечителем начальника военного госпиталя, учреждённого в порту. Главный командир подчинялся непосредственно Управляющему морским министерством .
В ходе морских боёв Тихоокеанский и большая часть Балтийского флотов подверглись тяжелейшему испытанию.
К началу русско-японской войны морской министр не имел в своём распоряжении специального органа для управления действиями на море. Незадолго до войны при Главном морском штабе была образована «стратегическая часть» из 12 офицеров. Это управленческое звено не успело в полной мере организационно оформиться и влияния на ход военных действий фактически не оказывало. Основным оперативным звеном управления действующим флотом оставался Главный морской штаб — орган строевого и административного управления, ответственный за боевую готовность флота. Принятым в конце XIX в. Морским уставом предусматривалось наличие штабов на каждом из флотов. Но поскольку они являлись вспомогательными органами командующих, то не проявляли особой инициативы в деле управления флотами. Каждая эскадра готовилась к боевым действиям по своему разумению.
В начале XX в. остро стоял вопрос о дальнейшем создании броненосных кораблей, способных обеспечить безопасность страны на Балтике, в Чёрном море и на Дальнем Востоке. Россия занимала в Европе третье место по числу боевых судов. Англия имела 355 кораблей, Франция — 204, Россия - 107, Германия - 77 судов . Слабее других оказалось обеспечение Тихоокеанского флота. Морское ведомство заявляло о необходимости его усиления и перевода кораблей на нефтяное топливо, но против этого выступало Военное министерство и Министерство финансов.
С.Ю. Витте, в частности, в отношении проекта новой строительной программы высказывал мнение о том, что континентальная Россия не может следовать за Японией, развивающей морские силы на Тихом океане, она должна прежде всего «принимать меры к обеспечению возможности быстрой мобилизации её сухопутных сил на Дальнем Востоке» . В этой связи он настаивал на быстром сооружении Транссибирской железной дороги.
В связи со сложившейся обстановкой, в 1899 г. было созвано Особое совещание, которое пришло к выводу, что в конкретных условиях достаточно будет перебросить на Дальний Восток часть судов прежней постройки . То, что особое совещание сделало неправильный вывод, стало понятно уже в 1902 г., когда были получены точные данные о превосходстве на Тихом океане кораблей японского флота. И хотя в это время была предпринята попытка исправить существующее положение, в частности по программе морского строительства 1902 г., было уже поздно.
1.2. Строительство броненосцев
Мощь военно-морского флота России в начале века определялась, прежде всего, количеством броненосцев. Этот класс судов не только обеспечивал оборону морских рубежей, но и позволял оказывать активное воздействие на внешнюю политику государства. Вот почему Морское ведомство настаивало на первоочередном развитии Военно-морского флота России, решающей силой которого являлись бы броненосные линейные корабли.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Военно-морской судебный устав. - СПб.: Тип. Морского м-ва, 1867.
2. ПСЗ Российской Империи. Собр. III. Т. 5. № 3023. - СПб.: С. 276.
3. Александровский Г. Цусимский бой. - СПб.: Изд-во «Русская симфония», 2005. С. 203.
4. Котляревский С. А. Флотский вопрос и внешняя политика // Вестник народной свободы, 1908, 20 января. С. 79
5. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. Военно-экономический потенциал. С. 521.
6. Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая II. Т. 1. - Берлин: Слово, 1922. С. 262.
7. Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчёты. 1909. Сессия вторая. Часть II. Заседание 59,23 февраля. - СПб.: 1909. С. 2310.
8. Грибовский В.Ю. Российский императорский флот накануне войны 1914-1917 ГГ // ВИЖ. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-imperatorskiy-flot-nakanune-voyny-1914-1917-gg (дата обращения: 13.04.2024).
9. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже Х1Х-ХХ столетий. 1881—1903. С. 186.
10. Котляревский С. А. Флотский вопрос и внешняя политика // Вестник народной свободы, 1908, 20 января. С. 79
11. Лунева Л. А. Германская опасность как аргумент для восстановления флота. 1905-1914 // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/germanskaya-opasnost-kak-argument-dlya-vosstanovleniya-flota-1905-1914 (дата обращения: 13.04.2024).
12. Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.) - М.: Воениздат, 1948. С. 72-73.
13. Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море. М.; Л.: Госвоениздат, 1926. С. 147—151
14. Шацилло К.Ф. Россия перед Первой мировой войной. (Вооруженный силы царизма в 1905-1914 гг.). С. 14.
15. РГВИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 350. Л. 1-6.
16. РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1.Д. 153. Л. 3-42.
17. РГИА. Ф.1276, оп. 2, ед. хр. 444 (Об ассигновании средств Морскому министерству на осуществление программы усиленного судостроения). Л. 19, 22.
18. РГИА. Ф. 1276, оп. 3, ед. хр. 595 (По проекту программы развития морских вооруженных сил на 1909-1919 гг.). Л. 91, 95
19. РГИА. Ф. 1276, оп. 3, ед. хр. 2287 (По вопросу программы усиленного судостроения). Л. 6
20. РГИА. Ф. 1276, оп. 6, ед. хр. 471