Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие, сущность мотивации и стимулирования персонала
Мотивация и стимулирование персонала являются ключевыми понятиями в управлении людьми в организации. Эти концепции позволяют руководителям создать условия, при которых сотрудники будут максимально проявлять свои способности и таланты, достигая высоких результатов.
Мотивация – это внутренняя потребность человека, которая побуждает его к действию. Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать персонал и побудить его эффективно трудиться для выполнения целей организации» . Мотивация определяется целями, интересами, ценностями, идеалами человека. Она может быть внутренней (внутреннее желание достичь успеха, чувство удовлетворения от выполнения работы) и внешней (материальное вознаграждение, поощрение, похвала) .
Существует множество подходов к мотивации персонала . «Важная роль в изучении мотивации принадлежит зарубежным ученым» .
Существует два основных подхода к теории мотивации: экономическая рациональность, представленная работы Ф. Тейлора, и психологическая концепция, а также подход, зарекомендовавший себя на Хоторнском заводе, которая утверждает, что мотивация людей зависит от многих факторов, а не только от финансовой награды .
«Человеческие отношения», «производственные отношения», «концепция эффективного персонала» — мотивационные направления, которые не потеряли актуальности до настоящего времени, освещены Ф. Тейлором, А. Маслоу, К. Алдерфером, Д. Мак-Грегором, Д. Мак-Клелландом, Ф. Герцбергом, В. Врумом, А. Портером, Э. Лоулером .
Согласно классической теории мотивации, разработанной Фредериком Герцбергом, существует два типа факторов, которые влияют на мотивацию сотрудников – это факторы удовлетворения (рост, достижения, ответственность) и факторы неудовлетворения (материальное вознаграждение, условия труда) . Герцберг считал, что для достижения максимальной мотивации необходимо удовлетворять оба типа факторов.
Теория А. Маслоу делит потребности на пять категорий, начиная с физиологических и безопасности, и заканчивая потребностями в уважении и самовыражении (Рисунок 1) .
Рисунок 1. Теория потребностей А. Маслоу
Теория ERG утверждает, что потребности человека можно свести к трем группам: потребности существования, связи и роста .
Теория Мак-Клелланда выделяет три уровня потребностей: власти, успеха и причастности .
Теория ожидания основана на предположении, что люди выбирают поведение исходя из вероятности удовлетворения своих потребностей .
Отличие мотивации от стимулирования заключается в том, что мотивация – это внутреннее побуждение человека к действию, тогда как стимулирование – это воздействие на сотрудника извне для достижения определенных целей. Стимулирование персонала часто осуществляется через материальное вознаграждение, но может также включать в себя поощрение, похвалу, возможность карьерного роста.
Мотивационная активность играет критическую роль в формировании и оптимальном использовании персонала, а также в создании конкурентных преимуществ. Важно осознать влияние управленческой политики и практик на мотивацию и удовлетворенность сотрудников своей работой. Также необходимо исследовать проблемы, мешающие мотивации, и понимать, какие факторы способствуют мотивации и удовлетворенности, укрепляя привязанность сотрудников к компании. Мотивация играет важную роль в достижении целей организации, повышении эффективности, стимулировании креативности и инноваций, а также в привлечении и удержании специалистов . Однако создание мотивирующей среды может быть сложным вопросом, сопряженным с такими трудностями, как конкурентная среда бизнеса, недостаток понимания руководством важности мотивации, несоответствие ожиданий сотрудников со стороны организации, неэффективная организационная структура и политика управления персоналом, а также высокая текучесть кадров на рынке труда.
Каждая компания должна выбирать подход к стимулированию и мотивации персонала, который наиболее соответствует ее целям и ценностям. Важно помнить, что для достижения успешных результатов необходимо сочетать различные методы стимулирования и мотивации сотрудников, учитывая их индивидуальные потребности и мотивы.
1.2 Основные методы стимулирования и мотивации труда
Основные методы стимулирования и мотивации труда являются важной составляющей успешного функционирования любой организации . Поддерживать высокий уровень мотивации сотрудников позволяет не только повысить их производительность и эффективность, но и сделать рабочую среду более комфортной и дружелюбной. Все стимулы можно разделить на типовые (то есть присущие всем организациям) и индивидуальные (идущие в дополнение к типовым) .
Методы стимулирования и мотивации труда могут быть материальными и нематериальными, прямыми и косвенными .
Материальные методы стимулирования включают в себя различные виды вознаграждений, такие как повышение заработной платы, премии, бонусы, социальные льготы, продукты питания, корпоративные дополнительные пенсионные фонды и т.д. Эти методы напрямую связаны с финансовым вознаграждением сотрудников за их трудовые достижения и успехи .
Нематериальные методы стимулирования включают в себя признание и похвалу за хорошую работу, поощрения, возможность профессионального развития и роста карьеры, участие в принятии управленческих решений и т.д. Эти методы направлены на удовлетворение различных потребностей сотрудников, кроме материальных .
Прямые методы стимулирования предполагают непосредственное воздействие на результаты работы сотрудников, например, повышение заработной платы за выполненную работу, предоставление бонусов за достижение целей, увеличение количества отпускных дней и т.д.
Косвенные методы стимулирования ориентированы на общее улучшение рабочих условий и создание благоприятной атмосферы в коллективе. К ним относятся организация корпоративных мероприятий, тренинги и семинары, создание условий для самореализации сотрудников, поддержка здоровья и фитнеса на рабочем месте и т.д.
Эффективное сочетание различных методов стимулирования и мотивации труда позволяет создать условия для роста производительности и удовлетворенности сотрудников, что в свою очередь способствует достижению целей всей организации. Важно помнить, что каждый сотрудник индивидуален, и необходимо учитывать его личные мотивы и потребности для эффективного стимулирования его работы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адашев, А. У. Мотивация персонала как функция менеджмента / А. У. Адашев, Х. О. Арслонов // Мировая наука. – 2019. – № 1(22). – С. 34-37.
2. Адельсеитова Э.Б. Формирование мотивационной политики персонала предприятий сферы туризма: теоретический аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. №1.
3. Алексина С.Б. Методы стимулирования: Учебник. – М.: ФОРУМ, 2013. – 304 с.
4. Анохин, В.Л. Мотивация персонала: теория и практика. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 320 с.
5. Аргашокова, О. И. Проблемы управления мотивацией персонала / О. И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 4(16). – С. 23-31.
6. Афанасьева, В. С. Эффективные методы мотивации персонала / В. С. Афанасьева // Аллея науки. – 2020. – № 12(51). – С. 456-458.
7. Балаев, В. А. Мотивация персонала. Современные подходы в мотивации персонала / В. А. Балаев, В. С. Гридчин, Н. А. Чаплыгин // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : Сборник статей по материалам CLX международной научно-практической конференции, Москва, 06 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 267-271.
8. Белашова В.В. Моральные и материальные виды стимулирования / В.В. Белашова // Инновационная наука. 2017. Т. 2. № 4. С. 179-181.
9. Березняковский В.С., Кириллов Ф.А., Цаплина К.А., Юсупова Р.Р. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Гуманитарный научный журнал. 2022. №4-1.
10. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
11. Бухалков М.И. Управление персоналом на предприятии / М.И. Бухалков // Управление компанией. 2013. №7. С.48-50.
12. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
13. Врублевская, О.А. Психология мотивации и стимулирования труда. – М.: КНОРУС, 2018. – 304 с.
14. Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) : монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 352 с.
15. Голубев, А. И. Управление мотивацией персонала организации / А. И. Голубев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 2-1(60). – С. 65-70.
16. Гордеева Тамара Олеговна Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // СПЖ. 2016. №62.
17. Гордеева, Е. В. Мотивация как важнейший фактор повышения эффективности системы управления персоналом организации / Е. В. Гордеева, Ю. С. Севостьянова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 11-1(69). – С. 226-229.
18. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учеб. пособие для СПО / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
19. Долгина, Е. С. Концепции мотивации персонала: содержательные и процессуальные теории / Е. С. Долгина, Е. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 387-390.
20. Думенко Е.В. Критерии эффективности формирования материального стимулирования персонала организации /Е.В. Думенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. С. 60-62.
21. Дымшаков М.А. ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ФРЕДЕРИКА ГЕРЦБЕРГА КАК ОСНОВА АНАЛИЗА МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. №24-2.
22. Жуковский, И. В. Методика развития мотивации // Управление персоналом. – 2011. — № 13. — 55-56с.
23. Завьялова Е.К. Нематериальное стимулирование в современных системах управления персоналом российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2007. №1.
24. Закирьянова Л.Р. Материальное стимулирование персонала предприятий в современных условиях / Л.Р. Закирьянова // Молодежь и наука. 2017. № 3. С. 64.
25. Иванников, В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации / В.А. Иванников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология: Научный журнал. - 2015. - № 2. - С.15-22.
26. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебное пособие. – М,: ИНФРА-М, 2012. – 157 с.
27. Комарова Вероника Сергеевна МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ОПЫТ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2022. №1 (121).
28. Конева А.А. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ // Стратегии бизнеса. 2022. №8.
29. Мамаев А.А. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ // Экономика и социум. 2023. №7 (110).
30. Пузакова, А. А. Особенности организации стимулирования персонала в сфере туризма / А. А. Пузакова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 2 (2). — С. 84-88.
31. Роббинс, С. О. Основы управления персоналом. – М.: Клио, 2019. – 480 с.
32. Рязанова Я.В. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА // Теория и практика современной науки. 2016. №6-2 (12).
33. Самоличенко А.Н. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник науки. 2023. №10 (67).
34. Терехов, И.К. Мотивация и стимулирование труда. – М.: КНОРУС, 2017. – 224 с.
35. Тохтиев, К. В. Роль мотивации и удовлетворенности работой в повышении эффективности / К. В. Тохтиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 46-48.
36. https://otzovik.com/review_8693189.html