Фрагмент для ознакомления
2
На фоне радикальных изменений политических и социально-экономических условий жизни общества деятельность следователей и след-ственных органов способствует эффективной борьбе с преступностью и укреплению законности. Следователь и органы дознания проводят пред-варительное расследование, включающее такие задачи, как защита прав и интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений и необосно-ванных обвинений, ограничение их прав и свобод, отказ в привлечении к ответственности невиновных и защита каждого человека от необоснован-ного судебного преследования.
Предварительное расследование - это следующий этап уголовного процесса, на котором органы дознания и следствия используют методы расследования для сбора доказательств для раскрытия преступления пу-тем полного установления обстоятельств дела, установления личности ви-новных и подготовки материалов уголовного дела, а также привлечения их к уголовной ответственности в ходе судебного разбирательства. Кроме того, также выясняются причины и условия, способствовавшие соверше-нию преступления, принимаются меры по их устранению и возмещению ущерба, причиненного в результате его совершения [12].
Предварительное расследование направлено на досудебное установ-ление всех обстоятельств, которые должны быть доказаны, указанных в ст. 73 УПК РФ. В судебном заседании на основании материалов предвари-тельного расследования решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание. При осуществлении правосудия недопустимо использование доказательств, полученных в нарушение ст.22, ст.50 Конституции Российской Федерации.
Доказательства признаются добытыми с нарушением закона, если при их сборе и приобщении были нарушены права человека и граждани-на, гарантированные Конституцией Российской Федерации, или порядок их сбора и приобщения, установленный УПК РФ, а также если сбор и при-общение доказательств было совершено неустановленным лицом или ор-ганом или в качестве доказательства. Следствием были совершены дей-ствия, не предусмотренные процессуальными нормами.
Следует отметить, что в ходе предварительного расследования дело может быть прекращено по следующим основаниям (ст. ст. 24,25,27,28 УПК РФ): - вследствие отсутствия события, состава преступления; - вслед-ствие превышения срока давности преступления; - вследствие смерти подо-зреваемого или обвиняемого, исключая случаи, когда производство по уголовному делу нужно с целью реабилитации умершего; - вследствие примирения сторон; - вследствие отсутствия заявления потерпевшего, ис-ключая случаи, которые предусмотрены статьей 20 части 4 УПК РФ; - вследствие заключения суда о признаках преступления в поступках одного из лиц, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 9 и 10 статьи 448 части 1 УПК РФ, или вследствие отсутствия согласия Совета Федерации, Госу-дарственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, ква-лификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или при-влечение в качестве обвиняемого одного из лиц, которые указаны пункта-ми 1 и 3 – 5 статьи 448 части 1 УПК РФ.
При этом в качестве основания для прекращения уголовного рассле-дования выступают: - непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; - по основаниям, которые предусмотрены в пунктах 1-6 статьи 24 части 1 УПК РФ; - вследствие акта амнистии; - нали-чие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в закон-ную силу приговора по этому же обвинению или определение суда или по-становления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; - наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекраще-нии уголовного дела по этому же обвинению либо об отказе в возбужде-нии уголовного дела [15].
Следует понимать, что прекращение уголовного дела не в каждом случае означает, что имело место незаконное возбуждение уголовного де-ла или привлечение лица в качестве обвиняемого. Объективность предва-рительного расследования и обеспечение прав обвиняемого могут выявить необоснованное обоснование подозрения лица в совершении преступле-ния. Для повышения качества предварительного расследования важное значение имеет строгое соблюдение органами дознания и предварительно-го расследования верховенства закона и уголовно-процессуального зако-нодательства.
Только строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, положения которой являются нормами прямого действия, а также других федеральных нормативных актов, в том числе Уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, обеспечивает органам предвари-тельного следствия наиболее благоприятные условия для успешного сбо-ра, исследования доказательств и установления истины. Напротив, несо-блюдение закона неизбежно ведет к ослаблению борьбы с преступностью, поскольку доказательства теряют свое хорошее качество, а иногда и уве-ренность в том, что именно лицо, совершившее преступление, будет при-влечено к ответственности. [13].
Законность предварительного расследования гарантируется проку-ратурой и судебным контролем над решениями органов дознания, следо-вателя и дознавателя в случаях, предусмотренных законом. В связи с этим важно, чтобы прокурор имел право контролировать не только предвари-тельное расследование, но и исполнение законов органами дознания. Со-гласно ст. 29 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Феде-рации» от 17 ноября 1995 года предмет прокурорского надзора - это со-блюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок расследования, а также законность решений, принимаемых органами, про-водящими дознание и предварительное расследование.
Основные проблемы, связанные с общими положениями предвари-тельного расследования, его формами: расследование и предварительное расследование и общие условия предварительного расследования были рассмотрены такими учеными, как: О.Л. Васильева, А.В. Гриненко, Н.А. Громов, Л.И. Даньшина, О.А. Малышева, Н.С. Манова, С.А. Россов и Ю.К., Якимович. Несмотря на то, что они исследовали многие стороны предварительного расследования, тем не менее, эта тема требует дальней-шего развития в литературе. Это связано, прежде всего, с практикой при-менения уголовно-процессуального права и коллизиями применения уго-ловно-процессуального законодательства России.
§2. Формы предварительного расследования
Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает по-нятия предварительного расследования. В науке нет единства относитель-но характера предварительного расследования - является ли оно «процес-суальной деятельностью», осуществляемой в рамках предварительного производства, или же оно само по себе выступает в качестве стадии уго-ловного процесса, иными словами, раскрывается ли сущность предвари-тельного расследования.
Некоторые исследователи считают, что предварительное расследова-ние следует понимать исключительно как деятельность уполномоченных должностных лиц. Например, Н.А. Жуков и О В. Диденко считают, что предварительное расследование - это особый вид деятельности органов дознания и следствия по установлению обстоятельств, важных для опера-тивного раскрытия преступления и раскрытия лица, ответственного за его совершение, привлечения его в качестве обвиняемого и принятия мер по его установлению.
Другие исследователи считают, что предварительное расследование - это именно та стадия уголовного процесса. Под вторым этапом предвари-тельного производства по уголовному делу понимается предварительное следствие В.И. Безрыдина, который пишет, что суть этого этапа заключа-ется в подготовке уголовного дела к судебному разбирательству или в принятии окончательного решения по уголовному делу в форме его пре-кращения. Представляется правильной точка зрения, согласно которой предварительное расследование является этапом уголовного процесса, а не процессуальной деятельностью. Например, начальник следственного отде-ла и начальник следственного отдела имеют право забрать уголовное дело у одного следователя (дознавателя) и передать его другому [18].
Соответственно, с момента принятия уголовного дела следователем (дознавателем) и до его принятия другим следователем (дознавателем) от-сутствует субъект, осуществляющий предварительное расследование дела. Лучшим примером является случай, когда при расследовании уголовного дела следователем МВД, например, выявляются признаки преступления, имеющего иную компетенцию (например, установлено, что тяжкое пре-ступление было совершено несовершеннолетними - такие дела расследу-ются следователями).
За это время (то есть с момента направления дела до его получения) уголовное дело формально не расследовалось ни одним следственным ор-ганом - первый «отказался» от расследования в связи с другой юрисдик-цией, второй следственный орган дело не получил. Если мы считаем, что предварительное расследование является «процедурным процессом», то указанный период вообще не должен включаться в период предваритель-ного расследования (в данном случае расследования). Однако это не так. 162 УПК РФ не предусматривает такого основания для прерывания срока расследования, из чего можно сделать вывод, что предварительное рас-следование представляет собой четко определенный процессуальный пе-риод (т.е. стадию уголовного дела), а не процессуальную деятельность ор-ганов дознания как таковую.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ // СПС Консультант Плюс.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 04.03.2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 48 (6024).
6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Консультант Плюс.
7. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // СПС Консультант Плюс.
8. Приказ МВД России от 15.06.2020 № 430 «Вопросы организации деятельности подразделений организации дознания (подразделений дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
9. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // СПС Консультант Плюс.
10. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 ноября 2011 г. No 168 // Собрание законодательства РФ. -2012. - No 47. -Ст. 25 ст. 2.
11. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия: Пост. Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2011 г., No 8 // Сб. пост. Пленумов Верхов. Судов РФ и РФ Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Фирма «СПАРК», 2012. С. 350-352.
12. Агакшиева Б. А. Формы предварительного расследования / Государственная служба и кадры. — 2020. — № 5. — С. 107–112.
13. Безрядин В. И. Проблемы доказывания в ходе предварительного расследования // XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2018. Т. IV. С. 9–12.
14. Васильев, О.Л. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателя на стадии предварительного расследования / О.Л. Васильев // Вестник Моск. ун-та Сер.11, Право. 2012. No1. С. 71–92
15. Григорьев Д. А. Ускоренная форма досудебного производства по уголовному делу и права человека // Мировой судья. — 2019. — № 6. — С. 25–29.
16. Дикарев И. С. Назначение предварительного расследования в уголовном процессе // Правовое государство: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 78–83.
17. Жукова Н. А., Диденко О. В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2015. — № 1. — С. 56–61.
18. Игнатова О.Н. Делегирование процессуальных полномочий в уголовном судопроизводстве: понятие, признаки, способы. Вопросы Российского международного права. 2019. № 7-1.
19. Квачевский А.А. О вызове и допросе свидетелей на предварительном следствии. М., 1869. С. 124.
20. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.
21. Кузембаева М.М. Функциональная характеристика деятельности дознавателя и органа дознания в уголовном процессе России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2006.
22. Левенштейн Ю.Н. О свидетельских показаниях по уголовным делам. М., 1865. С. 48.
23. Носова Е. Н. К вопросу о понятии форм предварительного расследования // Пермский юридический альманах. — 2019. — № 5. — С. 78–83.
24. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник. М., 2002.
25. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1978. Т. 2.
26. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 259.
27. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 1996. С. 42.
28. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. — М.: Юрайт, 2019. — 392 с.
29. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. С. 260.
30. Якубина Ю. П. Актуальные вопросы совершенствования форм предварительного расследования: автореферат дисс..канд.юрид.наук. — М, 2016. — 31с.