Фрагмент для ознакомления
2
Смысловые свойства и содержание понятия «внеурочная деятель-ность» изменились под влиянием идеологии воспитания и обучения. Да-вайте посмотрим, как термин «внеурочная деятельность» интерпретирует-ся на современном этапе государственной образовательной политики, а также образовательными организациями, учителями и учащимися.
На уровне государственной образовательной политики внеурочная деятельность является механизмом реализации Федерального государ-ственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).
Следует отметить, что в концепции ФГОС (второго поколения) орга-низация внеурочных мероприятий (культурных, интеллектуальных, соци-альных, духовно-нравственных, спортивно-оздоровительных) является ча-стью образовательного процесса, позволяющего реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов к общему об-разованию. То есть внеурочная деятельность - это вид образовательной деятельности, направленный на достижение запланированных результатов разработки основной образовательной программы - личностной, мета-предметной и объектно-ориентированной, а также педагогической дея-тельности [12].
Кроме того, внеурочные мероприятия позволяют усилить или лучше развить образовательную составляющую ФГОС. Однако, сделав упор на важные аспекты внеурочной деятельности, такие как удовлетворение инди-видуальных познавательных потребностей учащихся и организация дея-тельности, направленной на развитие конкретного учащегося, Е. Ривкина подчеркивает, что она направлена на достижение личных результатов разработки базовой образовательной программы.
В этой связи можно привести мнение Г. Савиной, которая предлагает рассматривать характер внеурочной деятельности как компенсаторный. Автор объясняет свою точку зрения такими особенностями, как продвиже-ние учебных задач, которые не могут быть решены во время занятий.
Необходимо выделить цели внеурочной деятельности, выделенные Л. Бронниковой и А. Курило: содействие индивидуальному развитию каж-дого учащегося, повышение мотивации и успеваемости за счет включения внеурочных материалов, сохранение и укрепление здоровья учащихся, содействие социализации и карьерному росту, направленность деятельно-сти учащихся, но в то же время акцент на формирование метапредметных универсальных методов учебной деятельности.
В этой связи мы разделяем точку зрения Л. Буйловой, которая в ка-честве эксперта на вебинаре «Организация внешкольных мероприятий в образовательной организации в контексте внедрения Федерального госу-дарственного образовательного стандарта общего образования» (апрель 2017 г.) заявила, что, вероятно, существует больше проблем с организаци-ей внеурочных мероприятий, чем способов их решения. При этом часто это не просто мелкие ошибки и проблемы, а системные и сложные пробле-мы. Они часто не соответствуют идеологии, которую федеральный госу-дарственный образовательный стандарт привносит во внеурочные меро-приятия [15].
Подчеркивая такие проблемы организации внеурочных мероприя-тий, как замена большинства внеурочных мероприятий занятиями на уровне дополнительного образования детей, а также организация вне-урочных мероприятий в традиционных формах, И. Муштавинская и И. Князева выделяют отсутствие интегрированной системы внеурочных ме-роприятий как один из факторов, влияющих на качество и эффективность внеурочных мероприятий.
На уровне образовательной организации внеурочные мероприятия являются механизмом расширения и совершенствования образовательных услуг, а также средством развития социальных и интеллектуальных инте-ресов учащихся. Важным моментом в понимании феномена внеурочной деятельности является его значение как важного ресурса, позволяющего образовательным организациям выйти на новое качество образования и, соответственно, обеспечить конкурентоспособность российского образова-ния.
Представляется необходимым более подробно рассмотреть условия качественной организации внеурочной деятельности на уровне образова-тельной организации, выделенные Е. Барышниковым.
Первое: понимание внеурочной деятельности как элемента целостно-го образовательного процесса в образовательной организации (внекласс-ная деятельность превращается из спонтанного набора внеурочных меро-приятий в целенаправленный элемент образовательного процесса).
На наш взгляд, определяющим фактором является наличие у обра-зовательной организации определенной цели.
Во-вторых, это определение смысла, цели и основных функций вне-урочной деятельности в образовательной организации (системообразую-щая функция, компенсаторная функция, дополнительная образовательная функция, организация досуга, социально-педагогическая функция, функ-ция отбора и самореализации). Компенсаторная функция внеурочных за-нятий является лишь частью основных функций.
В-третьих, структурирование и программирование внеурочной дея-тельности в образовательной организации.
Под структурированием и программированием внеурочных меро-приятий Е. Барышников понимает системы школьных мероприятий, вне-урочных мероприятий, индивидуальной работы с учащимися и так далее. Под структурированием содержания внеурочных мероприятий понимаем регулярные и нерегулярные мероприятия, работу над индивидуальным проектом и комплекс общеобразовательных мероприятий (в соответствии с планом внеурочных занятий).
В-четвертых, технологическое обеспечение внеурочной деятельности (необходимость разработки инновационных образовательных технологий, а также их успешного освоения в ходе внеурочной деятельности).
В-пятых, изучение интересов и потребностей учащихся (понимание невозможности качественного проведения внеурочных мероприятий без их изучения). Регулярное обучение по определению проводится с учетом за-просов учащихся и их родителей, поэтому важно понимать качественное обучение (определение) запросов.
В-шестых, обеспечение эффективности внеурочных мероприятий (на уровне ребенка - это изменение ценностно-смысловой позиции участника и т.д., на уровне образовательной организации - это целенаправленная дея-тельность по созданию (развитию) системы образования и т.д.);
В-седьмых, это уникальность созданной системы внеурочной дея-тельности (имеется в виду не только разработка рабочих программ для внеурочной деятельности, но и инновационная активность педагогов в ее реализации).
Такую проблему в организации внеурочных мероприятий (выделено Т. Кальницкой, Е. Деминой) здесь можно понять, поскольку трудно опре-делить роль педагогических работников и их долю в участии во внеуроч-ных мероприятиях.
На уровне учителя внеурочные занятия - это способ самореализации. Здесь необходимо выделить следующие педагогические условия (Л. Бай-бородов):
- готовность учителей контролировать процесс вовлечения детей во внеурочную деятельность;
- оказание педагогической помощи в процессе рефлексии;
- оказание педагогической помощи в самоопределении в позиции «я» - «деятельность».
Определение О.А. Энина также важно для понимания феномена вне-урочной деятельности и указывает на то, что во время внеурочной дея-тельности учащийся должен научиться действовать, чувствовать, прини-мать решения и так далее.
Концепция действий является основополагающей для внеурочной де-ятельности, а на личном уровне это «формализующий принцип». Из вы-шесказанного следует, что сложность внеурочной работы как многомер-ного явления определяет трудности, с которыми сталкиваются профессио-налы как на теоретическом, так и на практическом уровне [13].
Рассмотрим результаты исследования (проведенного под руковод-ством профессора Н. Сытиной) в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Государствен-ного образовательного стандарта общественного здравоохранения: раз-работка и внедрение», проводимых кафедрой педагогики и психологии БГПУ им. Н.И. Герцена им. М. Акмуллы (28.01.2019 - 28.02.2019 гг.).). В исследование были включены заместители директора по образовательной работе (10%), заместители директора по образовательной работе (86%), учителя внеурочных занятий (3%), методисты (1%). Исследование, посвя-щенное изучению проблем, связанных с организацией и проведением вне-урочных мероприятий, проводилось в два этапа:
1) опрос (N = 100) о целях и подготовке участников курсов повыше-ния квалификации (вводная анкета). Оценивались четыре аспекта: инициа-тива в отношении учебных программ; цели учебных программ; готовность освоить содержание учебной программы; оценивались проблемы, требу-ющие индивидуального консультирования.
2) Опрос (N=66), направленный на выявление педагогических труд-ностей в контексте повседневной внеурочной деятельности.
Педагогически целесообразно разработать и внедрить систему ком-плексного научно-методического обеспечения (содержание, формы, мето-ды, средства и технологии) внеурочной деятельности общеобразователь-ных организаций, исходя из необходимости:
- повышение квалификации руководителей и преподавателей, участ-вующих во внеурочных мероприятиях;
- обеспечение взаимосвязанности подготовки специалистов в системе университетского и послевузовского педагогического образования;
- развитие внеурочной деятельности в соответствии с целями регио-нальной системы образования.
Поэтому особое значение имеет образовательный проект «Взлет», комплексная программа, направленная на развитие функциональных спо-собностей учащихся в образовательных программах второго уровня средней школы, которая является значимым и организационным и управ-ленческим ресурсом для внеурочной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011. – с. 149.
2. Барсукова, А. В. Процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста / А. В. Барсукова // Начальное образование. – 2019. - №5. – С. 19-22.
3. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
4. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». М.: Просвещение, 2009. 311с.
5. Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 86.
6. Бронникова, Л.М., Курило, А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. – Вып. 2 (31). – С. 21–24.
7. Внеурочная деятельность по ФГОС в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Академия профессионального развития. – URL: // http:https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgosorganizaciya (дата обращения 06.04.2024).
8. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1–11 классы / Сост. А.В. Енин. – Москва : ВАКО, 2015. – 288 с.
9. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. № 5, 6.
10. Гаврилычева Г. Ф. Социальное партнерство семьи и школы // Начальная школа, 2013. № 12. С. 36–42.
11. Горшкова О. А. Воспитание и школа // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 394−395.
12. Зимина, Е.А. Диагностика познавательных умений и навыков детей / Е.А. Зимина. – М.: Авангард, 2020. – 321 с.
13. Изотова, А. М. Работа в начальной школе/ А. М. Изотова. – М.: Синергия, 2021. - 258 с.
14. Кальницкая, Т.С., Демина, Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
15. Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. 190 с.
16. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 2008. – с. 29
17. Лехина, А.И. Внеурочная работа в начальной школе/ А.И. Лехина. – Омск: Моралес, 2019. - 288 с.
18. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Словарь [Текст] / Л.В. Мардахаев. – Москва: Гардики, 2011. – 208 с.
19. Медведева, М.С. Взаимодействие с родителями учащихся как субъектом влияния на школу [Текст]: Дисс. … канд. пед. наук. – Спб.: 2015. – 115 с.
20. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург. – 2017. – 71 с. // СПб АППО. – URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения 06.04.2024).
21. Недвецкая М. Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. С. 88.
22. Никитина Екатерина Леонидовна Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей: принципы, условия, формы // Вестник ВятГУ. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-iuchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-printsipy-usloviya-formy (дата обращения: 06.04.2024).
23. Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 723‒727.
24. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы // Администратор образования. – 2012. – № 20. – С. 75 – 84.
25. Савина, Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО. – URL: //https://docviewer.yandex.ru/view/0 (дата обращения 06.04.2024).
26. Сафарова, А.Х. Процесс обучения детей в начальном звене школы: современные технологии / А.Х. Сафарова. –СПб.: Вера, 2021. – 333 с.
27. Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание // Педагогика. 1995. № 6.
28. Хабибова, Н.Е., Сытина, Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2019. – 124 с.
29. Щекина О. А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. 2012. № 5. С. 19−26.