Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире предпринимательская деятельность играет существенную роль в экономике различных стран, включая Российскую Федерацию. Чему способствует предпринимательство? В первую очередь, созданию новых рабочих мест, что приведет к уменьшению уровня безработицы, поскольку потребуется дополнительная рабочая сила. Также, способствует увеличению экономического роста и развитию инноваций. Всё это приведет к благополучной обстановке среди населения страны и уменьшению социальной напряженности в обществе.
Важно понимать, что российский бизнес имеет свою специфику, которая основана на таких факторах как: исторические, культурные и правовые. Исследование является актуальным, поскольку изучение общих черт предпринимательской деятельности, в том числе и российской специфики, позволит определить основные проблемы и выявить возможности для её развития. В свою очередь, это способствует повышению уровня предпринимательской активности и улучшения экономической ситуации в стране.
Где есть преимущества, там есть и недостатки. Это относится и к предпринимательской деятельности. Каждый предприниматель сталкивается на своём пути с такими проблемами, как: высокая конкуренция, нестабильность экономической ситуации, изменение экономического цикла, законодательные трудности и другое. Но существует поговорка «кто не рискует, тот не выигрывает», поэтому несмотря на определенные риски и вызовы на пути, нужно не останавливаться и достигать поставленных целей, чтобы в результате получить прибыль и высокую оценку предприятия.
Целью данной работы является рассмотрение предпринимательской деятельности: сущности, форм и современных тенденций развития в России.
Задачи:
- описать этапы развития предпринимательства в России;
- рассмотреть сущность и цели предпринимательства;
- изучить функции предпринимательства и формы его организации;
- описать особенности становления предпринимательства в России;
- рассмотреть современные тенденции предпринимательства в России;
- проанализировать предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг.
Объект исследования – предпринимательство.
Предмет исследования – специфика развития предпринимательства в России.
1. Предпринимательство как вид деятельности.
1.1. Этапы развития предпринимательства в России.
Зарождение предпринимательской деятельности в России началось со времен Киевской Руси.
В 1847 г. известный ориенталист Савельев обратил внимание на Арабские монеты, которые были найдены в России, как на важный источник для изучения торговых взаимоотношений Древней Руси с Востоком .
В VII–IX вв. неоднократно упоминается о торговле русов с различными народами (буртасами, хазарами, болгарами). Самым обиходным товаром было принято считать меха. Русь начала поставлять их иностранцам. Русские купцы имели в Итиле, хазарской столице, свои имения.
Купеческие караваны русов путешествовали двумя маршрутами: они двигались по Волге к Каспийскому морю либо направлялись по Днепру к Черному морю и далее в Багдад.
В X в. активно развивалась торговля на Руси с греками на основании договоров. Этот период более известен, чем торговые взаимоотношения Руси с арабами, благодаря дошедшим до нас договорам, подписанным русскими князьями.
В XI в. на Руси был написан первый документ, который регулировал отношения между предпринимателями и предпринимательскую деятельность, – свод законопроектов «Русская правда». В данном кодексе указывалось на право неприкосновенности собственности, а также предусмотрена возможность банкротства.
В связи с попаданием Руси под ордынский гнет в XIII–XV вв., русский народ надолго прекратил заниматься предпринимательской деятельностью.
В период XVII–XVIII вв. наблюдаются процессы оживления в сфере предпринимательства: создаются крупные предприятия, которые занимаются производством железа, военного снаряжения, строительством кораблей, развивается легкая промышленность. В Санкт-Петербурге Петр Великий основал первую биржу. В этот период усиливается налоговое бремя для предпринимателей-торговцев. Многие мелкие купцы разоряются. Вместе с тем процветают государственные монополии. Существенно укрепляются торговые отношения со странами Европы .
Таблица 1 – Этапы развития предпринимательства в России
Этапы Краткая характеристика
VII–IX вв.
Зарождение предпринимательства: торговля русов с различными народами (буртасами, хазара-
ми, болгарами)
X в.
Активно развивается торговля с греками на основании торговых договоров
XI в.
Появление нормативно-правовой базы, издание свода законов «Русская правда»
XIII–XV вв.
Попадание Руси под ордынский гнет. Русский народ на века прекращает заниматься предпринимательской деятельностью
XVI в.
В Московском государстве набирает обороты торгово-промышленное предпринимательство, подкрепляемое столичным купечеством
XVII–XVIII вв.
Создаются крупные предприятия, которые занимались производством железа, военного снаряжения, строительством кораблей. Предприятия возникали и в сфере легкой промышленности
XIX в. Россия постепенно становится капиталистической страной. Машины вытесняют ручной труд, уходит в прошлое основанная на нем мануфактура. Страна переживает время бурного экономического роста, быстро догоняет другие индустриально развитые державы
XX–XXI вв. Процветает семейный и частный бизнес. Набирает обороты малый бизнес
На рубеже XVII – XVIII вв. началась новая эпоха России – эпоха Петра. Польский писатель, публицист, историк Казимир Валишевский так оценил этот мировой феномен: «Петр – это вся Россия; её плоть и дух, характер и гений, воплощение всех её добродетелей и пороков… . Это душа великого народа, но также душа великого человека, в котором как бы воплотилась мысль и воля миллионов существ» Петр получил от своего отца – Алексея Михайловича, сложившуюся торговую деятельность, окончательно обособившуюся от ремесла и земледелия, относительно разделённую на внутреннюю и внешнюю, оптовую и розничную, а так же расширенный национальный рынок за счет воссоединения в 1654 году Малороссии, Западной и Восточной Сибири. Кроме этого ему достался сформировавшийся класс купцов со своим капиталом и централизованная денежная система, которые стали основными субъектами внутреннего рынка. Во второй половине 17-го века число купцов гостиной и суконной «сотни» увеличилось до четырехсот человек, а их индивидуальные капиталы оценивались от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Среди купечества особенно выделялись Строгановы, Евренковы, Босовы.
В наследство Петру достался и важнейший документ регулирующий торговую деятельность в России – «Новоторговый устав 1667» этот документ относительно в полной мере отражал чаянье отечественных предпринимателей, содержащихся в «челобитной русских торговых людей царю Алексею Михаиловичу» 1646 года и законодательно устанавливал правила и нормы внутренней и внешней торговли. Он являлся своеобразным итогом борьбы русского предпринимательского сообществ за отечественный рынок
В преамбуле устава отмечалось, что «приезжие иноземцы бесстрашно учали товары худые поддельные, как в серебре и золоте литом и в пряденном, так их и в поставах сукна, и в иных заморских товарах, в царствующий град Москву… и такие худые товары сысканы, и русским торговым людям… многие убытки и домовые разорения учинились»
В уставе содержится шестнадцать статей в которых отражены:
1) государственная политика защиты отечественной торговли, поддержка отечественного купечества (единый купецкий приказ);
2) забота о пополнении государственной казны путём установления пошлин с иностранных купцов;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 10.04.2024)
2) Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (дата обращения 10.04.2024)
Статьи, монографии, учебники
3) Алова К. А., Нилова А. М., Cперанский Д. С. Рынок ценных бумаг как фактор экономического роста//ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. Сборник статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Курск, 2022. С. 37-40
4) Аскинадзи, В. М. Инвестиции : учебник для вузов / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.
5) Афанасьева Н. В., Государственно-частное партнерство в Российской Федерации на современном этапе: тенденции и проблемы развития // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2023. — Т. 29, № 11. — С. 1333-1348
6) Беспалёнок Е.Д. Участие вяземских купцов во внешней торговле России в XVII-XVIII вв/ИЗВЕСТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2008. № 4. С. 179-185
7) Богданов Е. В., Договоры в сфере предпринимательства : монография. — Москва : Проспект, 2021. — 303, [1] с.
8) Валишевский Казимир. Петр Великий – М.: 1993
9) Ершова Е.Ю. Показатели эффективности продаж на маркетплейсах // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1 (150). С. 1471-1474.
10) Зубов Я.О. Эффективное управление и развитие современного рынка ценных бумаг//ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. IX СПЕРАНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник статей. Сер. "Гуманитарные чтения РГГУ - 2022" Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", Институт экономики, управления и права. Москва, 2022. С. 79-85
11) Кошевенко С.В. Новые тренды в предпринимательстве и бизнесе в 2023 году//СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей X юбилейной международной научной конференции. Курск, 2023. С. 76-80
12) Криничанский К. В., Связь финансов и роста в России: работает ли канал малого и среднего предпринимательства? // Вопросы экономики. — 2023. — № 6. — С. 76-93.
13) Купцов, И. В. Род Строгановых / И. В. Купцов. – Челябинск : Каменный пояс, 2005.
14) Манкевич Ю. В., Бизнес и устойчивое развитие в России: переход от этического поведения к экологическому // Труд и социальные отношения. — 2023. — Т. 34, № 2. — С. 74-83
15) Матвеева Е.Е. Анализ предпринимательской активности РФ в условиях кризиса//СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей X юбилейной международной научной конференции. Курск, 2023. С. 109-115
16) Попов Д.А. Торговля России: Петровская эпоха//ПЕРЕДОВЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО. Сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции. Том Часть 2. 2019. С. 179-185
17) Страдымова А. Е., Севостьянова О. Г. Развитие предпринимательства в России//МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ. Сборник научных статей VIII международного форума молодых ученых, посвященного 55-летию университета. Под научной редакцией Н. В. Кузнецова. 2019. С. 346-350
18) Тавбулатова З. К., Висаитова М.Р. История развития малого и среднего предпринимательства в России// «Путь России: экономические, социальные, культурные векторы и международный контекст»: cборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. (Институт Дружбы народов Кавказа, февраль 2019 г.). – Ставрополь: РИО ИДНК, 2019. С. 147-150
19) Хисямов Р. С., Смена парадигм производственных отношений - начало конца истины // Аудиторские ведомости. — 2023. — № 4. — С. 257-260.
20) Хуторской В. Я., Экономическая политика Михаила Горбачева // Преподавание истории в школе. — 2019. — № 4. — С. 48-50