Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Содержание системы управления жилищным фондом и многоквартирными домами 5
2. Особенности выбора управляющей организации как способа управления многоквартирным домом 10
3. Совершенствование системы проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации 15
Заключение 23
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Определим основные понятия в сфере управления жилищным фондом и многоквартирными домами. Многоквартирный дом включает в себя как жилые помещения (квартиры), так и нежилые помещения (магазины, офисы) и общее имущество дома . Состав общего имущества в многоквартирном доме приведен на рис.1 :
Рис. 1. Состав общего имущества в многоквартирном доме
С появлением такой функционально-планировочной формы организации жилища как многоквартирные дома возникла и необходимость управлять ими.
До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 76-ФЗ «О товариществах собственников жилья» жилищный фонд преимущественно находился в государственном управлении.
Однако в ходе масштабной приватизации большая часть жилых помещений в многоквартирных домах перешла в частную собственность, что вызвало необходимость преобразования системы управления многоквартирными домами. При этом на тот момент не были еще даны дефиниции данного явления, и тем более не были определены и отрегулированы возможные способы управления многоквартирными домами.
С тех пор и по настоящее время постоянно вносятся изменения и делаются попытки усовершенствования системы управления многоквартирными домами. К таким изменениям можно отнести следующие (см. рис. 2) :
Рис. 2. Изменения системы управления многоквартирными домами
Однако, к сожалению, по-прежнему возникают все новые и новые вопросы, выявляются коллизии и пробелы в существующей правовой базе.
Согласно п. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами .
В правовых актах на сегодняшний день существует два на первый взгляд схожих между собой понятия: «управление жилищным фондом» и «управление многоквартирным домом».
Это стало возможно в виду того, что в советское время, как уже отмечалось ранее, единственным собственником большинства многоквартирных домов было государство. Оно создавало предприятия для обслуживания домов целого города.
И поэтому правовые акты, принятые в то время, подтверждают понятие «управление жилищным фондом».
В свою очередь, следует отметить, что легального определения понятия «управление многоквартирным домом» не существует. Часть 1 ст. 161 Жилищного Кодекса (ЖК) РФ раскрывает лишь цели данной деятельности, а именно (см. рис. 3) :
Рис. 3. Цели управления многоквартирным домом
В юридической литературе есть возможность познакомиться с раскрытием понятия «управление многоквартирным домом» через приведенные выше цели.
Так, например, Д.П. Гордеев утверждает, что ч. 1 ст. 161 ЖК РФ впервые определяет управление многоквартирным домом как деятельность, обеспечивающую благоприятные и безопасные условия
Для организации управления многоквартирным домом собственники должны понимать, что частное имущество и общее имущество в многоквартирном доме не разделимо ввиду единой конструкции здания. Собственники должны принимать усилия по сбережению собственности, чтобы не разрушить всю конструкцию здания.
Ввиду данной особенности законодательно установлено императивное требование о совместном принятии решения собственниками в отношении реализации некоторых прав на общее имущество в многоквартирном доме. Приведем пример. Если один из собственников в многоквартирном доме ведет работы по переустройству или перепланировке и затрагивает этим общее имущество собственников многоквартирного дома, уменьшая его, то такому собственнику необходимо разрешение на данные действия всех собственников многоквартирного дома.
Такое же разрешение требуется в случае, если объекты общего имущества передаются в пользование иным лицам. Это может быть осуществлено только по решению собственников помещений, принятому на общем собрании таких собственников.
Запрещено установление ограничений для иных лиц к объектам, которые были на данном земельном участке. В других случаях, может устанавливаться новое обременение земельного участка, ограниченного в пользовании, между лицом, желающим обременение и собственником помещения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.
2. Чубарова, Е. А. Совершенствование системы проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации органами местного самоуправления / Е. А. Чубарова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 215-218. – URL: https://moluch.ru/archive/234/54385/
3. Письмо ФАС России от 24.11.2017 № ВК/82194/17 «О рассмотрении обращения» // Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Информация ФАС России «О применении ст. 15 Закона о защите конкуренции в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций» // Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Письмо Минстроя России от 24.04.2015 № 12258-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» // Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Письмо ФАС России от 02.09.2015 № АД/46729/15 «О возможности предоставления временной управляющей организации без проведения конкурсных процедур права на управление многоквартирными домами» // Документ опубликован не был. Текст документа на сайте http://kirov.fas.gov.ru
7. Андрианова Д.В. Гражданско-правовое регулирование конкуренции в сфере управления многоквартирными домами: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». 2016.
8. Воронцова Е.Б. Правовой механизм выбора управляющей организации в жилищной сфере // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2010. № 14 (57). С. 244-252.
9. Корепина Е. А. Гражданско-правовое регулирование проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. – М., 2012.-217 с.
10. Лысова И.С., Власова А.В. Конкурс по отбору управляющей организации для новостроек // В сборнике: взаимодействие науки и общества - путь к модернизации и инновационному развитию. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 80-83.
11. Маслей С.Э. Особенности выбора управляющей организации как способа управления многоквартирным домом // В сборнике: Правоприменение в публичном и частном праве. материалы Международной научной конференции. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Омск, 2019. С. 60-64.
12. Стукалов А. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ: вопросы теории и практики. – Проспект, 2015.-175 с.
13. Чернышев В.А. Проблема отбора управляющей организации органом местного самоуправления и способы ее решения // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 5. С. 158-161.
14. Чубарова Е.А. Совершенствование системы проведения открытых конкурсов по выбору управляющей организации органами местного самоуправления // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 215-218.