Фрагмент для ознакомления
2
Политика каждой правового, социального, демократического государства направлена на обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина; противодействие преступности; охрану общественного порядка и собственности; обеспечения общественной безопасности. Так как каждому государству присущ определенный уровень преступности, в последние ведется активная борьба с ее проявлениями и принимаются превентивные меры. Борьба с преступностью выражается в уголовном преследовании со стороны государства. При этом львиная доля по реализации указанного вида деятельности приходится на правоохранительные органы государства. Важнейшую роль в реализации функций правоохранительных органов играют все стадии уголовного процесса, в том числе предварительное расследование. В свою очередь значимой формой предварительного расследования выступает предварительное следствие.
Система органов предварительного следствия четко сформулирована в части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). К правовым актам, регламентирующим деятельность подразделений предварительного следствия, следует отнести Конституцию РФ от 12.12.1993, международно-правовые акты, ратифицированные РФ, федеральные конституционные законы, УПК РФ от 18.12.2001, федеральные законы (в частности, "О прокуратуре Российской Федерации", "О Федеральной службе безопасности", "О Следственном комитете Российской Федерации" и т.д.), нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации (в частности, Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 "Вопросы деятельности следственного комитета Российской Федерации" и т.д.) и нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты соответствующих министерств (в частности, Положение «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации») и другие.
Предварительное следствие производится соответствующим органом в зависимости от конкретного вида преступления, то есть с учетом установленной нормами УПК РФ подследственности. Итак, предварительное следствие может производиться следователями Следственного комитета РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел РФ.
Наиболее широкий круг дел расследует следователями органов внутренних дел. Ранее в состав органов, осуществляющих предварительное следствие также входила федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. После упразднения данной службы ее функции перешли к органам внутренних дел.
Что касается органов федеральной службы безопасности, то они, напротив, расследуют достаточно узкий круг дел (в сравнении с другими органами), однако их функции в отличии от функций органов следственного комитета и органов внутренних дел в рамках осуществления предварительного расследования на протяжении времени менялись не так сильно.
Следственный комитет РФ - это федеральный государственный орган, реализующий полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с нормами законодательства РФ. Основными задачами Следственного комитета являются:
- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии со содержанием подследственности, определенной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защиты прав и свобод человека;
- осуществление процессуального контроля за деятельностью следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
- организация и реализация в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
- осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
- разработка мероприятий по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальный контроль.
Одним из направлений деятельности подразделений федеральной службы безопасности (далее ФСБ РФ) является борьба с преступностью. Для обеспечения такой борьбы органы ФСБ уполномочены проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, создающих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных объединений, целью которых является насильственное изменение конституционного строя РФ.
К полномочиям органов Министерства внутренних дел (далее МВД) РФ относят выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными группировками, которые имеют транснациональный или межрегиональный характер, или преступлений, вызывающих большой общественный резонанс, и производства предварительного следствия по указанной категории уголовных дел . Система органов МВД РФ состоит из центрального аппарата и территориальных органов МВД России. Причем в каждом из названных уровней функционируют следственные подразделения, которые расследуют преступления, отнесенные к их ведению согласно существующих правил подследственности.
Кроме прокуратуры контроль за соответствием деятельности органов предварительного следствия принципа законности осуществляет суд. В частности, он дает разрешение на проведение определенных следственных действий и принятия отдельных процессуальных решений. Таким образом, судебные органы своей деятельностью одновременно обеспечивают реализацию принципов законности и подконтрольности суда .
Подытоживая вышеизложенное, можно утверждать, что структурная организация подразделений предварительного следствия в РФ обеспечивает реализацию основной задачи уголовного судопроизводства и наделяет указанные структурные единицы достаточной самостоятельностью для выполнения возложенных на них обязанностей и наделенных прав. Особенности деятельности органов предварительного следствия оговариваются закрепленными в нормативно-правовых актах РФ задачами соответствующих подразделений и правилами распределения уголовных дел по принципу подследственности. Реализация полномочий указанной категории подразделений должна соответствовать принципу законности, контроль за соблюдением которого осуществляют прокуратура и суд.
1.2. Проблемы отечественной системы предварительного следствия
Предварительное следствие является важнейшей формой предварительного расследования. От его качества зависят множество важнейших показателей характеризующих уголовно-правовую сферу, в том числе и раскрываемость преступлений. Предварительное следствие в течение всей истории развития современной России постоянно развивается, модернизируются. Конечной целью проводимых реформ всегда является повышение качества предварительного следствия. Несмотря на это, в настоящее время в сфере предварительного следствия остаются нерешенными большое количество проблем.
Как отмечают ученые и практики, все имеющиеся проблемы предварительного следствия можно разделить на 4 основных категории – это концептуальные, уголовно процессуальные, криминалистические и криминологические. Помимо этого, существуют и проблемы организации предварительного следствия, которые связаны нарушениями методики расследования преступлений, а также закрепленного порядка, регламентирующего производство следственный действий .
Рассмотрим первую проблему, связанную с участием защитника в предварительном следствии. Данная проблема в свою очередь включает в себя целый перечень самостоятельных проблем, проанализируем некоторых из них.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.03.2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/?ysclid=luxumgesps551559816.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27705/?ysclid= luxuodocwa356271040.
3. Агакшиева Б.А. Проблемы предварительного следствия в Российской Федерации и пути их решения / Б.А. Агакшиева // Закон и право. – 2020. – № 6. – С. 125-127.
4. Агутин А.В. Понятие и цели прокурорского надзора за исполнением законов при приостановлении и возобновлении предварительного следствия и дознания / А.В. Агутин // В сборнике: Актуальные вопросы производства предварительного следствия: теория и практика сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 10-21.
5. Антонов И.А. И снова возвращаясь к вопросу о едином вневедомственном следственном комитете российской федерации (уголовно-процессуальные, организационно-структурные и духовно-нравственные вопросы) / И.А. Антонов // Юридическая наука: история и современность. – 2019. –№ 1. – С. 155-160.
6. Воинкова М.Е. Понятие предварительного следствия, его цель и задачи / М.Е. Воинкова, В.М. Быков // Студенческий вестник. – 2020. – № 2-2 (100). – С. 9-14.
7. Джепарова А.В. Участие адвоката-защитника в предварительном следствии и дознании / А.В. Джепарова, А.Б. Сергеев // Студенческий вестник. – 2020. – № 18-3 (116). – С. 16-22.
8. Зубков В.Н. Какова цена незаконных действий должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при реабилитации? / В.Н. Зубков, И.И. Гусева // Российский судья. – 2020. – № 4. – С. 25-31.
9. Киселева Т.Е. К вопросу о создании единого следственного органа в Российской Федерации / Т.Е. Киселева // В сборнике: Правовая защита частных и публичных интересов Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 309-315.
10. Марьин А.С. Проблема собирания и представления доказательств защитником на стадии предварительного следствия / А.С. Марьин // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 336-338.
11. Мусаева Н.С. Особенности дознания и предварительного следствия в отношении несовершеннолетних / Н.С. Мусаева, М.Ю. Юсупов // В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2019. – С. 172-179.
12. Османова Н.В. Институт подследственности в досудебном уголовном производстве / Н.В. Османова // Публичное и частное право. – 2019. – № 1 (41). – С. 163-183.
13. Османова Н.В. Институт подследственности как общее условие разграничения форм предварительного расследования / Н.В. Османова // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. – 2019. – Т. 2. № 1 (1). – С. 88-94.
14. Савина А.А., Торопова В.В. Проблема определения территориальной подследственности уголовных дел / А.А. Савина, В.В. Торопова // В сборнике: Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 119-124.
15. Сон Н.Г., Получение доказательств при проведении расследования с участием переводчика / Н.Г. Сон, Н.Е. Мерецкий // В сборнике: Право и правопорядок: вопросы теории и практики Сборник научных трудов. Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. Хабаровск, 2018. – С. 221.
16. Тимофеев М.А. признаки и условия подследственности, их характеристика / М.А. Тимофеев // В сборнике: Юридическая наука: традиции и инновации сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Составители: В.А. Орлов, О.Е. Калпинская; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2018. – С. 296-300.
17. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / Т. Ю. Вилкова и др. – Москва: Юрайт, 2018. – 502 с.
18. Уголовно-процессуальное право. Общая часть и досудебное производство: курс лекций / О. В. Гладышева, В. А. Семенцов. – Москва: Юрлитинформ, 2018. – 329 с.
19. Харзинова В.М. Виды подследственности / В.М. Харзинова // Заметки ученого. – 2019. – № 2 (36). – С. 151-153.
20. Цветкова Е.В. Единый следственный орган: благо или зло? / Е.В. Цветкова, М.А. Литошенко, А.Г. Иголкина // В сборнике: European research сборник статей XXI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019. – С. 129-134.