Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что внешнеэкономическая деятельность любой страны мира имеет огромное значение для экономического роста и развития национальной экономики в условиях достаточно динамичной глобальной экономики. Это особенно актуально в условиях всеобъемлющей глобализации во всех сферах.
В то же время очевидно, что в современном мире противоречия между разными странами никуда не исчезли. Исходя из этого, даже в современном глобальном мире так называемая санкционная политика играет важную роль. Введенные ограничения, в свою очередь, оказали сильное влияние на внешнеэкономические связи разных стран мира.
Правительства различных стран и многонациональные институты различных ассоциаций ввели экономические санкции в попытке изменить стратегические решения государственных и негосударственных субъектов, которые угрожают их интересам или нарушают международные нормы поведения. Критики говорят, что санкции часто непродуманны и им редко удается изменить поведение объекта, в то время как сторонники считают, что в последние годы санкции стали более эффективными и остаются важным инструментом внешней политики. Санкции стали для западных стран одним из ключевых способов политического реагирования на ряд геополитических вызовов, включая ядерные программы Северной Кореи и Ирана, а также вмешательство России в дела Украины. В последние годы Соединенные Штаты расширили применение санкций, вводя и ужесточая их в отношении геополитических противников Ирана, России, Сирии и Венесуэлы.
Санкции - это фактически штрафы, налагаемые на другую страну или отдельных граждан другой страны. Это инструмент внешнеполитического и экономического давления, и можно сказать, что это особый метод международной торговли и политики. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать четкие выводы об актуальности выбранной темы.
Цель исследования – рассмотреть экономические санкции и экономическая безопасность России.
Исходя из поставленной цели можно выделить задачи, которые требуют решения:
охарактеризовать понятие и виды экономических санкций;
рассмотреть современные международные механизмы санкционного воздействия;
изучит критерии и показатели экономической безопасности страны;
оценить влияние санкций на экономику России;
рассмотреть состояние национальной экономической безопасности в России;
изучить основные задачи государственного регулирования развития экономики России на современном этапе.
Объект работы: экономические санкции.
Предмет работы: экономические санкции в условиях глобализации мировой экономики.
Работа базируется на научных трудах многих достаточно известных авторов по данной тематике. Кроме того, использовались различные интернет источники, как российские, так и зарубежные.
При написании курсовой работы применялись такие научно-исследовательские методы как: сравнение, анализ и синтез.
В целом, результаты полученные в рамках написания курсовой работы могут быть использованы как в ходе изучения порядка начисления таможенных платежей, так и при подготовке и реализации внешнеторговой сделки.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
1.1 Понятие и виды экономических санкций
Когда речь заходит о санкциях, необходимо понимать значение этого слова. В юридическом смысле санкции - это меры, которые оказывают принудительное экономическое воздействие на нарушения установленного порядка деятельности. Они выполняют функции предотвращения, компенсации или пресечения. Как правило, они являются окончательными и не подлежат изменению. Санкции - это часть законодательства, определяющая виды наказаний за нарушение правил, норм экономической и финансовой деятельности.
Экономические, торговые и финансовые санкции, вводимые одной или несколькими странами в отношении государств, групп или отдельных лиц. Единого способа определения и классификации санкций не существует.
В юриспруденции санкции означают меры наказания за принуждение отдельных лиц к соблюдению законодательных норм. Термин "санкции" в международных отношениях используется бельгийским профессором международного права А.Лафонтеном, который в 1890-х годах предположил, что санкции будут использоваться для наказания иностранных государств, проводящих агрессивную политику, поскольку стоимость введения санкций обычно ниже, чем стоимость военных операций. Основным инструментом санкций в конце 19 века было торговое эмбарго .
В 1967 году Дж.Галтунг ввел понятие санкций как действий одних стран против других стран с целью снижения доходов последних или принуждения их к соблюдению каких-либо норм. Впоследствии санкциями признавались только экономические действия. В то же время некоторые исследователи отмечают, что санкции являются одним из инструментов международного экономического давления, сужая определение санкций до тех экономических мер, которые направлены на изменение политического процесса в стране. В этом принципиальное отличие экономических санкций от торговых войн или торговых блокад. Однако американский политолог Д.Болдуин призвал расширить определение санкций, включив в него понятие действий страны-инициатора не только для достижения политических целей страны-получателя санкций, но и для достижения экономических и других целей. Также нет единого мнения по вопросу о санкциях, поскольку санкции могут вводиться не только страной, но и международными организациями, национальными альянсами, компаниями и частными лицами. Обобщая возможные определения санкций, мы можем выделить несколько целей их введения: изменение политического процесса в стране; экономические цели; выражение позиции международному сообществу; обеспечение политической поддержки правящей элиты; наказание за определенное поведение и т.д.
Объектами санкций могут быть: иностранные государства; национальные союзы; международные организации; регионы, муниципалитеты; компании и частные лица.
Санкции - это любые меры экономического, политического или военного характера.
Существует несколько категорий санкций. В самом широком смысле санкции можно разделить на позитивные и негативные. Если негативные санкции означают, что страна, вводящая санкции, предпринимает негативные действия, то позитивные санкции означают создание экономических стимулов или предоставление экономических привилегий в обмен на изменение политического курса страны или достижение других установленных целей. Когда Организация Объединенных Наций обсуждала с Ираном свою программу по обогащению урана, санкции активно применялись. С точки зрения цели Дж. Барбер делит санкции на первичные, вторичные и третичные цели. Обычно считается, что основной целью является изменение политического процесса в стране, против которой введены санкции. Однако санкции часто преследуют второстепенные цели, которые могут включать в себя повышение рейтинга политической элиты страны, инициировавшей санкции, или международных организаций, которые ожидают решительных действий против страны, подвергшейся санкциям. Третья цель связана с демонстрацией способности мирно решать международные проблемы без применения силы. Похожим примером является решение Совета Лиги Наций о введении экономических санкций в отношении Италии во время Второй итало-эфиопской войны.
Если инициатором является одно лицо, то санкции являются односторонними, в случае нескольких инициаторов санкций – многосторонними. Односторонние санкции вводятся крупными экономиками, которые имеют возможность оказывать экономическое давление на страны, подвергшиеся санкциям. В случае многосторонних санкций речь идет об альянсе или организации, государства-члены которой обязаны присоединиться к санкциям, введенным альянсом (ЕС, НАТО, Организация Объединенных Наций).
Кроме того, санкции делятся на прямые и косвенные (вторичные). Страна, на которую наложены прямые санкции, планирует подвергнуться экономическому и политическому давлению с помощью санкций. Косвенные санкции накладываются на сотрудничество между третьими странами и странами, на которые наложены основные санкции. Например, некоторые китайские, американские и европейские компании подверглись вторичным санкциям США за сотрудничество с российскими компаниями и организациями, и эти компании и организации подверглись прямым санкциям. Первая компания, вошедшая в 2018 году, китайское военное ведомство, подверглась вторичным санкциям - в рамках "Закона о борьбе с противниками США посредством санкций" (CAATSA), принятого Соединенными Штатами в 2017 году, который был наказан за покупку истребителей Су-35 и комплексов С-400 из России. комплекс 400.
В зависимости от целей санкции подразделяются на торговые санкции и финансовые санкции. Торговля включает бойкоты (ограничения на импорт из стран, подпадающих под санкции), эмбарго (запреты на поставку товаров в страны, подпадающие под санкции), введение или повышение тарифов, отмену системы наибольшего благоприятствования, отказ в выдаче лицензий, демпинг и т.д., то есть любые ограничения на торговые потоки. Финансовые санкции включают ограничения и запреты на инвестиции или займы, дискриминационное налогообложение инвестиций, замораживание активов физических и/или юридических лиц в странах, на которые распространяются санкции, отмену финансовой помощи и ограничения или запреты на предоставление финансовых услуг странам, на которые распространяются санкции. Как правило, страна-инициатор применяет как торговые, так и финансовые санкции, принимая во внимание ущерб, наносимый ее экономике определенными потенциальными санкциями .
Существуют также некоторые "умные" санкции, которые предполагают запрет на въезд в страну-инициатор и замораживание активов, представляющих политическую элиту страны, подвергшейся санкциям, или лиц, связанных с ней, то есть такие санкции являются целенаправленными и фактически не должны затрагивать другие группы населения в стране, подвергшейся санкциям.
В настоящее время нет единого мнения об эффективности санкций. В большинстве случаев для изучения эффективности санкций используется теория игр. Например, Дж.Себелис рассмотрел двух игроков, у каждого из которых есть два варианта поведения: страна, подвергшаяся санкциям, решает, нарушать ли международное право, а страна, инициировавшая санкции, решает, вводить ли санкции в отношении страны, нарушившей санкции. В то же время страна, инициировавшая санкции, может не только усилить их действие, но и создать стимулы для стран, нарушающих санкции, соблюдать международные правила. Автор пришел к выводу, что использование любого из этих двух инструментов недопустимо, поскольку они в конечном итоге не повлияют на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации № 208 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 30.04.2024).
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=389271#WALZKtTerrMfrE98 (дата обращения: 30.04.2024).
3. Амирова С.А. Экономические санкции: теоретические и исторические аспекты / С.А. Амирова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – С. 138–143.
4. Ахмедзянов Р.Р. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России / Р.Р. Ахмедзянов // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). – С. 36-38.
5. Боков К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России в XIX - начале XX века / К.И. Боков. - М.: Проспект, 2019. - 172 c.
6. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного Кодекса РФ / Б.Н. Габричидзе. - М.: Книжный мир, 2019. - 496 c.
7. Гутман С.СВ. Теоретические подходы к изучению экономических санкций / С.С. Гутман, В.В. Кадзаева // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2022. – № 4 (28). – С. 31–35.
8. Долматова В.Ю. Влияние антироссийских санкций на экономику Российской Федерации / В.Ю. Долматова, М.Н. Безуглова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 2. – С. 130–134.
9. Договор о Евразийском экономическом союзе России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.04.2024).
10. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В., Некоторые аспекты терминологического анализа инновационной деятельности и процессов трансфера инноваций //КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-terminologicheskogo-analiza-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-protsessov-transfera-innovatsiy (дата обращения: 30.04.2024).
11. Ершов А. Д. Информационное обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов, П.С. Копанева. - М.: Знание, 2020. - 232 c.
12. Казанцев С.В. Влияние антироссийских санкций на экономическое развитие Российской Федерации / С.В. Казанцев // Развитие и безопасность. – 2022. – № 1 (5). – С. 34–43.
13. Киладзе А.Б. Логистика в таможенном деле. Учебное пособие: моногр. / А.Б. Киладзе. - М.: Проспект, 2020. - 945 c.
14. Курышко И.В. Экономическая безопасность России в современной системе международной экономической безопасности / И.В. Курышко // Студенческий. - 2020. № 30-2 (116). С. 20-22.
15. Мигел А.А. Поступления таможенных платежей в Российский бюджет от экспорта углеводов: оценка и перспективы снижения зависимости от нефтяной конъюнктуры / А.А. Мигел, М.В. Непарко // Modern Economy Success. 2021. № 3. – С. 117-122.
16. Официальный сайт Российской Академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ras.ru/
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 30.04.2024).
18. Петрушина О.М. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России / О.М. Петрушина // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). – С. 290-293.
19. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело». Российский и зарубежный опыт. - М.: Юстиция, 2020. - 342 c.
20. Попович О. М. Таможенное право: моногр. / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 160 c.
21. Самолаев Ю.Н. Организация Таможенного Дела В Российской Федерации: Учебное Пособие / Ю.Н. Самолаев., (Гриф) / Ю.Н. Самолаев. - Москва: Машиностроение, 2019. - 356 c.
22. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М, 2019. - 724 c.
23. Совет Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/Strategia_economic/ (дата обращения: 30.04.2024).
24. Стратегия научно – технического прогресса в Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchnotekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/(дата обращения: 30.04.2024).
25. Темпы роста производства сыров в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/Tempy_ rosta_proizvodstva_syrov_v_Rossii_znachitelno_snizilis.html (дата обращения: 30.04.2024).
26. Филиппова И. А. Влияние санкций на экономическую безопасность России / И. А. Филиппова, А. Э. Кожемяко. // Молодой ученый. – 2022. – № 21 (416). – С. 355-356.
27. Шлычков В.В. Российская экономика 2023: неизбежное изменения парадигм и прогнозы развития / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. – Том 12. № 2. – С. 144-152.
28. Шлычков В.В. Экономика России 2023 г. - смена парадигмы развития и структурная трансформация / В.В. Шлычков // Вестник экономики, права и социологии. 2023. – № 1. – С. 51-57.