Фрагмент для ознакомления
2
Современные реформы образовательного процесса продолжаются довольно интенсивно, и эти реформы, как и предыдущие, не дают ничего положительного образовательному процессу, а лишь усложняют его, заставляя учителей производить бесполезные бумаги. Отказ от Болонской системы не привел к отказу от образовательных степеней в настоящее время. Степени бакалавра и магистра остались. Они существуют наряду с колледжем и аспирантурой, где проводятся занятия, а также в рамках студенческих дипломов .
Были также недоумения по поводу образовательных степеней. Как известно, бакалавриат – это первая ступень высшего образования, на которой студенты учатся 4 года. На практике бакалавров оценивают как неудовлетворительных специалистов и испытывают трудности с их приемом на работу. Уже один этот факт вызывает недоумение – зачем нам степень бакалавра? Недоумение в связи с этим вопросом еще больше усиливается тем, что в бакалавриате преподавателю необходимо формировать как методику, так и предмет образовательного процесса. Такая методика должна отличаться от методики преподавания той же дисциплины в вузе и в аспирантуре. Но как найти эту разницу, если, например, тема «Иск» должна одинаково восприниматься любым студентом, независимо от уровня образования, на котором он постигает нюансы дисциплины. Можно ли прочитать тему «Иск» как-то урезанно или неполно на бакалавриате и более полно на магистратуре. Это невозможно, поскольку такое изложение материала называется ненормативной лексикой, что совершенно недопустимо в образовательном процессе. Магистерская программа предполагает более высокий уровень подготовки, ориентированный преимущественно на практику. Однако существующее правило о возможности получения степени магистра юриспруденции, не имея базового юридического образования, например степени бакалавра, превращает подготовку таких магистров в профанацию, поскольку зачастую, например, бакалавр с техническим или даже экономическое образование не знает основ права .
При этом подготовка магистров предполагает серьезную теоретическую подготовку, поскольку они могут претендовать на более высокие должности, а также продолжить обучение в аспирантуре. Но чем же принципиально должна отличаться подготовка магистров от подготовки аспирантов, если иметь в виду одну и ту же тему? Неужели мастера должны читать материал в каком-то другом формате? Это вряд ли возможно, поскольку подобная образовательная структура вновь приобретает качество ненормативной лексики. Но это не все. С момента введения Болонской системы и в настоящее время, несмотря на выход из нее, возникла необходимость в постоянном создании в рамках образовательного процесса новых программ, имеющих претенциозное название учебно-методических комплексов, рабочих программ учебной дисциплины (УМК, РПУД). Задолго до введения Болонской системы в каждом вузе была разработана программа по каждой дисциплине, в которой были предусмотрены необходимые рубрики учебного процесса – тематический план, планы лекций и семинаров, вопросы для подготовки к промежуточной и государственной аттестации, нормативные материалы и список рекомендуемой литературы. В разделе «План урока» (лекционного и семинарско-практического) приводится подробная информация, в том числе учебная цель, т.е. краткое содержание (сущность) урока; вопросы для письменной работы студента и вопросы для обсуждения на семинаре.
Этого было достаточно, чтобы эффективно построить процесс обучения. И действительно, больше ничего и не требовалось. При такой структуре программы все было понятно как студенту, так и преподавателю, особенно начинающему преподавателю, который благодаря краткой аннотации темы семинара или лекции мог легко ориентироваться в учебном материале .
Однако этого показалось мало, в настоящее время практически каждый год разрабатываются новые ППР, перегруженные информацией, необходимой не столько преподавателям и учащимся, сколько контролерам, и, что самое главное, не имеют никакого значения для повышения эффективности. преподавания. Многочисленные компетенции, предусмотренные ФГОС «Баккалавриат», не решают главную задачу подготовки юриста, а именно: знание права и умение применять правовую норму в конкретной ситуации, будучи при этом высокообразованным специалистом в области культуры. Так, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Правоведение» (уровень бакалавриата) предусмотрены компетенции различного уровня, в том числе 11 универсальных компетенций, 9 общепрофессиональных компетенций.
При этом, как указано в Федеральном государственном бюджете, при определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов организация выбирает профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на сайте - специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ «Профессиональные стандарты». Мало того, что нужно распределять эти компетенции, так еще и нужно опираться на реестр профессиональных стандартов, разобраться в котором достаточно сложно . Но этого недостаточно. Также необходимо иметь в виду так называемый паспорт компетенций, объем которого составляет 248 страниц. Что касается самих компетенций, то они соответствуют условиям образовательного процесса, которые всегда достигались или были приоритетными в обучении как до, так и после внедрения Болонского процесса. Например, универсальные компетенции: КС 1 – «умеет искать, критически анализировать и синтезировать информацию, применять системный подход к решению задач», КС 2 – «способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать лучшую пути их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений».
Или общеобразовательные компетенции: ОПК 1 – «умеет анализировать основные закономерности становления, функционирования и развития права», ОПК 2 – «умеет применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности» и т. д. Разве студент не должен был научиться применять нормы права, прежде чем указывать на эти компетенции? На основе представленного ФГОС составляются программы по каждой дисциплине бакалавриата и магистратуры, объем каждой программы с учетом требований ФГОС составляет не менее 100 страниц. При этом требования к составлению рабочих программ меняются практически каждый год, создавая дополнительную нагрузку на преподавателя. Надо сказать, что реформы, раскачивающие образование, проводились и раньше, но не столь шокирующе.
Например, А.В. Луначарский, нарком просвещения, постоянно начинал новые преобразования: школы-коммуны, педология, эсперанто. Но его идеи не повлияли на учителей, у которых было время для творческой работы. Преобразования Луначарского оставили учителя в состоянии здоровой психики, что очень важно для творческой, а тем более для творческой работы. Современные реформы не только крадут драгоценное время творца, не позволяя преподавателю творчески развивать свое общение с учениками, но и нарушают душевное равновесие, что может вывести из строя на длительное время.
1.2. Дополнительные профессиональное образование в юридической сфере и ее составляющие
Мир, в котором мы живем, уже никогда не будет прежним. И нам всем нужно научиться адаптироваться к новой реальности, в том числе и в профессиональной среде .
Юристы, как традиционно консервативные люди с высоким уровнем профессиональной деформации, склонны считать процессы изменений трудными и влекут за собой значительное повышение уровня стресса, связанного, прежде всего, с неопределенностью будущего. И чем быстрее нам удастся осознать эту новую реальность, тем эффективнее и безболезненнее мы пройдем переходный период .
Можно выделить восемь ключевых тенденций, которые будут определять развитие юридической профессии в следующем столетии:
Адвокатура очень быстро потеряет монопрофессиональный характер, присущий ей практически с момента ее зарождения. Работодатели XXI века будут ориентированы на поиск специалистов, владеющих одновременно двумя (а иногда и более) специализациями на необходимом для них уровне.
Полипрофессионализм не только обеспечивает взаимозаменяемость и взаимодополняемость кадров, гибкость поведения сотрудников на рынке труда, дополнительные карьерные пути, но и, что самое важное, существенно расширяет стратегический профессиональный горизонт видения, способствуя возникновению и внедрению инноваций как ключевого конкурентное преимущество в цифровой экономике .
Отсюда следует, что наличие двух-трех ядер компетенций в рамках одной программы профессионального образования, в том числе дополнительного профессионального образования (далее ДПО), станет (и уже становится) весьма распространенным явлением в ближайшие годы.
Наиболее востребованным будет сочетание фундаментальной юридической и технологической подготовки (например, юрист-инженер, юрист-программист). Не меньшей популярностью будут пользоваться траектории «юрист-менеджер», «юрист-экономист», «юрист-финансист», «юрист-бухгалтер». Большие перспективы откроются перед специалистами, совмещающими юридическую профессию с отраслевым профилем (юрист-врач, юрист-психолог, юрист-лингвист).
При этом специалисты, имеющие одновременно три и более профессий (юрист-менеджер-инженер, юрист-лингвист-программист, юрист-менеджер-лингвист-психолог) по-прежнему будут наиболее конкурентоспособными в новую эпоху.
Специальность «юриспруденция», полученная в вузе или колледже, – понятие широкое. В области обучения много специализаций: международное право; уголовное право; Закон о налоге; гражданский закон; таможенное право и др. Набор изучаемых дисциплин и запись в дипломе в конечном итоге влияют на то, в какой области выпускник будет иметь право практиковать. А если, например, корпоративный юрист решит стать адвокатом по уголовным делам, ему придется сменить специализацию и пройти переподготовку .
Программы профессиональной переподготовки рассчитаны в среднем на 540 академических часов. Такое обучение длится около 9 месяцев и заканчивается выдачей диплома с правом ведения деятельности в выбранной сфере. Если учиться удаленно, по 8 часов в день, то можно за 3-4 месяца. Широкий спектр предлагаемых курсов позволяет выбрать направление обучения в соответствии с областью права, в которой планирует проходить практику студент. Это могут быть: «Арбитражное управление»; «Внесудебное и судебное разрешение административных дел»; «Правовое сопровождение бизнеса»; «Адвокация»; «Патентное дело»; «Юрисконсульт государственной и муниципальной службы»; «Банковский юрист»; «Юрист по уголовному праву» и т. д. Чаще всего для поступления на курсы необходимо иметь диплом профильного вуза или колледжа. Для обучения на некоторых программах также потребуется опыт работы в сфере права. Однако в ряде случаев получить документ о переподготовке можно и без базового юридического образования .
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 5. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
II. Учебная и специальная научная литератур
4. Александрова О.И. Особенности развития юридического образования в системе органов юстиции // Вестник Российской правовой академии. 2023. № 1. С. 10-17.
5. Бедрин В.С. Системы электронного обучения в области юридического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 31-33.
6. Блонский Л.В. Повседневные и юридические аспекты модернизации системы высшего образования в СССР 1930-х годов // В сборнике: Наука и образование в современном вузе: традиции и актуальные практики развития. Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.В. Бариновой, Л.В. Блонского, С.Н. Климова. 2019. С. 49-57.
7. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 2 (16). С. 102-112.
8. Бондарь Н.С. Конституционная компаративистика в системе юридического образования: сочетание научно-доктринальных и учебно-образовательных начал // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 3. С. 5-19.
9. Бородушко И.В. Принцип опережающего обучения в системе юридического образования // В сборнике: Актуальные проблемы вузовского юридического образования. Материалы международного круглого стола, посвященного 110-летию ВГУ имени П.М. Машерова. Редколлегия: А.А. Бочков (отв. ред.) [и др.]. Витебск, 2021. С. 6-11.
10. Брылева Е.А., Гордиенко И.В. Актуальные проблемы ведомственного юридического образования в системе ФСИН России // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 5. С. 112-118.
11. Волков А.П., Резаков Р.Г. Военно-юридическая академия в системе дополнительного военно-профессионального образования в 1936-1945 гг. // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 4 (85). С. 1088-1095.
12. Волкова М.А., Кученин Е.С. Научное наследие юристов-академиков российской академии наук в системе юридического образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 95-100.
13. Гаврицкий А.В. Юридическое образование в зеркале современных преобразований судебной системы // В сборнике: Актуальные проблемы развития цивилистического процесса. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 7-11.
14. Голованова В.Ф. Создание системы юридического образования в России в XIX веке // Законность и правопорядок. 2021. № 4 (32). С. 94-101.
15. Головченко Я.А. Система и история развития юридического образования в Великобритании // В сборнике: теоретические и практические аспекты научных исследований. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 418-421.
16. Гражданское право социального государства: сборник статей, посвященный 90-летию со дня рождения профессора А.Л. Маковского (1930 - 2020) / А.Г. Архипова, А.В. Асосков, В.В. Безбах и др. / отв. ред. В.В. Витрянский, Е.А. Суханов. – М. : Статут, 2020. – 480 с.
17. Донская Е.В., Крючкова Г.А. Философия права в системе юридического образования // Инновационные научные исследования. 2021. № 10-2 (12). С. 71-75.
18. Егупов В.А. Роль теологии в системе современного юридического образования в России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2019. № 14. С. 15-16.
19. Изюмов И.В. Специфика юридической ответственности в сфере образования в условиях модернизации системы высшего образования // В сборнике: Вузовская наука: проблемы подготовки специалистов. материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 46-48.
20. К вопросу о преподавании историко-правовых дисциплин в системе высшего юридического образования / Глотова Е.Л., Байгарина А.Е., Данилова Н.В. // Российское право онлайн. 2021. № 4. С. 83-87.
21. Казаков А.Е. Аграрно-правовая политика в системе юридического образования // В сборнике: Science start up: students' meeting in Siberia. Материалы сибирского международного студенческого аграрного форума. Красноярск, 2023. С. 319-321.
22. Касимов Т.С. Место юридической техники в юридической науке, системе юридического образования и законодательстве // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2020. № 4 (8). С. 10-20.
23. Кожевина М.А. Интеграция отечественной милицейской (полицейской) школы в государственную систему юридического образования // В сборнике: сто лет уральскому государственному юридическому университету (1918-2018 гг.). Екатеринбург, 2019. С. 1122-1131.
24. Колоткина О.А. Роль профессионального юридического образования в совершенствовании элементов российской правовой системы // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 10-14.
25. Кочкаров Р.М. Философское осмысление и практика интеграции нравственных и правовых ценностей через систему юридического образования молодежи // В сборнике: Роль молодежи в этнополитических процессах на Южном и Северном Кавказе: общее и особенное. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 244-249.
26. Кузнецова Е.Н. Будущее юридического образования после отмены болонской системы // В сборнике: Юридический процесс в России. Материалы Всероссийской межвузовской студенческой научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2023. С. 439-440.
27. Кузнецова Л.В., Федяев Е.А. Организационно-методические условия педагогической подготовки адъюнктов в системе высшего юридического образования // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 3 (97). С. 169-178.
28. Лобанов В.Б. Становление советской системы юридического образования (1917-1941 гг.) // В сборнике: Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы в контексте междисциплинарных исследований. Сборник материалов Всероссийского круглого стола. Под общей редакцией В.Г. Бондарева, Е.П. Цыплаковой. Санкт-Петербург, 2023. С. 42-45.
29. Лукавенко А.В., Басинский А.М. Физическая подготовка в системе юридического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 196-198.
30. Мацкевич И.М. Становление и развитие системы юридического образования в России и подготовка будущих прокурорских работников // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. № 6 (98). С. 5-22.
31. Мелешко С.И., Сахипова С.А. Значение теории государства и права в системе высшего юридического образования // В сборнике: Сборник научных статей по итогам II Севастопольского юридического форума. Сер. «Научный фонд» Ответственный редактор С.А. Васильев. 2020. С. 206-209.
32. Михайлов С.Е. Основные методы формирования практических навыков у студентов в системе высшего юридического образования // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 4 (20). С. 414-419.
33. Мусалов М.А., Дибирова А.И. Мусульманское право в системе юридического образования // Образование и право. 2021. № 3. С. 412-418.
34. Новиков А.В. Общие тенденции развития системы высшего юридического образования российской империи 2-й половины ХIХ - начала ХХ вв. // Мировая наука. 2021. № 6 (51). С. 272-275.
35. Павлов В.С. Место императорского училища правоведения в системе юридического образования России (1835-1918) // В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 25-летию Санкт-Петербургского университета МВД России). Материалы XX международной научно-теоретической конференции. В 2-х частях. Санкт-Петербург, 2023. С. 2180-2185.
36. Парсаданян М.А. Понятийный аппарат дисциплины «безопасность жизнедеятельности» и его роль в системе высшего профессионального юридического образования // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 109-118.
37. Петрова Е.А. Норморайтер в механизме правотворчества и системе юридического образования // В сборнике: Норморайтер как профессия. Материалы дискуссии. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. 2019. С. 300-305.
38. Петровский Н.А. Цифровые технологии в юриспруденции и системе юридического образования // В сборнике: Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: национальные цели развития и региональные приоритеты. Сборник статей и материалов XVI Международной научно-практической конференции. Брянск, 2022. С. 45-53.
39. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности в системе юридического образования в условиях цифровизации // В сборнике: Юридическое образование и юридическая наука в России: современные тенденции и перспективы развития. (к 15-летию юридического факультета Курского государственного университета) : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 64-70.
40. Сабирова Л.Л. Особенности юридического консультирования студентов в системе высшего профессионального образования // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1 (37). С. 58-63.
41. Самойлова Ю.В. Юридические специальности в системе среднего профессионального образования: перспективы и преимущества // Образование и воспитание. 2022. № S4-1 (40-1). С. 80-85.
42. Саттарова Н.А. Трансформация и необходимость усиления роли финансово-правовых дисциплин в системе современного юридического образования // Юридическое образование и наука. 2023. № 7. С. 3-6.
43. Севостьянова В.Д., Хиль И.М. Юридическая наука и образование как факторы повышения эффективности правовой системы России: историко-теоретический аспект // В сборнике: Жизнь права: правовая теория, правовая традиция и правовая реальность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвящённой 50-летию создания кафедры теории и истории государства и права КубГУ . Кубанский государственный университет, Юридический факультет им. А.А. Хмырова, Кафедра теории и истории государства и права. 2022. С. 269-272.
44. Стромов В.Ю. Развитие междисциплинарного подхода к получению знаний в системе вузовского юридического образования (введение в проблему) // Государственно-правовые исследования. 2020. № 3. С. 16-19.
45. Трансформация отечественной образовательной системы дальнего востока (на примере высшего юридического образования) в 1917-1941 гг. / Елисеева Е.В., Орнацкая Т.А., Цуканов С.С., Шедина С.В. // International Law Journal. 2021. Т. 4. № 1. С. 126-132.
46. Туркаева Л.В. Модернизация российской системы высшего юридического образования как необходимое условие формирования профессиональной правовой культуры будущих юристов // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 33. № 4 (32). С. 163-169.
47. Халиков А.Н. Система юридического образования в современной России в соотношении с юридической практикой // Юридическое образование и наука. 2022. № 10. С. 3-7.
48. Храмова Т.М. Через формулу к звездам: о системе оценивания в юридическом образовании // Закон. 2023. № 1. С. 60-73.
49. Цареградская Ю.К. Норморайтер в системе высшего юридического образования // В сборнике: Норморайтер как профессия. Материалы дискуссии. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. 2019. С. 260-263.
50. Цыбулевская О.И. Формирование нравственно-правового сознания студентов в системе юридического образования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 3 (63). С. 234-236.
51. Шарф В.А. Императорский царскосельский лицей в российской системе юридического образования (1811 - 1843 гг.) // В сборнике: Эволюция российского права. Материалы XXI международной научной конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2023. С. 378-391.
52. Юридическая клиника в системе высшего юридического образования / Водяницкая В.С., Самохвалов В.А., Картамышев А.А. // В сборнике: Юридическая клиника: проблемы, перспективы, развитие. материалы V Республиканского круглого стола. Макеевка, 2022. С. 133-137.
53. Юсупов Р.Г. К вопросу о двухуровневой системе высшего юридического образования в России // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития юридического образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию юридического образования в Республике Башкортостан. Ответственный редактор И.А. Макаренко. Уфа, 2019. С. 183-189.